II. Сообщение члена родительского комитета по теме собрания.
Одной из основных и болезненных черт современной ситуации воспитания является потеря родительского авторитета. А воспитатель без авторитета, без несомненного в глазах ребенка достоинства старшего – это что угодно, но не воспитатель.
Для детей – особенно маленьких – эталоном личности часто являются родители. Ребенок склонен идеализировать способ поведения, мышления, действия своих родителей как наиболее близкий ему, непосредственно и ежедневно наблюдаемый образец поведения.
Почему же родительский авторитет зачастую в современных семьях дает сбои?
Прислушаемся, что говорил по этому поводу актер, режиссер Ролан Быков: «Нельзя сводить воспитание в семье к взаимоотношениям родителей с детьми. Это не второе, не третье, а может быть, четвертое дело. Основной закон, конституция семьи – это взаимоотношения отца и матери: органично ли сочетаются мужское и женское начала в семье по законам справедливости, укоренилось ли в семье уважение к физическому и духовному выражению понятий «женщина» и «мужчина». Этого заменить не может ни школа, ни милиция, ни искусство. Очень дорого стоит потом детям и всему обществу отсутствие подлинного уважения отца к матери и матери к отцу. Можно согласиться или не согласиться с теми, кто ратует за повышение внимания к детям, но в то же время нельзя не учитывать и фактора, кардинально необходимого для воспитания: мать и отец должны иметь время на личную жизнь. Ребенка нужно приучать к мысли, что эта жизнь важна, иначе он никогда не научится уважать других людей и привыкнет считаться лишь с собственными запросами. Во взаимоотношениях с детьми чрезвычайно важен закон уважения времени, интересов отца и матери. Счастливы только такие семьи.
А ведь во многих семьях это не так. Часто родители оказываются лишенными личной жизни, полностью подчинены заботам о детях, домашнему быту. Многие забрасывают былые увлечения, до предела сокращают чтение, занятия спортом. Вся жизнь как бы концентрируется в пространстве семейных отношений. Отчасти вынужденно – ребенок требует своего. Но порой на этом вполне естественном и законном основании вырастает ложная родительская идеология полного отказа от себя, от личной жизни, своих интересов «во имя ребенка». Думается, что детям такая позиция не несет никакого блага. Концентрируясь на ребенке, видя в нем основной смысл жизни, обихаживая и лелея любимое чадо, отказывая себе во многом и потакая всем детским капризам, мы встаем на путь новоявленного рабства – и тут уж не до авторитета. В иных семьях доходит до того, что дети рассматривают своих родителей как машину для удовлетворения своих потребностей – разумных и неразумных. Напрасно затем кричит отец, плачет мать – они уже приучили своего ребенка видеть в них нечто вспомогательное, подчиненное интересам детского Я. Как будто у родителей личная жизнь заканчивается в 20–30 лет, а дальше начинается лишь самоотверженное служение детям.
Дети рождаются и развиваются в семье, но не для семьи, а для самостоятельной жизни в обществе, для труда, любви, творчества. А что им могут дать родители, исключившие себя из активной жизни, знающие лишь одну ценность – благо собственного ребенка?
Обращали ли вы внимание на то, что дети в современных семьях, как правило, одеты лучше, чем родители, имеют сотовые телефоны самых последних марок и т. п.? Конечно, хорошо одетые дети радуют глаз, многие считают, что таким образом у детей формируется привычка хорошо одеваться. Но если вы посмотрите внимательно, то убедитесь, что последнее утверждение не совсем верно. Молодые люди подвержены стереотипам моды, но мало кто из них вырабатывает свой индивидуальный стиль. Когда тебя одевают, когда ты пассивный участник событий, то и с возрастом чаще всего не появляется ни вкуса, ни чувства меры.
И еще: замечали ли вы, что у матерей, которые следят за собой, за своей внешностью, почти стопроцентно вырастают дочери и сыновья, наделенные вкусом и умением одеваться. Одежда, конечно, фактор частный.
Мораль рассуждений ясна: кто безразличен к своему внешнему облику, тот не сможет воспитать соответствующего качества в детях. Кто безразличен к своей духовной жизни, тот плохой духовный наставник молодежи. Кто не ценит своего дела, своего времени, не оберегает суверенность своих личных прав, тот вряд ли станет хорошим воспитателем развивающейся личности.
Конец у этой типичной, к сожалению, для нашего семейного воспитания ситуации один, и достаточно печальный. В один прекрасный момент родители замечают, что дети отдаляются от них, исчерпав запас своих чисто детских потребностей в опеке. Они выходят на путь широко социального взаимодействия, встречаются с другими людьми. Приходит тот момент, когда родительский авторитет, расшатанный позицией исполнителей капризов, подточенный отсутствием интересов и саморазвития, окончательно рушится, и под его обломками мы находим лишь цепь скандальных выяснений отношений. Тут борьба за авторитет бессмысленна: она уже давно проиграна!
Но не менее опасна, по-моему, и другая крайность, когда родительский авторитет абсолютизируется, подается как непререкаемая догма. Тогда воспитание становится чисто авторитарным и вряд ли будет способствовать подлинному развитию формирующейся личности.