Глава 2. методы и организация исследования
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.
2. Определение показателей развития психики школьников 7-9 лет. (Психологические методики: методика запоминания (А.Р. Лурия), тест Бурдона, тест на выявление дисграфии).
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы статистической обработки данных.
1.Теоретический анализи обобщение данных научно-методической литературы по теме выпускной квалификационной работы
Проводилась работа по выбору и анализу методической литературы по исследуемой теме. При обзоре научно-методической литературы нами были определены основные виды нарушений речи. На основе литературных источников мы смогли разработать программу занятий для детей с нарушениями речи.
2. Определение показателей развития психики школьников 7-9лет
Для этого нами были использованы психологические методики, направленные на выявления развитости психических процессов (память, внимание, речь): методика запоминания, тест Бурдона, тест на выявление дисграфии.
Для проверки памяти мы использовали методику запоминания (А.Р. Лурия). Данная методика заключается в исследовании памяти с помощью серии картинок. Серия содержит в себе 20 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки показывают обследуемому с интервалом в две секунды.
Серия картинок: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик.
После показа картинок делают перерыв на десять секунд, затем проверяют, сколько слов запомнил испытуемый. Слова можно называть в любом порядке. Проводящий регистрирует называемые предметы и следит за возможными повторениями и привнесением новых слов, которых не было.
Внимание мы проверяли, используя корректурную пробу (тест Бурдона). Методика предназначена для оценки объема, концентрации и устойчивости внимания.
Материал: бланк для выполнения задания, секундомер.
Тест проводится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв.
Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 30 сек по команде «стоп» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 3 мин.
Результаты тестирования: для оценки внимания рассчитывают продуктивность внимания, по формуле: К = m:n * 100 %
Оценка результатов:
0 - 20% - очень плохое внимание
21 - 40% - плохое внимание
41 - 60% - среднее внимание
61 - 80% - хорошее внимание
81 - 100% - отличное внимание
Тест на выявление дисграфии.
Инструкция обучающемуся:
Для работы необходимо иметь ручку и цветные карандаши.
Тест содержит шесть заданий (вставить пропущенные буквы в слове, написать рядом с картинкой с какой буквы начинается слово, написать правильную букву в слове). Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни одного.
Если задание не удаётся выполнить сразу, можно перейти к следующему.
После выполнения всех заданий, попробовать сделать те задания, которые пропустил.
1. Вставь пропущенную букву «а» или «я» в слова.
м…ч, к…ша, д…дя.
2. Подчеркни синим карандашом слоги с буквой «с», зелёным – слоги с буквой «з»: за, са, зы, сы, су, зо, зе, зи, си, сё, зё.
3. Напиши рядом с картинкой букву, с которой начинается слово (б или п).
___ ____ _____ ____
____ ____ ____
4. Напиши рядом с картинкой букву «д» или «т», которая есть в данном слове.
____ ____ ____
____ ____ ____
5. Напиши рядом с картинкой букву «ж» или «ш», которая есть в данном слове.
____ ____ ____
____ ____ ____
6. Напиши рядом с картинкой букву «г» или «к», которая есть в данном слове.
____ ____ ____
___ ____ _____
3. Педагогический эксперимент
Была разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которой были использованы следующие средства: комплекс общеразвивающих и коррекционных физических упражнений, речедвигательная гимнастика.
Занятия проводились для школьников с речевыми нарушениями в ГБОУ Псковской области «Порховская школа-интернат V вида». Возраст занимающихся составил 7-9 лет.
Нами была разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников 7–9 лет на основе речедвигательной ритмики Мухиной А. Я.
Отличием разработанной нами методики является включение в программу физкультурно-оздоровительные мероприятий общеразвивающие и специальные упражнения для развития речи, дыхательную гимнастику, речедвигательную гимнастику.
Занятия проводились в период летних каникул с июля по август, во время лагерных сборов. Занятия проходили пять раз в неделю, по 45 минут. Три раза в неделю со школьниками выполнялся комплекс физических упражнений, два раза в неделю – речедвигательная гимнастика. Комплекс физических упражнений чередовался с речедвигательной гимнастикой.
4. Методы статистической обработки данных
Статистическая обработка полученных результатов выполнена при помощи программ Statistica 10.0.
Для сравнения исследуемых параметров в некоторых случаях изменение этих величин рассчитывались в процентах.
Организация исследования
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе (2014-2015 гг.) была выбрана тема работы, осуществлен анализ научно-методической литературы, сформулированы цели, задачи, предмет и объект исследования, рабочая гипотиза, подобраны методы исследования, разработана программа физкультурно-оздоровительных мероприятий.
На втором этапе (2015-2016 гг.) проводили исследование. Были выявлены показатели развития психики школьников 7-9 лет с речевыми нарушениями до и после проведения физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В исследовании приняли участие 14 школьников в возрасте от 7 до 9 лет: 8 мальчиков и 6 девочек. Исследование было проведено на базе ГБОУ Псковской области «Порховская школа-интернат V вида». Школьники были разделены на 2 группы по 7 человек. В первой группе было 4 мальчика и 3 девочки. Во второй группе также принимали участия 4 мальчика и 3 девочки. Экспериментальная группа занимались по программе, разработанной нами, а контрольная группа занималась по учебному-воспитательному плану лагеря.
Занятия проводились 5 раз в неделю по 45 минут: комплексы физических упражнений – на спортивной площадке, речедвигательная гимнастика – в комнатах отдыха.
На третьем этапе (2016-2017 гг.) проведена обработка полученных результатов, сделаны выводы.