Как можно овладеть этим состоянием?
Þ Сведения к размышлению!
Дорогой друг!
Мы приступаем к освоению приёмов психотехники триады состояния покоя, о котором Вы узнали в предыдущих темах.
1 ÞНачнём нашу работу с изучения приёма формирования психотехнического состояния телесного покоя.Это состояние возникает под влиянием полного мышечного расслабления, но с обязательным условием – сохранением бодрости сознания и ясности мышления.
Что даёт это состояние?
Психическая жизнь человека заключается в мыслях и чувствах, переживаниях, возникающих в ответ на всё то, что происходит с человеком.
Мысли, чувства и переживании часто возникают одновременно, и не редко чувства и эмоции берут верх над разумом. Не даром в народе ценится как деловое качество «ясный разум», т.е. такой разум, которому чувства и переживания не мешают правильно осмыслить действительность и принять правильное решение.
Разум, сознание, осознанное мышление – качества, свойственные человеку и ими мы отличаемся от животных.
Однако у нас есть много общего с животными. Это, прежде всего, эмоции и примитивные чувства.
Если человек культурно развит, то его эмоции и чувства значительно отличаются от животных, приобретают особые, присущие только человеку гуманистические, альтруистические, духовные черты.
Если человек культурно не развит, то его эмоции и чувства очень близки по характеру к эмоциям и чувствам человекообразных обезьян. У них нет духовных потребностей и возвышенных чувств.
Таким образом, психические процессы у человека имеют двойственную природу. Разум человека возникает и развивается только в человеческом обществе, особенно если родители правильно воспитывают ребёнка, стараются развить в нём интеллект и альтруизм.
Чувства и эмоции появляются от рождения и имеют биологическую природу. Сначала они примитивны и аналогичны тем, которые имеются у обезьян. Затем они начинают развиваться и при правильном воспитании могут достичь высот культуры.
Взаимодействие чувств, эмоций и разума – это взаимодействие в человеке человеческого и животного, биологического. В этом нет ничего плохого. Человек – существо биологическое. Ему нужно есть, пить, размножаться, защищать себя, семью точно также как это делают животные. Это нас с ними объединяет. Но мы можем это делать разумно, и это отличает нас от животных.
Поступать же разумно мы можем только тогда, когда чувственные переживания не ослепляют наш разум.
Значит, освободить разум от влияний чувств и переживаний очень важно для нас. Это легко сделать, если разум развит, и гораздо сложнее, если Вы не любите мыслить и рассуждать о явлениях окружающей Вас жизни.
Любовь к осмыслению всего того, что Вам интересно, умение рассуждать наедине с собой по разным поводам – сугубо человеческая черта. Она говорит о развитом интеллекте. Размышление приводит к познанию интересующих нас явлений. Это высшее проявление разума. Оно называется философией. Если вы склонны к философии, вы легко подчините своему разуму свои эмоции и чувства. Если у Вас нет такой склонности – эмоции и чувства подчинять себе Ваш разум.
Если Вас захлёстывают чувства и эмоции, если они мешают Вам осмысливать свои действия и поступки, принимать правильные решения – не беда. С помощью психотехники Вы легко научитесь это делать.
Состояние телесного покоя непосредственно освобождает разум от телесных чувственных и эмоциональных помех.
Когда успокаивается и засыпает тело, эмоции и простые желания, потребности тела, также ослабевают и перестают оказывать своё влияние на Ваши мысли
Ваш разум становится ясным, мышление приятным и глубоким, отвлечённым от страстей, желаний и чувств.
Вы приобретаете способность к рассуждениям хотя бы потому, что больше нечем заниматься, а спать не хочется.
Если процесс мышления Вам начинает доставлять удовольствие и Вы, к тому же, склонны к философии, то состояние мышечного покоя Вам поможет добиться особой ясности сознания и остроты мыслей.
Таким образом, первой особенностью психотехнического состояния телесного покоя является способность этого состояния освобождать разум, мышление от подчинения чувствам и эмоциям.
