Игра на распределение внимания.
Перед вами таблица, в которой расположены произвольно числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 пропущено. Вам необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск проводить только глазами). Если вы не найдете какие-либо числа на таблице, то эти числа выпишите.
О т в е т ы: 2, 6, 7, 10, 15, 16, 18, 20, 22, 28, 30, 34, 36, 37, 39.
Игра на развитие способности анализировать значение слов, умения обобщать.
О б о р у д о в а н и е: мяч.
Назовите одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):
гитара – скрипка (музыкальные инструменты);
метла – лопата (орудия труда);
сковорода – кастрюля (посуда);
школа – университет (учебные заведения);
математика – история (наука);
Азия – Африка (части света);
сказка – былина (устное народное творчество);
цунами – ураган (стихийные бедствия, катастрофы);
стойкость – мужество (положительные черты характера);
стебель – лист (части растения);
облачность – осадки (природные явления);
сумма – произведение (математические действия, результаты математических действий);
Берлин – Варшава (столицы);
ночь – вечер (время суток);
море – озеро (водоемы) и т. п.
Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объема внимания.
Рассмотреть внимательно весь класс, постараться запомнить каждую мелочь. Из каждой команды уходит один человек. В классе происходят незначительные изменения (до 5: поменяться местами, спрятать кого-нибудь и т. п.). Выходящие должны назвать эти изменения.
Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире «Реки мира».
В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, так и по вертикали.
О т в е т ы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.
Решение анаграмм.
Тренирует логическое мышление, особенно анализ и синтез, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.
Из приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.
О т в е т ы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.
Подведение итогов игры.
Победившей команде вручают призы: памятки с советами известных психологов, шутки-рекомендации.
Заключение.
В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.
Учитель. Вот и подошло к концу наше собрание. Что ж, в науку, действительно, нет коротких путей. Но мы ведь не стоим на месте, мы идем, а значит – обязательно достигнем цели! А для того чтобы ваш путь домой сегодня вечером был наполнен смыслом, – поразмышляйте над моей новой историей для вас.
Не все сразу
Мулла-проповедник вошел в зал, где он прочитал проповедь. Зал был пуст, и только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла, сомневаясь, должен ли он говорить, спросил у конюха: «Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть». Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади, кроме одной разбежались, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который у меня есть».
Учитель. Возьмите эту мудрость на заметку: «Ничто не делается сразу». Удачи! До новых встреч.
Об истинно высоком нраве
Судить мы по манерам вправе
(хорошие манеры для хорошей жизни)
Цели:привлечение внимания родителей к проблеме формирования у детей воспитанности; знакомство с основными составляющими воспитанности; рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: на доске – тема собрания, эпиграф; для родителей – индивидуальные пакеты с дидактическим материалом (ситуации для обсуждения; сказка «Благородный Путник»).
Ход собрания
Пожалуй, ничто не приобретается с таким трудом и ничто столь не важно, как хорошие манеры…
Лорд Честерфилд
Учитель. Добрый день, коллеги!
…Вот сейчас, глядя на вас, я вспоминаю нашу первую встречу… А вы ее помните? А помните ли вы ваши первые впечатления друг о друге? С чего начиналась для вас встреча-знакомство с новым человеком? Недавно я стала свидетелем разговора школьников:
– А у нас в школе новый директор…
– Ну и как?
– Ничего. Высокий такой. Седоватый. Глаза вроде добрые. Семиклассников на «вы» называет. «Вы, – говорит, – Петров, после занятий, если, конечно, у вас ничего срочного не намечено, зайдите ко мне в кабинет». Петров аж онемел…
Думаю, вы согласитесь, что часто новый человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока – внешность, манеры, стиль поведения. Срабатывает, как говорят психологи, феномен первого впечатления: «Сначала одобряет глаз, потом сердце».
Как же привить ребенку хорошие манеры? Как помочь ему влиться в общество, не быть отторгнутым из-за невоспитанности? из-за незнания норм этикета? Об этом – наш разговор.
