Воспитание гражданских, патриотических и нравственных чувств у занимающихся физической культурой и спортом.
Как отмечалось выше, в ходе выполнения различных физических упражнений решается широкий круг задач социальной значимости, в частности формирования ряда личностных качеств. Это во многом происходит естественным путем, опосредованно, на фоне коллективных действий, в условиях высокой ответственности за порученное дело перед командой, тренерами, спортивным обществом, при требованиях дисциплины и организованности. В процессе целенаправленныхвоспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно- тренировочной работы должно происходить становление осознания: -долга перед своим коллективом; -благодарности своему тренеру; -самоутверждения среди товарищей; -ответственности перед государством и др. В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации: -восприятие целей спортивного коллектива как собственных; -не противопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации; -учитывание общественно полезной основы сплоченности настоящего коллектива (в отличие от корпоративных групп). Формы организации патриотического и военно- патриотического воспитания достаточно многообразны (например: посещение школьниками воинских частей, военно-учебных заведений, проведение там занятий в комнатах славы, училищных музеях; проведение занятий на полосе препятствий, на спецснарядах, полигонах, стрельбищах и в тирах). Главное условие их применения — обеспечение высокой эффективности в росте позитивного отношения школьников к армии, увеличении количества абитуриентов военно- учебных заведений.
28. Воспитание волевых качеств, трудолюбия, ответственности и дисциплинированности.
Основой волевых качеств явл такие качества как увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой. Практической основой проявления в кот явл ТРУД в самых его разнообразных формах. В волевой деятельности выделяют: силу воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержку и самообладание, решительность, смелость, мужество, дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, волю к победе. Есть и др. проявления воли и характера (бойцовские качества, способность свое поражение в соревнованиях использовать для более напряженной подготовки к победе)
Сила воли – способность преодолевать значительные трудности, выполнять спортивные упражнения в самых сложных условиях, и при большем утомлении. Это самое главное волевое качество определяющее все остальные волевые проявления и их уровень. Достигается образованием мощной мотивации. Для занятий избранным видом спорта, для формирования устойчивого стремления к достижению поставленной цели. Важную роль играет сила примера др спорсм., не только великих, но и тех, кто тренируется рядом. Практическое воспитание силы воли осуществ. Постепенным нарастанием, в процессе занятий объема и интенсивности тренировочной работы, участием в соревнованиях, обязательным выполнением домашних заданий, самоконтролем спортсмена за достижением непосредственны целей: 1. Выявить в беседах мотивацию к занятиям спортом, 2. Усилить их стремление к цели, сделав ее более заманчивой и реально доступной, 3. В ближайшие занятия установить близкие цели, доступные по силам каждому ученику, но требующих достаточные затраты сил, 4. Создавать эмоциональный фон на занятиях, 5. Использовать чаще групповой метод выполнения упражнения, чтобы спортсмены наблюдали рядом более сильных и равнялись на них, 6. Выполнение в одном занятии «цепочку» из все более трудных упр. С конкретными показателями, 7. Выполнение спортсменов в письменной форме программу тренировочного занятия, тренировочного дня недели с нагрузками, требующими выносливости при продолжительной или многократно выполняемой работе, 8. Самостоятельное овладение элементов техники движений, ее совершенствование на основе килограммы, видеопоказа, словесного объяснения или подражания демонстрации этого элемента спортсменом высокого класса.
Дисциплинированность – умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам. Воспитание этого качества должно начинаться с первой минуты первого занятия. Четкая команда, подтянутость, точное начало занятия, регулярная отметка посещаемости – основа дисциплины в группе. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, незамедлительное исполнение команды тренера и указаний отличное поведение на занятиях вне их, соблюдение тренировочного и гигиенического режимов.
Трудолюбие, настойчивость, терпение – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. – выявить в беседах мотивацию к занятию спортом у каждого ученика, усилить их стремление к цели, сделав ее более заманчивой и реально доступной. –на ближайшие занятия установить близкие цели, доступные по силам каждому ученику, но требующих достаточные затраты сил.
Основные правила воспитания волевых качеств: 1. Организованность, дисциплина и известная ченикам программа тренировочного занятия – важнейшая основа его эффективности.2. положительный эмоциональный фон. 3. Чаще проводить групповые занятия, 4. Приглашать для совместных занятий более подготовленных спортсменов 5. Использовать в трен. Зан. Соревновательный метод, включающий прикидки и соревнования в отдельн. Упр. На технику, быстроту, гибкость силу и тд. 6. На очередном занятии давать ученикам задания превысить достигнутый рубеж в выполнение какого либо упр. (большей скоростью, большее число раз, лучше техника..) 7. Включить в занятие хотя бы одно упр. Выполняемое в боле трудных условиях 8. Раз в 1-2 недели включить упр. Требующее некоторого риска и создавать ситуацию для более эффективного профвления смелости и мужества (прыхки и др виды преодоления твердых препятствий поточным методом) 9. В подготовительном периоде при выполнении физич. Упр. Применять время от времени метод «до отказа» 10. Активно пользоваться той информацией, которую можно получить от спортсмена (субъективные и объективные данные) 11. Настраивать учеников быть предельно внимательными в ходе каждого тренировочного занятия, подсказывать когда им нужно стремиться проявлять максимальные усилия и преодолевать усталость 12. Не забывать похвалить за проявленную силу воли, смелость и др качества. Никогда не упрекать нерешительных не обладающими волевыми качествами в нужной степени. 13. Не помогать не подсказывать ученикам во время соревнований.