2 ÞРассмотрим вторую особенность этого состояния.
Состояние телесного покоя при сохранении полной ясности сознания – особое явление психической культуры, так как в повседневной практике не встречается.
Все животные тесно связаны своей психикой с мышечной активностью. Психическое напряжение животных всегда соединено с мышечным напряжением.
Действительно, когда животное расслабляется?
Тогда, когда ему нужно отдохнуть. Когда ему не нужно искать пищу или скрываться от врагов. Когда ему ничто не угрожает, животное расслабляет тело и засыпает.
Если ему надо искать пищу, бояться кого-нибудь, или нападать, то мышцы животного напрягаются и психика тут же готова к действию: драться, догонять, убегать и т.д.
У человека психические процессы с развитием разума и сознания приобрели иной характер. Однако прежняя биологическая природа мышечного напряжения одновременно с психическим напряжением сохранилась.
Поэтому если мы о чём-то напряженно думаем или что-то делаем, или просто переживаем, то наши мышцы непроизвольно напрягаются, повышается их тонус, и мы преодолеваем это напряжение, выполняя большую физическую работу. Это наша биологическая память о нашей далёкой древней жизни, та, что досталась нам от наших животных предков.
Психические процессы у человека для своего качественного протекания не нуждаются в параллельном мышечном напряжении, с высоким мышечным тонусом. Они даже лучше протекают без такого сопровождения. Для того чтобы разорвать связь между психическим напряжением и повышением тонуса мышц тела, нужно научиться раздельному существованию психики и тела.
Что это даёт?
Когда мы выполняем напряжённую умственную работу, то наши мышца невольно напрягаются и активно трудятся. Это даже хорошо. Ты напряженно думаешь, сидя в кресле, а мышцы работают, сжигая съеденные тобой калории, совершая, тем самым, нужную нам физическую работу в наш век адинамии. Иными словами, физкультуру можно было бы заменить напряженным мышлением, однако… .
Такая мышечная работа протекает в не очень благоприятных для мышц условиях и мышцы выделяют в кровь много ядов усталости. Это, прежде всего, молочная кислота. Попав в мозг, они резко снижают умственную активность. Таким образом, мы устаём не потому, что напряжённо думаем, а потому, что непроизвольное напряжение мышц отравляет мозг своими отходами.
Если разорвать эту связь, то умственная работоспособность в несколько раз увеличится. Мы сможем продуктивно думать, запоминать, учить и при этом не будем испытывать усталости.
Таким образом, второй особенностью психотехнического состояния телесного покоя является способность этого состояния разрыватьсвязь между мышлением и эмоциями и повышать умственную работоспособность.
3 ÞРассмотрим третью особенность этого состояния.
В состоянии телесного покоя привычная всем производительность мышления может быть увеличена. Это значит, что мыследеятельность ускоряется и облегчается, а параллельные словесному осмыслению образы становятся яркими, ассоциативными. Мысли приобретают более глубокий и продуктивный характер. Всё, над чем раньше долго бился, с трудом осмысливал и решал, начинает даваться легко, а сам процесс мышления вызывает удовольствие.
Что является причиной повышения качества мыследеятельности?
Это происходит за счёт резкого улучшения энергетики тех участком мозга, которые ответственны за мыследеятельность.
Интеллектуальные процессы могут получать не только ту энергетику, которую они обычно потребляют в повседневной деятельности, но и энергию участков мозга, которые в данное время бездействуют. Если тело успокаивается и участки мозга, ответственные за активность мышечной массы засыпают (двигательная и чувственная зона коры), то энергия, затрачиваемая на регуляцию их деятельности, может быть направлена интеллектуальную деятельность. Именно это активизирует мышление в состоянии полного мышечного расслабления (тело исчезло из ощущений, переживание чувства невесомости), делая его более продуктивным, чем в обычном состоянии.
Следует отметить, что активизация мыследеятельности за счёт перераспределения мозговой энергии не возникает сама по себе и требует специальной тренировки. Но когда это происходит, человек испытывает необычное увеличение своих возможностей.
Таким образом, третьей особенностью психотехнического состояния телесного покоя является способность этого состояния в некоторых условиях значительно повысить интеллектуальную активность, облегчая мышление и ускоряя возникновение ассоциаций.
4 ÞРассмотрим четвёртую особенность этого состояния.
Если у Вас имеются перегрузки психики и развились невротические реакции, то состояние телесного покоя может Вам помочь избавиться от этих реакций.
Какие же это реакции?
Это повышенная тревожность за всё, что Вы делаете, мелочная раздражительность, плохое настроение, тоска, избыточная возбужденность и расстройство сна, высокая утомляемость, низкая работоспособность, эмоциональная неустойчивость, частое колебание настроения.
Состояние телесного покоя непроизвольно снижает активность эмоциональных центров, уменьшая общую возбудимость доминантных очагов, и, таким образом, становится очень важным психотерапевтическим фактором. Как только Вы погружаетесь в это состояние, Вы начинаете испытывать чувство душевной успокоенности, защищённости, комфорта.
Таким образом, четвёртой особенностью психотехнического состояния телесного покоя является его психотерапевтическое действие, сопровождающееся чувством душевного успокоения и психического комфорта, удовольствия от этого состояния.
5 Þ Итак, Вы видите, каким полезным для Вас является психотехническое состояние телесного покоя. Давайте же поскорее им овладеем.
Однако, на этом пути Вас поджидает одна трудность. Она связана с тем, что как только Вы расслабите мышцы и успокоитесь, Ваша психика тоже захочет отдыхать, спать. Если вы сумеете преодолеть этот древних физиологический рефлекс, если Вы его прервёте, то вас ждут особые удовольствия. Эти удовольствия связаны с удивительным психотехническим состоянием, которое не бывает в естественных условиях. Это состояние глубокого сна тела и высокой активности сознания.
Некоторые люди называют это состояние сверхсознанием, другие, например, актёры, испытывают похожее состояние при эмоционально-чувственном возбуждении и называют его куражом. На Востоке похожее состояние, возникающее при медитации, называют сатори. Во всяком случае, названные состояния по своим ощущениям и интеллектуальным возможностям очень близки тому, что возникает в ситуации «тело нет, есть только активное сознание».
Итак, помните, если Вы хотите овладеть телесным нулём, как психотехническим состоянием, Вы должны научиться сохранять активность сознания при полном мышечном расслаблении. Этим авторская методика мышечного расслабления принципиально отличается от известной методики аутогенной тренировки.
Техника достижения глубокого мышечного расслабления по авторской методике тоже отличается от методики аутогенной тренировки. Авторы для этой цели предлагают мысленный самомассаж.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание сведений к размышлению и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞВ чём заключается первая особенность психотехнического состояния телесного покоя?
2 ÞЧто характерно для второй особенность психотехнического состояния телесного покоя?
3 ÞНа чём основана третья особенность психотехнического состояния телесного покоя?
4 ÞКак проявляется четвертая особенность психотехнического состояния телесного покоя?
5 ÞОкакой трудности идёт речь при формировании состояния телесного покоя?
Если Вы испытываете затруднения при ответе на вопрос, прочтите ещё раз тот раздел сведений, номер которого соответствует номеру трудного вопроса.
Психотехника формирования
Функционального состояния
«телесного нуля»
Þ Сведения к размышлению!
Техника достижения глубокого мышечного расслабления на основе мысленного самомассажа основана на психофизиологической связи между тонусом мышц и активностью двигательной зоны коры головного мозга.
В коре головного мозга – поверхностной части мозга, располагаются нервные клетки, которые управляют деятельностью разных органов и систем. В срединой части мозга, справа и слева находится двигательная зона коры, которая управляет мышечной активностью всего тела.
Известный учёный Пенфильд изучал топографию двигательной зоны коры и создал схему поверхности этой коры, указывающую, где располагаются управляющие отдельными частями тела нервные клетки. Это знаменитая схема Пенфильда. Две трети поверхности двигательной зоны коры занимают лицо и кисти рук. Если их как следует расслабить, то энергетика двигательной зоны коры головного мозга существенно уменьшится и тонус мышц в этих частях тела снизится.
Тонус мышц – это непроизвольное напряжение мышц, обеспечивающее готовность мышц к мгновенной взрывной работе. Чем выше тонус, тем готовность выше, чем ниже тонус, тем труднее сразу выполнить какое-то движение. Именно высокий тонус мышц является причиной выработки ядов усталости при активной умственной работе, с которыми нужно бороться, расслабляя тело при напряжении ума.
Если расслабить лицо и руки с помощью мысленного самомассажа, то психофизиологическая связь между тонусом мышц и их волевым расслаблением приводит к резкому уменьшению этого тонуса и снижению непроизвольной мышечной активности. Возникает состояние мышечного покоя, релаксации. Вот почему авторская методика психической саморегуляции основывается на мысленном расслаблении отдельных частей тела, в первую очередь лица и рук.
Освоение инструментов
Мысленного самомассажа
Þ Выполните следующие творческие задания.
Þ Упражнение № 1.
Мысленный самомассаж лица
1 Þ Для того, чтобы уметь хорошо расслаблять лицо и от этого успокаиваться, нужно научиться делать мысленный самомассаж кожи лица.
Технически мысленный самомассаж довольно прост. Достаточно уметь воображать телесные ощущения и, используя технику телесного эйдетизма, представить себе, как вы массируете лоб, скулы, подбородок и т.д., и одновременно вызывать у себя ощущения того, что вы массируете эти участки лица. Эйдетика телесных ощущений позволяет добиться на основе психосоматической связи реального расслабления мышц и кожи лица.
Массаж лица осуществляется по соответствующим правилам. Эти правила говорят о том, что массировать отдельные части лица нужно по определённым направлениям. Массаж осуществляется очень мягко, нежно, спокойно, медленно.
2 Þ Поэтому первым элементом этого упражнения является освоение техники реального самомассажа кожи.
Давайте сначала научимся правильно массировать кожу. Проделаем это на примере с ладонью.
ÞПрочитайте инструкцию, осмыслите её и выполните все задания инструкции.
1® Поднимите кисть ладонью вверх. Указательным и средним пальцев второй руки слегка коснитесь ладони и тут же уберите палец. Вчувствуйтесь в эти прикосновения. Вы должны ощутить очень приятное, лёгкое касание. Повторите касание несколько раз, попеременно то одним, то другим пальцем.
2® Выясните для себя, какие именно прикосновения по силе давления и частоте касаний вызывают у Вас наиболее приятные ощущения, и запомните их.
Теперь, когда Вы определили для себя технику массажного касания кожи, можете приступить к массажу лица и запоминания ощущений от такого массажа.
Вторым элементом упражнения является проведение массажа лица и запоминание ощущений от реального массажа.
ÞПрочитайте инструкцию, осмыслите её и выполните все задания инструкции.
1® Сядьте поудобнее перед зеркалом, и сосредоточьте внимание на коже лба.
2® Мягко коснитесь указательным и средним пальцами правой и левой руки середины лба, и затем, попеременными касаниями пальцев помассируйте кожу лба от середины к вискам.
3® Одновременно вчувствуйтесь в те ощущения, которые возникают в коже лба под воздействием такого массажа.
4® Постарайтесь запомнить эти ощущения на уровне эйдетической памяти.