Эпиграфом к нему пусть будут слова лорда Честерфилда: «Пожалуй, ничто не приобретается с таким трудом и ничто столь не важно, как хорошие манеры».
Давайте, попробуем вместе решить, как нужно действовать, чтобы феномен первого впечатления (да и всех последующих) был всегда в пользу вашего ребенка.
За нашим круглым столом сегодня присутствует социальный педагог. Думаю, начало нашему разговору положит он.
Социальный педагог. Воспитанность – качество личности, в котором слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (то есть бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения.
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Однако стержнем истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому первое и непременное условие воспитания культуры общения – формирование у ребенка позиции открытости, доверия, дружелюбия.
Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям.
Учитель. Как же обстоит дело с вежливостью у детей нашего класса?
Социальный педагог. Доброе отношение к окружающим начинается с доброго отношения к своим близким. Мы провели среди детей небольшое анкетирование.
Учащимся предложили ответить на следующие в о п р о с ы:
1. Когда твой день рождения?
2. Когда день рождения твоей мамы? твоего папы? твоего брата (сестры)?
3. Как зовут твоих бабушек и дедушек?
4. Какие цветы больше всего любит твоя мама?
5. Какой праздник твой самый любимый?
6. Какой день самый главный в твоей семье?
Проанализировав детские ответы, можно сделать следующий вывод…
Педагог знакомит присутствующих с нарисовавшейся картиной. Опыт проведения подобного анкетирования показывает, что, как правило, дети хорошо ориентируются лишь в вопросах, касающихся их собственной жизни, и проявляют незнание (а порой даже полное отсутствие интереса к жизни родных). Таким образом, необходимо знакомить детей с правилами этикета, пусть знают, как вести себя среди родных, чтобы не допускать ошибок, общаясь с людьми вне дома и семьи.
Учитель. Сейчас я хотела бы познакомить вас с некоторыми ситуациями, очень соответствующими теме нашего собрания. Что в этих ситуациях странного или неправильного?
С и т у а ц и я 1.
Грецкие орехи для бабушки
Неподалеку от школы в маленькой хатке жила одинокая бабушка. Старенькая-старенькая, уже зубов у нее не было. Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы.
В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, полнозерные, вкусные. Но такие твердые, что мальчики советовали шепотом друг другу из рогатки орехами стрелять.
– Понесем орехи бабушке, – сказал кто-то из детей.
Дети нарвали ведерко орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол, на белую скатерть.
– Ешьте, бабушка, – защебетали дети и быстренько убежали из хаты.
Бабушка села у стола. Из глаз ее потекли слезы. Дрожащими руками пересыпала она орехи. Они гремели, словно камешки, а со двора слышен был веселый детский щебет.
Учитель. Какое чувство вызывает у вас эта история? Какое качество не привито у детей – героев этой жизненной сценки? (Родители обсуждают предложенную ситуацию.)
Расскажите эту историю своим детям, и посмотрите на их реакцию. Наверное, вы увидите в глазах своего ребенка боль и сочувствие: как же бабушка станет есть орехи, если у нее нет зубов? Неужели дети, которые принесли ей орехи, не чувствовали, что они причинят горечь старой женщине? Если все эти мысли прочитаны вами на лице собственного сына или дочери – за вас можно порадоваться. Но если вы вдруг увидите, что ваш малыш, не ощутив скрытой мысли, смеется (ему смешно, что «бабушка играет орехами, словно камешками»), вам нужно задуматься. Этот смех таит в себе маленькие корешки большого зла. С такими детьми нужно много, очень много работать, пробуждать в их душах высшие моральные чувства. Изучайте и развивайте в своих детях эмоциональную воспитанность. Иначе… вам не избежать участи героини истории про грецкие орехи.
Социальный педагог. Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Ее непременный атрибут – тактичность, которая состоит в умении понять чувства и настроения окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у них те или иные наши поступки.
Если, воспитывая у ребенка вежливость, вы не уделяете должного внимания воспитанию тактичности, результат будет грустным.
