Подготовка к семинарскому занятию. Специфика подготовки к этим занятиям заключается в том, что нужно овладеть умением писать конспекты

Специфика подготовки к этим занятиям заключается в том, что нужно овладеть умением писать конспекты. Бесспорно, метод «сокращенного переписывания» легче, чем те, которые были рекомендованы, т.к. не требует активной умственной работы, а только навыков в скорописи. Однако его непродуктивность очевидна. За счет активной умственной работы над текстом сокращается объем конспекта без потери информативности. Специалист же по «сокращенному переписыванию» для получения того же уровня информативности вынужден исписать множество страниц. Обязательно научитесь конспектировать!

Еще на одном аспекте подготовки к семинарам следует остановиться – на умении изложить свои мысли окружающим. Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что большинство студентов плохо владеют устной речью! Парадокс заключается в том, что некоторые студенты могут сжато, ясно и конкретно изложить вопрос в письменной форме и не в состоянии устно.

Некоторые советы:

1) если Вы чувствуете, что не владеете навыком устного изложения, составляйте подробный план материала, который будет излагаться. Но только план, а не подробный ответ, т.к. в этом случае Вы будете его читать и только;

2) старайтесь отвечать, придерживаясь пунктов плана;

3) старайтесь не волноваться, Вас окружают товарищи, а они очень благожелательны к Вам;

4) не употребляйте слова-паразиты;

5) старайтесь чаще излагать свои мысли (предполагаются мысли, связанные с учебным процессом) окружающим не в официальной обстановке (в общежитии или дома);

6) преодолевайте боязнь выступления. Смелее вступайте в полемику и не страдайте, если Вам не удастся в ней победить.

Подготовка к семинарскому занятию включает в себя несколько этапов:

1)теоретический. Здесь происходит знакомство с рекомендованной литературой, оформленной в виде конспектов, рефератов, докладов;

2) теоретико-практический. Помогает обогатить теоретические знания фактическим материалом. На этом этапе деятельности студенты фиксируют результаты исследований, подбирают практический материал (таблицы, графики, консультации, справки, аннотации);

3) презентационный. Позволяет студентам продумать тактику выступления перед аудиторией.

ПРОГРАММА И ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Тема «Развитие системы дополнительного образования детей» (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. История возникновения системы внешкольного образования (20-30-е г.г.).

2. Внешкольная работа в 40-80-е г.г.

3. 90-е годы – годы реформ в образовании.

4. Педагогический потенциал системы дополнительного образования.

Дополнительная литература

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. - М, 2001.

2. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. ред. О.Е. Лебедева. – М., 2003.

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. – М., 2002.

Учебно-исследовательские задания

1. Проанализируйте и законспектируйте предложенную литературу.

2. Составьте хронологическую таблицу по истории конкретного учреждения дополнительного образования, отражающую основные этапы его развития.

3. Подготовьте презентацию историографии дополнительного образования детей.

Занятия 2-3. Тема «Феномен детства и его современная интерпретация» (4 час.)

Занятие проходит в форме защиты рефератов

Темы рефератов:

1. Влияние образов детства в обществе на педагогическую парадигму Детства в различные эпохи (любая на выбор). Например: «Педагогическая парадигма детства в эпоху романтизма ».

2. Образы Детства в художественной литературе различных эпох (любая на выбор). Например: «Образы Детства в произведениях Ч. Диккенса».

3. Образы Детства в изобразительном искусстве различных эпох (любая на выбор, любой художник на выбор). Например: «Образы детства в живописи В. Серова».

4. Образы Детства в искусстве и поэзии.

5. Образы Детства в детской литературе (любое время, любой писатель на выбор). Например: «Образы детства в рассказах Р. П. Погодина».

6. Современные концепции дошкольного Детства.

7. Особенность субкультуры детей дошкольного возраста.

8. Значение субкультуры детства.

9. Детскость как самоценное качество Детства.

10. Детство как универсальная способность человека.

11. Влияние понимания самоценности Детства на изменение педагогической позиции воспитателя

12. Детская картина мира в субкультуре Детства.

13. Детское философствование.

14. Детская картина мира в изобразительном творчестве детей.

15. Игра как проявление детской субкультуры.

16. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста.

17. Детские страхи и тайны как особенности проявления Детской субкультуры.

Наши рекомендации