5® Закройте глаза. Мысленно представьте себе, как Вы массируете кожу лба и вызываете эйдетические ощущения реального массажа. Если Вам это удалось, значит, тренировки телесной эйдетики для Вас не прошли даром. Если воображаемые ощущения слабые, придется начать тренировку снова. Для этого следует повторить массажные движения кожи лба, запомнить ощущения, и снова их мысленно представить. Делать этот цикл тренировки следует до тех пор, пока представляемые ощущения мысленного самомассажа Вас не удовлетворят.
6® Повторите тренировочные действия по освоению техники мысленного самомассажа в следующей последовательности:
§ от крыльев носа по направлению к вискам;
§ от угла губ по направлению к вискам;
§ от подбородка по направлению к вискам.
§ тыльной поверхностью пальцев помассируйте подбородок и шею по направлению к вискам.
Третьим элементом упражнения является проведение мысленного массажа лица.
ÞПрочитайте инструкцию, осмыслите её и выполните все задания инструкции.
1® Сядьте поудобнее, закройте глаза и сосредоточьте внимание на коже лба.
1® Сосредоточьтесь на коже лба и мысленно помассируйте её от середины по направлению к вискам. Постарайтесь максимально чётко прочувствовать ощущения мысленного самомассажа.
2® Сосредоточьтесь на крыльях носа и мысленно помассируйте кожу скул по направлению к вискам. Постарайтесь максимально чётко прочувствовать ощущения мысленного самомассажа.
3® Сосредоточьтесь на углах губ и мысленно помассируйте кожу скул по направлению к вискам. Постарайтесь максимально чётко прочувствовать ощущения мысленного самомассажа.
4® Сосредоточьтесь на подбородке и мысленно помассируйте кожу подбородка тыльной поверхностью пальцев, помассируйте подбородок и шею по направлению к вискам. Постарайтесь максимально чётко прочувствовать ощущения мысленного самомассажа
5® Почувствуйте, что под влиянием такого самомассажа Ваша лицо расслабляется, кожа разглаживается, мышцы успокаиваются, и у Вас возникает выражении лица очень спокойного, бесстрастного человека. Часто возникает ощущение полной неподвижности лица, как будто Вы одели маску. Такое состояние лица называют маской бесстрастия.
Одновременно с ощущением маски на лице возникает чувство раскованности, даже сонливости. Все тревоги и заботы дня отодвигаются на второй план, становятся менее значимыми, и Вы погружаетесь в состояние душевного покоя, которое очень приятно. Это состояние вызывает у Вас желание побыть в нём подольше.
Если вам удалось достичь этого, значит Вам удалось освоить начальную стадию состояния телесного покоя, для которой как раз характерно чувство эмоциональной успокоенности и комфорта.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание упражнения и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞДля чего нужен мысленный самомассаж лица?
2 ÞВ чём заключается первый элемент упражнения. Назовите его этапы.
3 ÞВ чём заключается второй элемент упражнения. Назовите его этапы.
4 ÞВ чём заключается третий элемент упражнения. Назовите его этапы.
Þ Домашнее задание.
Используя приёмы умственных и чувственных действий второго и третьего этапа упражнения, отработайте устойчивое телесное эйдетическое представление мысленного самомассажа лица.
. Это будет вашим индивидуальным творческим достижением в этом задании.
Þ Упражнение № 2.
Мысленный самомассаж рук
1 Þ Посмотрев на схему Пенфильда, Вы припомните, что кисти рук и сами руки занимают большое пространство поверхности двигательной коры головного мозга. Вот почему очень важно научиться их расслаблять до уровня полного снижения тонуса мышц. Вы это уже научились делать с мышцами лица и добились возникновения ощущения маски релаксации, бесстрастия.
Следующим этапом освоения психотехники состояния телесного покоя является овладение техникой мысленного самомассажа рук.
2 Þ Первым элементом этого упражнения является освоение приёмов реального и мысленного самомассажа пальцев и кисти.
ÞПрочитайте инструкцию, осмыслите её и выполните все задания инструкции.
1® Сядьте удобно, расслабьте тело. Сосредоточьтесь на правой руке. Прочувствуйте пальцы, ладонь и тыл кисти.