Обсудите с вашими детьми следующие ситуации.
С и т у а ц и я 2.
…Нарядная оживленная женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев ее, поднимается девочка:
– Садитесь, пожалуйста!
– Ну что ты… спасибо… не надо…
– Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю!
Оживление на лице женщины гаснет…
С и т у а ц и я 3 (история, рассказанная В. А. Сухомлинским).
У Катруси, маленькой синеглазой первоклассницы со светлыми волосами, сегодня большая радость. Больше года болел ее папа. В больнице лежал, перенес три операции. Маме и Катрусе было тяжело. Не раз, бывало, проснется Катруся ночью и слышит: мама тихо плачет…
А сегодня папа уже на работе. Придя в школу, встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:
– Наш папа выздоровел…
Петя и Гриша посмотрели на Катрусю, удивленно пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катруся пошла к девочкам, игравшим в классы:
– Наш папка выздоровел, – сказала она, и радость сияла в ее глазах.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
– Выздоровел – ну и что тут такого?
Катруся почувствовала, как из груди к горлу покатился тяжелый клубок и стало трудно дышать. Она подошла к тополю в конце школьного двора и заплакала.
– Почему ты плачешь, Катруся? – услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, ее одноклассника.
Катруся подняла голову и, всхлипывая, ответила:
– Наш папка выздоровел…
– Ой, как же это хорошо! – обрадовался Костя. – Возле нашей хаты в лесу уже зацвели подснежники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем твоему папе.
Радость засияла в Катрусиных глазах.
С и т у а ц и я 4.
На пресс-конференции, которую организаторы устроили для совсем юных журналистов, выступала телеведущая. Доброжелательно, искренне и обстоятельно она ответила на каждый детский вопрос.
– Чем вы больше всего любите заниматься, когда вы – дома?
– Мое любимое и единственное занятие – кот Филимон. Он – моя отрада, мое спокойствие.
Казалось бы, с этим – все ясно, и ребята решили перейти к другой серии вопросов. Но тут руку подняла девица, которая, жуя, спросила:
– А дети у вас есть?
Телеведущая покачала головой.
– А, наверное, хотелось бы?
Зал замер.
Вдруг на сцене, как из-под земли, выросла небольшая девчушка с косичками.
– Знаете, мы к вашему приезду сплели вот такую фенечку из бисера. Здесь – ваше имя и символ нашего города.
Зал взорвался аплодисментами. Дети высыпали на сцену. Стали дарить ей свои стихи, газеты, посвящения…
Пресс-конференция продолжалась.
Учитель. Особое внимание родителям следует уделять формированию у детей культуры внешности, которая считается существенным признаком воспитанности. Какие советы можно дать родителям, пытающимся решить эту задачу?
Психолог. С безвкусицей в обществе боролись всегда. За последние десятилетия было проведено немало кампаний. Клеймили презрением стиляг, высмеивали по очереди мини и макси, сражались с бездумным подражанием хиппи, объявляли войну волосатикам… И это продлится до тех пор, пока будут выкашивать сорняки вместо того, чтобы возделывать почву и сеять в нее добрые семена. Иначе говоря, нужна профилактика!
С ранних лет необходимо вырабатывать прочный иммунитет к неопрятности, добиваться, чтобы ребята понимали нравственный, эстетический и социальный смысл санитарно-гигиенических норм.
Культура начинается с умывания лица. Эта простая и справедливая идея должна усваиваться в детстве как одна из первых аксиом воспитанности.
Учитель. Кроме опрятности и аккуратности, какие характеристики внешности существуют еще?