29. Высшая нервная деятельность. Условия образования и биологическое значение условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности и их учет при проведении занятий физической культурой и спортом.
Рефлекс-ответная реакция организма на раздражение из внеш. или внутр. Среды при обязательном участии ЦНС.Ур:приобретенные, временные, индивидуальные, новые рефлекторные дуги, проявляются при действии неадекватного раздражителя, прояв. В коре гол. мозга. Ур вырабатываются в результате формирования новых временных связей. Образ. Временная связь между центрами УР и центрами БУР.Условия образования УР: 1. Сочетание незначимого(индеферентного) раздражителя со значимымбезусловным раздражителем.2. индефер. Раздражитель должен совпадать или предшествовать п о времени с безусловным раздражителем.3. достаточное кол-во повторений.4. нервные центры д.б. в оптимальном состоянии возбуждения.5. отсутствие посторонних раздражителей.6. УР д. иметь биологическое (жизненное) содержание (цель). ТИПЫ ВНД.1 холерик-сильный, неуравнов, подвижный.2 сангвиник-сильный, уравнов, подвижный 3. флегматик-сильный, уравнов, инертный.4. меланх.- слабый.
Условные рефлексы(особенности)-приобретенные реакции, -временно существующие реакции, - индивидуальные, - образуются новые рефлекторные дуги, - осуществляются ведущими отделами ЦНС. Условные рефлексы чел. Осуществляются КБП. (также принимают участия таламический отдел промежуточного созга и в ряде случаев подкорковые ядра)
Условия образования: - сочетание любого индифферентного раздражителя с каким-либо значимым безусловным раздражением – методика безусловного подкрепления.- индефферентное раздражение должно предшествовать безусловному, чтобы преобрести сигнальное значение, - н.ц., к которым адресованы раздражения должны быть в состоянии оптимального возбуждения
Механизм формирования заключается в образовании новой рефлекторной дуги, в которой к эфферентной части безуслов. Рефл. Присоединяется новое афферентное начало (временная нервная связь)
Фазы выработки: 1. Генерализация(обобщенное восприятие сигнала, когда условная реакция наблюдалась на любой сходный сигнал) основой чего были процессы иррадиации возбуждения в КБП, 2. Концентрация возбуждения (реакция только на конкретный сигнал), что появлялось за счет вырабатываемого условного торможения на посторонние неподкрепляемые сигналы,
3. Стабилизация (упрочнение УР)
Разновидности УР: натуральные – на сигнал безуслов разд (запах мяса)
Искусственные – на посторонние сигналы (запах мяты)
Наличные и следовые – усл сигн. Предшеств. Безусл. Подкреплению, и на его следовое влияние
Положительные – ( сактивным проявлениемсветовой реакции) и отрицательные ( с ее торможением)
УР на время – при ритмической подаче условных сигналов ответная реакция проявляется черз заданный интервал даже при отсутствии очередного сигнала
УР первого порядка – на один предшествующий условный раздражитель – и более более высоких порядков, когда безусловному подкреплению предшествует сочетание двух последовательно подающихся сигналов (2-го порядка), тех сигналов (3-го порядка) и тд.
При формировании новых двигательных навыков возникают особые рефлексы, которые в отличие от сенсорных рефлексов (1-го рода) в которых новой частью рефлекторной дуги в эфферентном отделе (новые исполнительные аппараты- мышцы). Это инструментальные или оперантные рефлексы (2-го рода).
30. Гипокинезия и гиподинамия — "болезнь" цивилизованного мира. Влияние недостатка двигательной активности на организм человека. Гипокинезия (греч. hypo — понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis — движение) — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии. Гиподинамия (греч. hypo — понижение; dynamis — сила) — совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц (тургор), падает выносливость и силовые показатели. Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы антигравитационного характера (шеи, спины). Мышцы живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения. В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капиллярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей). Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это сопровождается ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений. Таким образом, при гиподинамии в организме создается ситуация, чреватая «аварийными» последствиями для его жизнедеятельности. Если добавить, что отсутствие необходимых систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах ц образованиях, то становится понятно, почему снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность.