Тест по теме: «Путешествие по Реке времени».
1. Когда началась Великая Отечественная война? Обведи нужную букву.
а) 22 июня 1941 г.;
б) 9 мая 1945 г.;
в) в 1939 г.
2. Кто напал на нашу страну? Обведи нужную букву.
а) немецкие фашисты;
б) испанские завоеватели;
в) арабские наёмники.
3. Какой город выдержал 900 – дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу? Обведи нужную букву.
а) Москва;
б) Ленинград;
в) Тула.
4. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.
- Москва,___________________________________________________ __________________________________________________________.
5. Какая битва стала началом освобождения нашей страны от фашистов? Обведи нужную букву.
а) Ростовская;
б) Курская;
в) Сталинградская.
6. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? Обведи нужную букву.
а) осенью 1943 г.;
б) осенью 1944 г.;
в) осенью 1945 г.
Нормы оценки знаний учащихся.
Основная цель контроля по предмету «Окружающий мир»- проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по предмету оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
Отметка"5" - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Отметка "4"- ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Отметка "3" - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Отметка "2" - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тест
Отметка"5" ставится за 100% правильно выполненных задания
Отметка"4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Отметка"3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Отметка"2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Пересказ
Отметка"5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтениемсоответствующих отрывков.
Отметка"4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Отметка"3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Отметка"2" - не может передать содержание прочитанного.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
-неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
-нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
-неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
-неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
-незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
-неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- неточности в определении назначения прибора, его использование;
- неточности при нахождении объектов на карте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
п /н | Тема урока | Количество часов | Датапроведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
Мы - граждане единого Отечества(12 ч) Характеристика деятельности учащихся: Систематизироватьпредставления о необходимости объединения людей в сообщества. Характеризоватьобщие цели и интересы различных сообществ и общественных групп. Характеризоватьгосударственную символику России. Различатьправа и обязанности гражданина России, приводить примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией. Устанавливатьсоответствие смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России. Объяснятьв чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России. Называтьимя, отчество, фамилию действующего Президента. По картеопределятьс какими государствами Россия граничит на суше и на море,показыватьна карте государственную границу России. Использоватьдополнительную литературу, Интернет для составления рассказа о путешествии в страны ближнего зарубежья. Презентоватьрассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. | |||||
1. | Общество, его признаки. | 01.09. | |||
2. | Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. | 03.09. | |||
3. | Конституция России - основной документ Российской Федерации. | 08.09. | |||
4. | Конвенция о правах ребёнка. | 10.09. | |||
5. | Соблюдение правил безопасности дорожного движения. | 15.09. | |||
6. | Государственное устройство России. | 17.09. | |||
7. | Особенности субъектов Российской Федерации. Республика Башкортостан - субъект Российской Федерации. | 22.09. | |||
8. | Государственная граница России, её значение, охрана. | 24.09. | |||
9. | Страны ближнего зарубежья. | 29.09. | |||
10. | Творческое сотрудничество в культуре народов России и мира. Пословицы и поговорки башкирского народа. | 01.10. | |||
11. | Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России. | 13.10. | |||
12. | Обобщение по теме «Мы - граждане единого Отечества». | 15.10. | |||
По родным просторам(23ч) Характеристика деятельности учащихся: Сравниватьмасштаб физической карты России и карты мира,изучатьусловные знаки карты. Находитьна физической карте России равнины и горы, характеризоватьих. Изучатьполезные ископаемые разных регионов России. Раскрыватьзначение рек, озёр, морей в жизни людей, учиться показывать их на карте. Определятьпо карте природные зоны России,характеризовать их. Приводитьпримеры экологических связей в каждом сообществе. Составлятьхарактерные для этих мест цепи питания. Соотноситьособенности хозяйственной жизни с характерными чертами, природных зон обитания каждого народа. Знакомитьсяс экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. | |||||
13. | Понятие о физической карте России. | 20.10. | |||
14. | Представление о формах земной поверхности. Особенности земной поверхности Республики Башкортостан. | 22.10. | |||
15. | Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны. Полезные ископаемые Республики Башкортостан. | 27.10. | |||
16. | Бережное использование полезных ископаемых. | 29.10. | |||
17. | Реки России, их значение в жизни людей. Реки Республики Башкортостан. | 05.11. | |||
18. | Озёра России, их значение в жизни людей. Озёра Республики Башкортостан. | 10.11. | |||
19. | Моря, омывающие берега России. | 12.11. | |||
20. | Представление о природных зонах России. Природные зоны Республики Башкортостан. | 17.11. | |||
21. | Природная зона арктических пустынь. | 19.11. | |||
22. | Природная зона тундры. | 24.11 | |||
23. | Природная зона лесов. | 26.11 | |||
24. | Природная зона степей. | 01.12. | |||
25. | Природная зона пустынь. | 03.12. | |||
26. | Природная зона Черноморского побережья Кавказа. | 08.12. | |||
27. | Особенности хозяйственной жизни народов России. | 10.12. | |||
28. | Правила противопожарной безопасности. | 15.12. | |||
29. | Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири. | 17.12. | |||
30. | Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. | 22.12. | |||
31. | Экологическое равновесие Республики Башкортостан. | 24.12. | |||
32. | Растения и животные из Красной книги России. Красная книга нашей республики. | 29.12 | |||
33. | Заповедники и национальные парки России. | 12.01. | |||
34. | Правила поведения во время похода. | 14.01. | |||
35. | Обобщение по теме «По родным просторам». | 19.01. | |||