Психолог. Не меньшее значение для характеристики внешности имеют позы, жесты, движения, мимика, которые являются показателями воспитанности, сдержанности, подтянутости или, наоборот, свидетельствуют о расхлябанности, неорганизованности, отсутствии самоконтроля. Совсем мало внимания уделяется, как правило, мимике детей. Бывает, что ребята высоко поднимают брови (и на лице застывает вечное удивление), некрасиво морщат лоб, криво улыбаются, смотрят исподлобья, капризно выпячивают губы, искажают лицо гримасами. Все это недостатки не только эстетического порядка. Подобные дефекты вносят путаницу и в общение, поскольку мимика является одним из самых тонких и точных инструментов передачи информации, особенно экспрессивной. Человек может и должен управлять своим лицом. Это не значит, что оно должно напоминать застывшую маску, через которую не пробьется ни одно чувство. Но и излишняя аффектация и нарочитая демонстрация эмоций тоже ни к чему. Пусть у детей будут открытые, живые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчеркивает мимика, выработанная хорошим воспитанием.
Не меньших забот родителей требует формирование культуры жестов и движений. Сами ребята редко обращают на это внимание. Они бессмысленно манипулируют различными предметами (ложечкой, карандашом), трут кулаками глаза, трогают руками лицо, волосы, постукивают пальцами по столу, чешутся, болтают ногами, разваливаются на стульях, подпирают стены, девочки некрасиво сидят, косолапят, горбятся, беспрестанно охорашиваются, поглядывают на свое отражение в зеркале или полированной мебели, поправляют одежду и т. д. Всего этого можно избежать, если с самого раннего детства следить за тем, чтобы движения ребенка были целесообразными и естественными, становясь постепенно красивыми и ловкими. Границы приличного и неприличного для движений и жестов должны быть известны ребятам. Очень важно научить их также сводить к минимуму всякое публичное проявление физиологических процессов (чихание, сморкание, кашель, зевота и т. п.).
Учитель. А что вы можете сказать о таком элементе культуры внешности, как умение одеваться?
Психолог. Этот вопрос важен и актуален. Важен – потому что культура одежды, действительно, очень характеризует человека. Вспомните: «По одежке встречают…». Актуален – потому что в современной школе, где порой нет единой школьной формы, вопрос одежды становится иногда проблемой не только для родителей (Что купить? В чем отправить ребенка в школу?), но и для ребенка («В этом не пойду – все смеяться будут»).
Как часто взрослые слышат просьбы и даже требования:
– Купи, мама, ну купи…
…Это модно, понимаешь, модно! Уже всем девчонкам в классе купили, только у меня нет…
Такого разговора не произойдет, если с детства исподволь формировать у ребенка хороший вкус. Возможностей для этого предостаточно. Даже такая бесхитростная игра, как переодевание куклы, может стать первой школой хорошего вкуса.
Родителям следует, прививая ребенку вкус, помнить, что «слишком» – такой же опасный враг красивого, как и «недостаточно». Слишком ярко, слишком модно, слишком тщательно или небрежно, слишком коротко, узко, длинно, широко – и уже нет культуры, нет изысканности, а есть вульгарность. Стройная фигура и правильные черты лица тут не спасают: дурной вкус уничтожает красоту.
Недостаточно современно, недостаточно удобно, недостаточно нравится ребенку – и ваш сын или дочь уже чувствуют себя неуверенно, неуютно… Согласитесь, это очень важно…
Учитель. Мы не обсудили последнюю составляющую воспитанности – бытовую культуру. Психолог, вам слово.
Психолог. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания. Необходимо, например, научить ребят рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и свое жилище.
Одну из самых естественных потребностей человека составляет потребность в пище. Но как по-разному удовлетворяют ее люди! Одни едят жадно, торопливо, даже страстно; другие, брезгливо перебирая куски, «принимают пищу»; зато третьи едят так, что при взгляде на них не только чувствуешь появление аппетита, но и получаешь эстетическое удовольствие.
Любящие родители обязательно должны найти время и способ воспитать у своих детей воспитанность даже в таких мелочах, как прием пищи.
Учитель. Трудно? Трудно. Но ведь очень-очень важно. Ваш малыш еще совсем маленький член человеческого сообщества. Его путь только-только начался. Пусть же с вашей помощью станет приятным человеком с красивыми мыслями, чувствами и манерами. Пусть он будет предметом вашей радости и гордости… Совсем как благородный и очень воспитанный герой сказки Сухомлинского. Прочитайте ее вместе с вашими детьми.
