II. Сообщение о видах закаливающих процедур.
Ш к о л ь н ы й в р а ч. Известно, что уже новорожденный ребенок имеет врожденные приспособительные реакции на воздействие факторов окружающей среды. Если сознательно расширять и совершенствовать регуляторные механизмы по отношению к таким факторам, как холод, тепло, влажность, то вполне возможно приучить свой организм к различным воздействиям внешней среды, выработать устойчивый иммунитет к сезонным заболеваниям.
Ученые давно доказали, что естественные факторы – температура воздуха, вода и солнечное излучение – увеличивают сопротивляемость организма болезням.
Как же нужно закаливаться? На этот каждый отвечает индивидуально. Помните, Евгению Онегину, например, Пушкин предписал суровые испытания: «С утра садится в ванну со льдом». Но не каждому же так же поступать?
Закаливание – процесс не однодневный.
Сущность закаливания прежде всего состоит в тренировке механизма терморегуляции. Систематическое воздействие различных температурных раздражителей укрепляет связь коры головного мозга с рецепторами кожи, совершенствуя тем самым регуляторные механизмы, увеличивая диапазон функциональных возможностей, при которых сохраняется постоянство внутренней среды организма, необходимое для правильного развития.
Закаливание лучше, конечно же, начинать летом, но возможно в любое время года.
Закаливание проводят длительно, с большой настойчивостью и терпением. Основными принципами закаливания являются регулярность, постепенность, строгий индивидуальный подход, при этом особенной осторожности и внимания требуют физически ослабленные, часто болеющие дети. Поэтому оценить индивидуальные особенности и возможности ребенка должен врач.
Приступая к закаливанию, надо помнить и строго выполнять гигиенические требования не только по отношению к ребенку, но и к помещению, где он находится. Осенью и зимой надо многократно, не менее чем по 10–15 минут проветривать комнату, а в период отсутствия ребенка хорошо устраивать сквозные проветривания. Непосредственно перед сном следует на 5–7 минут открывать форточку.
Нужно стремиться к тому, чтобы независимо от погодных условий ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе.
Одевать детей надо по сезону, учитывая что они подвижны. Одежда должна быть легкой, гигроскопичной. Не стоит усиленно обвязывать шею шарфом, закрывая при этом еще рот и нос. Почему? Оказывается регулярное охлаждение зоны шеи вырабатывает стимуляторы иммунитета. Можно таким простым способом значительно сократить количество простудных заболеваний, не купаясь в проруби, не выходя в трусах и майке на мороз.
Вот такие воздушные ванны являются мягким и эффективным средством закаливания. Они оказывают успокаивающее и тонизирующее действие. Выполнение утренней зарядки в помещении с температурой 15–16 °С или на балконе в любое время года очень благоприятно для организма.
Солнечные ванны – мощное средство укрепления организма ребенка. Доказано, что ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения оказывает стимулирующее действие на целый ряд жизненно важных функций детского организма. В результате правильно дозированного ультрафиолетового облучения улучшается качественный состав крови, повышается обмен веществ, что приводит к лучшему усвоению питательных веществ, а следовательно, и к ускорению роста.
В медицине широко используют облучение солнцем как с лечебной, так и с профилактической целью. Но не следует забывать, что это сильно действующие процедуры. Чрезмерное солнечное облучение вредно отражается на состоянии здоровья и развития детей. Наиболее благоприятны для солнечных ванн утренние часы – с 9 до 11 часов, так как в это время тепловое действие солнца невелико, а количество ультрафиолетовых лучей максимально.
Но центральное место в системе закаливания по праву принадлежит водным процедурам. Вода обладает большой теплопроводимостью и теплоемкостью, воздействие ее на терморегуляторные механизмы значительно сильнее, чем воздуха той же температуры, теплопроводность которого почти в 30 раз ниже. При контакте воды с поверхностью кожных покровов в силу вышеназванных свойств резко усиливается теплоотдача, сокращаются кровеносные сосуды, сужается их просвет, возникает чувство холода. Однако через 1–2 минуты сосуды расширяются, возникает ощущение тепла – кожа розовеет и становится теплой.
Но при закаливании водой, как ни при каком другом виде закаливания, требуется строгое выполнение основных принципов – регулярности, постепенности, осторожности, строго индивидуального подбора процедур.
В качестве закаливающих водных процедур используются гигиенические ванны, умывания, обливание ног, обтирания, контрастный душ.
К наиболее простым методам закаливания относят влажные обтирания. Лучше проводить эту процедуру по утрам. Варежку из мохнатой ткани смачивают в воде, отжимают и обтирают тело. Затем смоченные поверхности промокают мохнатым полотенцем и растирают до легкого покраснения. Температура воды, в которой смачивают варежку, постепенно снижают. Гигиенические ванны также можно совмещать с закаливанием. Например, сначала делая температуру воды 36–37 °С, а затем постепенно и осторожно понижая ее до 26–28 °С. Продолжительность процедуры – 5–7 минут.
Обливания и душ являются сильной процедурой, действующей на нервную систему ребенка. Температура воды также постепенно снижается от 35 °С до 24 °С и ниже. Очень хороши контрастные обливания.
То, о чем я напомнила вам сегодня, прописные истины азбуки здоровья, которыми, к сожалению, часто пренебрегают. А ведь это несложный, но очень эффективный путь сохранить и даже преумножить здоровье наших детей-школьников. Позаботьтесь о нем сейчас, а не тогда, когда болезнь или стойкое снижение здоровья наступили. Да, очень важно накормить ребенка, одеть его, обуть, обучить музыке, английскому языку, но еще важнее научить его заботиться о своем здоровье.