2® Сосредоточьтесь на большом пальце и начните его массировать мягкими круговыми движениями, одновременно выделяя и запоминая возникшие ощущения массажа кожи пальца.
2® Закройте глаза и мысленно помассируйте большой палец, вызвав яркие эйдетические ощущения такого массажа. Если нужно, проведите тренировку на закрепление эйдетических ощущений мысленного самомассажа.
3® В таком же алгоритме проведите тренировку реального и мысленного самомассажа:
§ указательного пальца;
§ среднего пальца;
§ безымянного пальца;
§ мизинца;
§ ладонной поверхности;
§ тыла кисти.
§ Проделайте эти действия с кистями обеих рук.
4® Сосредоточьтесь на ощущениях в кистях. Если Вы правильно делали мысленный самомассаж, то в руках возникают очень приятные и удивительные ощущения чувства тепла и лёгкости.
3 Þ Вторым элементом этого упражнения является освоение приёмов реального и мысленного самомассажа приплечий и плечей. Алгоритм умственных и чувственных действий тот же. Вы массируете внутреннюю и наружную поверхность предплечья и заднюю и переднюю поверхность плеча на обеих руках, формируете эйдетические ощущения мысленного самомассажа этих участков тела.
Завершая эту тренировку, Вы осваиваете весь цикл мысленного самомассажа рук.
Правда, в самом начале мысленного самомассажа может возникнуть чувство тяжести в руках. Это связано с тем, что мышцы рук расслабляются и просвет кровеносных сосудов расширяется, увеличивая приток крови по сравнению с тем, как это обычно бывает. От увеличения количества теплой крови в мышцах рук они тяжелеют, и можно ощутить чувство тепла и тяжести.
Однако, по мере того, как мышцы расслабляются, снижается энергетика не только соответствующих участков двигательной коры мозга, но и находящихся рядом таких же участков чувствительной коры. Возникает особое состояние «засыпания» этих участков тела, которое заключается в снижении телесной чувствительности. Снижение кожной и мышечной чувствительности всегда вызывает ощущение лёгкости и невесомости данного участка тепла. Поэтому вызывается удивительное чувство – чувство невесомости рук и даже ощущение их полного исчезновения.
Другими интересными феноменами могут быть изменения ощущений размера рук или расположения тела в пространстве. Эти ощущения связаны с естественными для «чувственного засыпания» нарушениями привычных связей между телом и мозгом. Так возникают странные и чудесные ощущения. Не следует их пугаться. Некоторые из них, такие например, как чувство невесомости, очень важны и требуют дальнейшего совершенствования. Другие, например, как изменение ощущения размера тела в пространстве являются бесполезными для дальнейших занятий, и на них не следует обращать внимание. Кроме того, они быстро проходят. Если Вы в конце упражнения почувствуете, что Ваши руки стали лёгкими или совсем исчезли из ощущения, значит, Вы добились желаемого результата и расслабили руки до нужной глубины.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание упражнения и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞДля чего нужен мысленный самомассаж рук?
2 ÞВ чём заключается первый элемент упражнения. Назовите его этапы.
3 ÞВ чём заключается второй элемент упражнения. Назовите его этапы.
4 ÞКак проявляются важный феномен «засыпания» рук и зачем его следует тренировать?
Þ Домашнее задание.
Используя приёмы умственных и чувственных действий первого и второго этапа упражнения, отработайте устойчивое телесное эйдетическое представление мысленного самомассажа рук.
. Это будет вашим индивидуальным творческим достижением в этом задании.
Þ Упражнение № 3.
Мысленный самомассаж ног.
1 Þ На схеме Пенфильда ноги занимают не очень большое пространство поверхности двигательной зоны коры, однако их всё равно следует тщательно расслаблять и добиваться чувства невесомости. Просто это делается гораздо быстрее, чем при расслаблении рук.