Благородный путник
(сказка)
Три дня шел человек безлюдной степью. У него не было пищи, только фляга воды, из которой он пил по капельке, утоляя жажду. Его мучил голод. Наконец Путник добрался до человеческого жилья. Люди приветливо, радушно встретили его. Под тенистой яблоней накрыли стол, поставили вкусную пищу. Но Путник не сразу сел за стол, потому что он человек. Вместе с хозяином жилища он пошел за водой к колодцу, расположенному среди зеленого луга. Хозяин пожаловался: родники в колодце засорились илом, а у него нет сил почистить колодец. Путник почистил колодец, а потом сел за стол. Он съел тарелку супа и маленький кусочек рыбы. Сколько ни упрашивал хозяин Путника, чтобы тот ел и набирался сил для дальнейшего путешествия, Путник больше не ел.
Учитель. Удачи вам в пути, мои дорогие собеседники. До новых встреч.
из одного куста, да не с одной ветки
(собрание-практикум)
Цель:привлечение внимание родителей к проблеме конфликтных ситуаций; к способам и путям их решения.
Оформление: на доске – тема собрания; конверт с карточками-ситуациями для обсуждения; бланки с тестовыми вопросами.
Ход собрания
Учитель. «Из одного куста, да не с одной ветки» – такова тема нашего разговора, уважаемые родители. Наверное, вы часто удивляетесь своим детям… Не понимая поступков, совершенных ими, восклицаете: «И это моя дочь?», «Неужели мой сын мог так поступить?». И несмотря на то, что яблочко от яблоньки недалеко падает, дети все-таки очень отличаются от нас, родителей. А значит – конфликты неизбежны. Научиться их предотвращать и решать – задача родительского собрания-практикума.
Конфликты возникают по разным причинам и поводам. Но в основе любого из них – требование одной стороны быть понятой другой.
«Хочу, чтобы меня поняли!» – заявляет обиженный родителем ребенок.
«Почему он меня не понимает?» – восклицает обескураженный родитель.
Психологи утверждают, что словосочетание «понять кого-либо» включает в себя всего три составляющих:
1) понять – осознать, что мы разные;
2) понять – это услышать;
3) понять – это поверить.
Вот и вся психология.
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, обсудить ситуации и разобраться, кто и кого не понимает в каждой из них?
Родителям предлагается обсудить ситуации в группах.
С и т у а ц и я 1.
– Кому я тут понадобился? – высокий мужчина обвел взглядом присутствующих в учительской.
– Вы, Андрей Иванович? – навстречу ему поднялась пожилая женщина. – Здравствуйте. Я классный руководитель вашего Славы. Пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Славе ликвидировать двойки по математике.
– Извините. Вы – учитель. Я вам отдал своего сына. Вы его и учите. Математика – это ваша работа. Я со своей работой справляюсь и никого на подмогу не зову.
– Охотно верю. Однако воспитание вашего сына не только наше дело, но и ваше. Школа не всегда может…
– А я могу? Вы работаете по три-четыре часа в день. А я восемь. Да еще у вас отпуск 48 рабочих дней. Так что мое дело кормить, а ваше воспитывать…
В о п р о с. Какова роль современной семьи в воспитании детей? Как следует ответить отцу?
С и т у а ц и я 2.
Как-то мать одного ученика пригласила классного руководителя на дачу. Коля с Наташей вскапывали землю.
– Под зиму не вскопали, так теперь стараются, – пояснила мать.
– А что это за колышки? – спросила учительница.
– Это Коля с Наташей поделили, – мать любовно посмотрела на сына.
Крепкий, крутоплечий Коля был уже в конце своего участка. Его миниатюрная сестра – где-то на середине. И померк для нее вежливый, предупредительный Коля.
В о п р о с. Что насторожило учителя? Какие ошибки допущены родителями?
С и т у а ц и я 3.
Классный руководитель, посещая квартиры своих воспитанников, в субботу зашла к Саше М. Саша был дома, лежал на диване и слушал модные записи. В доме был беспорядок.
– Где мама?
– У нее рабочая суббота.
– А папа?
– Гуляет с Акбаром.
– Оля?
– Уехала к бабушке.
– А почему ты не убираешь в квартире?
– ?!
В скверике классный руководитель встретила Сашиного папу.
– Дог Сашин, а гуляю с ним я. Сын потерял интерес.
В о п р о с ы. Почему у Саши нет не только интереса, но и ответственности ни перед родителями, ни перед догом, ни перед самим собой? Каковы же общие условия семейного воспитания?
С и т у а ц и я 4.
Второклассник Витя принес домой заштопанные носки и радостно протянул их матери: «Валентина Ивановна научила нас на уроке труда!» Не успела мать похвалить сына, как вмешался отец:
– Не мужское это дело, сынок.
В о п р о с ы. Есть ли специфика «мужских» и «женских» дел? Стоит ли приобщать мальчиков к «девичьей», по их мнению, работе? Какие нравственные проблемы вытекают из этого?
С и т у а ц и я 5.
Валерию подарили модель катера. К ней был приложен моток резинки, при помощи которой модель приводилась в движение. Валерий отрезал несколько метров и принес в школу. Из резинки можно было сделать рогатку и стрелять бумажными пульками. Нашлись охотники обменять резинку на марки, открытки, карандаши и прочие мелочи. Валерий пустил в ход весь моток. К нему в портфель стекались из уютных родительских шкатулок стеклянные побрякушки, цепочки, брелоки, а потом появились и монеты. Когда денег набралось столько, что можно было купить новую модель, Валерий незамедлительно съездил в «Детский мир» и пополнил запасы резинки. Страсть наживы, как эпидемия, перекинулась на других. Обмен шел на переменах, после уроков, во дворе. То и дело в квартирах раздавались звонки с новыми выгодными предложениями. Класс лихорадило.
На очередном родительском собрании смущенные взрослые со стола учителя с благодарностью получили незаметно исчезнувшие из дома предметы.
– Удивительно, – разводит руками рассерженный папа, – мою ручку, подарок сослуживцев, ручку с золотым пером – на кусок резины!
В о п р о с ы. Почему возникла такая ситуация? О каких родительских просчетах она свидетельствует? Как следует поступить родителям?
С и т у а ц и я 6.
– Мама! Мамочка! Загляни в мою комнату!
– Что у тебя там?
– Мама, посмотри на наши обои: в них спрятались необыкновенные красивые бабочки! Видишь?
– Я вижу обыкновенные линии на наших обоях. И никаких бабочек. А будешь всякую ерунду выдумывать, я тебя отведу к врачу, и он тебя вылечит. Спи нормально.
В о п р о с ы. Кто в этой ситуации допустил ошибку? Каковы последствия в развитии отношений матери и ребенка, если подобная история – не единична?
С и т у а ц и я 7.
Мишка очень любил свою маму. Больше всего на свете он боялся ее обидеть…
…Как-то в детском саду всех детей попросили пририсовать нитку к шарику. Все, умнички, нарисовали ниточку вниз от шарика, ровненько. А Мишка карандашом зачеркнул шарик.
Воспитательница за рукав вытащила Мишку на середину:
– Полюбуйтесь! Так испортить рисунок! Будешь в углу стоять!
Дети захихикали.
А вечером все родители слышали, как воспитательница вычитывала Мишкиной маме, мол, не бережет труд старших, балуется, творит, что хочет…
Молча они шли домой.
– Ну почему ты так? Зачем?
Мишка уткнулся в добрые мамины руки и, поднимая на нее глаза, полные слез, прошептал:
– Мамочка! Ведь у меня ветер нитку запутал!..
В о п р о с. Какую проблему нужно решить участникам этого конфликта: ребенку, родителю, воспитателю?