Путешествие по Реке времени(25 ч) Характеристика деятельности учащихся: На основе устных рассказов о прошлом своего краяопределять их значимость для сохранения народной памяти. Различатьдва значения понятия истории. Описыватьвнешний вид археологических находок. Показыватьна исторической карте места обитания разных племён, объяснять значение названий славянских имён. Показыватьна карте древние русские города,рассказыватьо их роли. Составлятьсхему родственных отношений древнерусских князей. Обсуждатьзначимость единства в интересах граждан для сохранения не зависимости страны. Характеризоватьархитектурный облик Москвы, Санкт-Петербурга, объяснять происхождение изначения названия городов,характеризоватьпреобразование в жизни страны, обосновыватьзначительность деятельности Ломоносова, Суворова, Ушакова.Обосновыватьроль Кутузова как народного полководца, характеризовать войну с Наполеоном как народную отечественную войну. Характеризоватьосновные этапы Великой Отечественной войны,приводитьпримеры героизма людей в борьбе с фашизмом. Характеризоватьсозидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Рассказыватьо земляках-тружениках, в том числе о членах своей семьи. | |||||
36. | Источники знаний о прошлом. Рассказы о недавнем прошлом башкирского края. | 21.01. | |||
37. | Роль науки археологии в изучении прошлого. | 26.01 | |||
38. | Древнерусская летопись. | 28.01 | |||
39. | Образование Древнерусского государства. | 02.02. | |||
40. | Крещение Руси. | 04.02. | |||
41. | Расширение границ Древнерусского государства. | 09.02. | |||
42. | Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. | 11.02. | |||
43. | Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. | 16.02 | |||
44. | Подвижники Руси и землепроходцы. | 18.02 | |||
45. | События Смутного времени на Руси. | 02.03. | |||
46. | Преобразование в жизни страны в эпоху Петра I. | 04.03. | |||
47. | Деятельность великих соотечественников в жизни страны в послепетровскую эпоху. | 11.03. | |||
48. | Отечественная война 1812 года. | 16.03. | |||
49. | Российская империя в XIX веке. | 18.03. | |||
50. | Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX- начале XX вв. | 23.03. | |||
51. | Развитие изобразительного искусства и литературы в XIX- начале XX века. | 25.03. | |||
52. | События в истории России начала XX века. | 30.03 | |||
53. | Особенности развития страны в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 01.04. | |||
54. | События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 06.04. | |||
55. | Подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны1941-1945гг. | 08.04. | |||
56. | Трудовые подвиги наших земляков в тылу во время Великой Отечественной войны. | 13.04. | |||
57. | Значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти народа . | 15.04. | |||
58. | Созидательная деятельность наших соотечественников в послевоенные годы. | 20.04 | |||
59. | Достижения страны в 1950- 1970 гг. | 22.04 | |||
60. | Обобщение по теме «Путешествие по реке времени». | 27.04 | |||
Мы строим будущее России(8 ч) Характеристика деятельности учащихся: Характеризоватьособенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. 20 в. и в первое десятилетие 21в. Обсуждать значение понятия «социальная ответственность». Характеризоватьположительный опыт отдельных областей в развитии современного сельского хозяйства, промышленности и науки. Приводитьпримеры сотрудничества промышленности и науки для улучшения жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан. Характеризоватьвыдающиеся явления в современной культурной жизни России. Оцениватьуровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказыватьдоказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. | |||||
61. | Особенности жизни страны в первом десятилетии XXI века. | 29.04 | |||
62. | Понятие о продовольственной безопасности страны. | 04.05 | |||
63. | Социальная ответственность граждан –залог благополучия России. | 06.05. | |||
64. | Положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения жизни граждан Республики Башкортостан. | 13.05. | |||
65. | Выдающиеся явления в современной культурной жизни России. | 18.05. | |||
66. | Сохранение традиционного наследия башкирского народа. | 20.05 | |||
67. | Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников. | 25.05 | |||
68. | Обобщение по теме «Мы строим будущее России». | 27.05 | |||
Итого: | 68 ч |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные комплекты:
- Л.П. Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова «Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности» рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений ∕Под ред. А.А. Плешакова. М.: Просвещение. – 2015.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1 – М.: Просвещение. – 2014.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» учебник для учащихся 4класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.2 – М.: Просвещение. – 2014.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1.– М.: Просвещение. – 2015.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.2.– М.: Просвещение. – 2015.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочие программы.1-4 классы.-М.:Просвещение-2011.-86с
- И.Ф. Яценко. Уроки по окружающему миру: 4 класс:пособие для учителя 4 классМ.: Просвещение – 2014 .-416с.
.
Учебно-наглядные издания и пособия, учебно-методические пособия:
- Муляжи овощей, фруктов.
- Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
- Предметы ухода за растениями, животными.
- Коллекции плодов и семян растений.
- Гербарии культурных и дикорастущих растений.
- Живые объекты(комнатные растения)
- Настольные развивающие игры по предмету «Окружающий мир».
- Набор кукол в традиционных костюмах народов России.
- Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 4 класс (Диск CD-ROM).
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска CD-ROM
Интернет-ресурсы:
- Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
- Коллекция звуковых эффектов(птицы,насекомые,бытовыезвуки,сигналы и много другое): http://www.tatarovo.ru/
- Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
- Сайт для учителя http://www.uroki.net/
- Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/
- Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru
- Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
- Электронная энциклопедия "Мир вокруг нас": http://www.bigpi.biysk.ru/
- Энциклопедия комнатных и садовых растений: http://sad.zeleno.ru/
Технические средства обучения:
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц (магниты)
- Персональный компьютер с принтером.
- Проектор, интерактивная доска, веб - камера.
- Сканер, принтер, ксерокс.
Печатные издания:
· Е.В. Григорьева. Природа Южного Урала. Учебное пособие для 1 – 4 классов. – Челябинск: ЮУКИ, 2010г.
· А.А.Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение – 2011 .-222с.
· А.А. Плешаков «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение – 2010 .-224с.
· А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение – 2010 .- 160 с.