2 Þ Методика мысленного самомассажа ног такая же, как и предыдущих участков тела. Главной особенностью является алгоритм, последовательность действий, по которой осуществляется самомассаж.
Первым элементом этого упражнения является освоение ощущений мысленного самомассажа ног надо путём овладения эйдетическими представлениями самомассажа подошвы. Для этого очень важно начать массировать кожу подошвы и запоминать эти ощущения. Это делается с помощью вспомогательных средств.
ÞПрочитайте инструкцию, осмыслите её и выполните все задания инструкции.
1® Подготовьте средства для массажа ступней. Такими средствами могут быть мелкие круглые камушки, на которые следует попеременно наступать то левой, то правой ногой. Это могут быть специальные роликовые массажёры для ног, резиновые или пластмассовые массажёры, имеющие различной жесткости шипы, приятно массирующие подошву.
2® Массаж подошв с помощью этих устройств осуществляется стоя, либо сидя, в течение 3-4 минут. Очень важно сконцентрироваться на ощущениях удовольствия от процедуры массажа.
Никогда не следует массировать подошву, доводя массаж до неприятных ощущений.
3® Проделав массаж ступней, сядьте, закройте глаза и повторите мысленный самомассаж ступней, вызывая в памяти яркие эйдетические ощущения самомассажа.
Если возникает необходимость повторить массаж ступней, делайте это до тех пор, пока не добьётесь четкого эйдетического ощущения самомассажа.
4® Мысленный самомассаж подошвы и пальцев стопы должен вызывать ощущения тепла не только в пальцах, но и в подошве. Часто чувство тепла разливается на всю стопу. Это ощущение часто сопровождается чувством приятного расслабления по всей ноге.
Последовательность самомассажа участков стопы следующая: подошва, пальцы, пятка, тыл стопы, голеностопный сустав.
Вторым элементом этого упражнения является освоение ощущений мысленного самомассажа ног надо путём овладения эйдетическими представлениями самомассажа голени и бёдер.
ÞПрочитайте инструкцию, осмыслите её и выполните все задания инструкции.
1® Подготовьте средства для массажа голени и бёдер.Это могут быть массажные ролики, а также пальцы рук.
2® Массаж голени и бёдер с помощью роликов или пальцев осуществляется сидя, в течение 3-4 минут. Очень важно сконцентрироваться на ощущениях удовольствия от процедуры массажа.
Последовательность самомассажа верхних участков ноги следующая:
§ задняя поверхность голени (икроножная мышца), передняя поверхность голени;
§ задняя поверхность бедра, передняя поверхность бедра;
§ ягодицы.
3® Проделав массаж голени и бёдер, закройте глаза и повторите их мысленный самомассаж, вызывая в памяти яркие эйдетические ощущения самомассажа.
Если возникает необходимость повторить массаж голеней и бёдер, делайте это до тех пор, пока не добьётесь четкого эйдетического ощущения самомассажа.
4® Мысленный самомассаж голени и бёдер должен вызывать ощущения тепла, чувство лёгкости и невесомости в ногах.
5® Когда Вы приёмами мысленного самомассажа каждой ноги, можете объединять процесс мысленного самомассажа правой и левой ноги в одну задачу и одновременно мысленно массировать обе ноги, попеременно то одну, то другую, добиваясь, тем самым, общего результата для обеих ног.
Þ Ответьте на вопросы!
Внимательно прочтите содержание упражнения и постарайтесь правильно ответить на контрольные вопросы.
1 ÞВ чём особенность методики мысленного самомассажа ног?
2 ÞВ чём заключается первый элемент упражнения. Назовите его этапы.
3 ÞВ чём заключается второй элемент упражнения. Назовите его этапы.
Þ Домашнее задание.
Используя приёмы умственных и чувственных действий первого и второго этапа упражнения, отработайте устойчивое телесное эйдетическое представление мысленного самомассажа ног.
. Это будет вашим индивидуальным творческим достижением в этом задании.
Þ Упражнение № 4.