У ч и т е л ь. Ваша работа в группах была оживленной, иногда – шумной. Это неудивительно: каждый родитель на себя примеривал предложенную ситуацию и оценивал ее со своей позиции. Ведь родители – тоже очень разные. Каждый, войдя в роль воспитателя, надевает свою маску.
Самые распространенные «маски»: «начальник», «наставник», «товарищ».
«Начальник» постоянно проявляет свою власть, подчеркивает, что все на свете знает, считает себя образцом добродетели. Он часто обвиняет ребенка, наказывает, держит его в страхе, вещает ему прописные истины с каменным лицом.
«Наставник» – это добрый, все понимающий советчик, который каждую минуту рядом с ребенком. Он любит свое чадо и не скрывает этого, руководствуется гуманными принципами в воспитании, а не стремлением навязать свою волю.
«Товарищ» – снисходительный друг, готовый понять и простить, независимо от последствия и степени вины ребенка. Как правило, неверно реагирует на его поступки, поведение. Результат подобной позиции – отсутствие у ребенка должного чувства ответственности и, возможно, уважения к родителю.
Типичная родительская ошибка – надев какую-либо «маску» однажды, не расставаться с ней до конца. Но ведь чтобы воспитать человека, нужно быть очень гибким: суровым и нежным, щедрым и прижимистым. Одним словом, нужно быть терпеливым и любящим садовником.
Предлагаю вашему вниманию тест из книги З. Некрасовой, Н. Некрасовой «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти».
Какой вы садовник?
Учитель. Помните детскую игру «Я садовником родился, не на шутку рассердился…». Там детки называют себя цветочками и выдают собственные предпочтения в цветах и друзьях. Вы – садовник; но вы не рассержены. Вы просто решаете, что вам делать сейчас, когда ваш драгоценный ребенок (в очередной раз) подкинул вам задачку. Этот тест поможет вам узнать, насколько хорошо вы знаете потребности и нужды собственных детей; умеете ли вы увидеть ситуацию глазами собственного сына или дочери? То есть – всегда ли вы понимаете своего ребенка.
Выбирайте вариант ответа и попытайтесь обосновать свою тактику.
Читая вопрос, обращайте особое внимание на возраст ребенка. Если тот уже вырос – честно вспоминайте свои прошлые действия. Если еще мал – фантазируйте о будущем.
Месяца.
Ваш малыш проснулся и заплакал. Что делаете вы?
а) Если знаю, что сухой и накормлен, подожду, может, это просто капризы, сам утихнет;
б) кто-то из домашних подойдет; если некому, конечно, подбегу сама;
в) мгновенно реагирую на плач – подбегаю, чтобы успокоить, беру на руки.
Месяцев.
Вы разговариваете по телефону, а ваш малыш изо всех сил вам «помогает»: кричит, лезет на руки, требует повесить трубку.
а) Призываете к порядку; объясняете, что скоро закончите;
б) просите кого-то из домашних занять его или заканчиваете разговор;
в) подсовываете кастрюлю и крышку, есть шанс, что пока погремит, вы успеете наговориться.
Год.
Собираетесь с ребенком на прогулку, он не желает надевать ни курточку, ни ботинки. Что вы подумаете и что сделаете?
а) Может, ботиночки стали малы? Пора покупать другие;
б) успокаиваю и рассказываю, почему надо одеваться;
в) скажу, что ботиночки сами пошли гулять, и покажу, как они уходят «топ-топ».
Года.
Ваш ребенок мирно играл. Вдруг какой-то ровесник-бутуз вцепился в его игрушку. Оба тянут ее, каждый в свою сторону, и оба вопят при этом. Вы:
а) вмешиваетесь и объясняете, что делать можно, а чего нельзя;
б) кидаетесь на помощь своему ребенку и успокаиваете;
в) даете тому карапузу что-то другое, а игрушку возвращаете своему малышу.
Года.
Ваш ребенок, играя с кошечкой, попытался открутить ей хвост, и та, оскорбившись, цапнула его. Вы принимаете необходимые санитарные меры и говорите:
а) плохая кошка, мы ей зададим;
б) давай-ка выпустим ее погулять;
в) ты же сделал ей больно.
Года.
Ваш ребенок показал язык взрослой тете, которая пытается погладить его по головке. Вы:
а) делаете ему замечание и позволяете тете погладить его;
б) объясняете малышу, что это просто замечательная тетя и она его очень любит;
в) громко говорите своему чаду: давай я свяжу тетю, а ты в это время погладишь ее по голове.
Года.
Вы забрали сына из детского сада. По дороге выясняется, что он прихватил из садика маленькую матрешку и хочет подарить ее подружке – соседке, потому что влюбился в нее. Вы согласны, что это уважительная причина? Ваша реакция?
а) Да вы что? Какая любовь в этом возрасте?
б) очень забавно, но игрушку придется все-таки вернуть;
в) быстренько придумываете, что он может подарить этой девочке, а пока возвращаетесь в садик и ставите матрешку на место.
Лет.
Жарко. Ребенок выпил уже два стакана воды, и вот прибежал и требует третий. Вы наливаете полкружки. Он рыдает и требует полную. Вы:
а) оставляете как есть, захочет – выпьет;
б) наливаете эту кружку да краев, придумывая на ходу, как отобрать и не дать выпить всю;
в) прикинув, что кружка больше стакана, переливаете воду в стакан.
Лет.
Как ваш ребенок закончит эту историю? «Девочка с мамой шли по дорожке, вдруг на девочку зашипел гусь… она испугалась, но тут мама…»:
а) мама сказала: «Нельзя шипеть на детей»;
б) мама взяла девочку на руки и пожалела ее;
в) мама обняла дочку, а потом они угостили гуся хлебными крошками.
Лет.
Ваш ребенок сообщил, что сегодня получил две пятерки и одну тройку. Что вы скажете ему в первую очередь?
а) Я ж говорила тебе: надо учить все уроки;
б) спрошу, по какому предмету схватил трояк, даже посочувствую;
в) похвалю за пятерку.
Лет.
Ваш ребенок уговаривает вас купить ему большую собаку, овчарку или питбуля. Вы не против, так как и сами хотели купить щенка. Что вы сделаете сначала?
а) Обсудим его обязанности;
б) поговорим и помечтаем, как будем ее дрессировать;
в) выясню, почему именно большую собаку (может, ему нужна защита).
Лет.
Вы договорились, что сегодня он вернется с улицы пораньше и вы вместе пойдете в гости. Вы прождали его около часа – и вот наконец-то звонок. Он оптимистично сообщает, что сидит у друга и сейчас прибудет. Как и когда вы выскажете ему свое недовольство?
а) Сразу же, как появится;
б) решаете, что у вас будет время обсудить этот поступок, например, после ужина;
в) замечание вы сделаете, но, так как подобное уже было, при первой возможности поступите с ним так же.
Лет.
Вы купили ребенку красивый свитер. Он в восторге, но вот надел пару раз, сходил в школу – и забросил, потом наотрез отказался надевать. Вы:
а) уговариваете носить этот свитер, объясняете, как он ему идет;
б) убираете, надеясь при случае подсунуть снова;
в) решаете присмотреться, как и во что одеты его друзья.
Лет.
Ваш ребенок повесил на дверь своей комнаты большой плакат, на котором – дуля (кукиш). Как вы думаете, почему он это сделал?
а) Вряд ли он способен сделать это, слишком некультурно;
б) так он высказал свое мнение о нас;
в) думаю, это тактичное предупреждение, чтоб не мешали.
Лет.
Ваш сын пришел домой с другом. Спрашивает, можно ли им вместе поиграть сейчас за компьютером. Вы отвечаете: «Конечно, зайчик», а чуть позже замечаете, что он обижен. Почему?
а) Какие-то неприятности? Надо расспросить;
б) как я могу что-то заметить, если они закрылись в комнате;
в) зайчик уже вырос, ему неудобно перед другом.