Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.
Программа развития
духовно-нравственного образования и воспитания
«Все начинается с детства»
Подготовила
Педагог дополнительного образования,
музыкальный руководитель
Киселева Галина Юрьевна
р.п. Елань – Коленовский
2016г.
Содержание:
1. | Паспорт Программы развития. |
2. | Аналитическое и прогностическое обоснование Программы. |
3. | Цели и задачи МКДОУ по реализации Программы. |
4. | Концептуальная основа развития МКДОУ. |
5. | Теоретическое обоснование Программы. |
6. | Механизм реализации Программы. |
7. | Участники реализации Программы. |
8. | Основные направления Программы. |
9. | Характеристика образовательного процесса, методы и формы работы. |
10. | Педагогическое сопровождение родителей. |
11. | Ресурсное обеспечение реализации Программы. |
12. | Кадровый потенциал. |
13. | Взаимодействие с социальными партнерами. |
14. | Основные мероприятия по реализации Программы развития . |
15. | Инновационная деятельность по духовно- нравственному воспитанию. |
16. | Ожидаемые результаты духовно-нравственного образования и воспитания детей. |
1.Паспорт Программы развития.
Полное наименование Программы. | Программа развития духовно-нравственного образования и воспитания «Все начинается с детства» на 2015-2018 годы (далее Программа). |
Тип программы | Локальная. |
Назначение Программы | Программа развития предназначена для реализации духовно-нравственного направления воспитания и образования образовательного учреждения. В ней отражены ключевые аспекты, тенденции и содержание образования и организации воспитания по одному из главных направлений, на основе инновационных процессов, для интеграции и мобилизации коллектива МКДОУ и семей воспитанников на достижение целей ее развития. |
Нормативно-правовая база для разработки Программы | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - от 29.12.2012г. №273-ФЗ.; 2.Конституция Российской Федерации; 3.Конвенция о правах ребенка; 4.Семейный кодекс РФ; 5.Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025г; 6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155; 7.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 8.СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26. |
Цели реализации Программы | Воспитание гармоничной, духовно-нравственной и творческой личности, основанное на традициях и культуре русского народа. Развитие у дошкольника базовых качеств познавательной и коммуникативной деятельности. |
Задачи реализации Программы | 1.Разработать и апробировать систему взаимодействия МКДОУ и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, составляющую единое воспитательное пространство: цели, задачи, содержание работы и ее основные направления, формы взаимодействия, критериальные показатели эффективности. 2.Способствовать формированию у воспитанников интереса и любви к культуре и традициям своего народа. 3.Создать комфортную среду, способствующую творческой познавательной и коммуникативной активности детей. 4.Сформировать уровень духовно-нравственной культуры всех участников образовательного процесса: «дети - родители - педагоги». 5.Аккумулировать, систематизировать и обобщить опыт использования традиций семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 6. Способствовать повышению уровня профессиональной компетенции педагогов МКДОУ по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников в рамках духовно-нравственного воспитания. 7.Создать позитивный имидж МКДОУ на рынке образовательных услуг. |
Разработчик Программы | Педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель Киселева Галина Юрьевна. |
Сроки реализации Программы | Программа реализуется в период 2015-2018 гг. |
Методы и формы работы.
Содержание образовательного процесса определяется следующими характеристиками:
-соблюдение требований Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования;
-ориентация на социальный заказ, разностороннее развитие ребенка, его готовность
к саморазвитию;
-взаимосвязь содержания программ, обеспечивающих непрерывность образования
(семья - детский сад – школа);
-четкое определение объема содержания по приоритетному направлению;
-использование современных технологий воспитания и обучения;
-использование вариативных методик, позволяющих дифференцировать и
индивидуализировать образовательную работу с детьми.
Педагогический процесс включает:
· Непосредственно-образовательную деятельность (НОД), имеющую интегративно-игровой характер;
· Образовательную деятельность в ходе режимных моментов (ОДРМ);
· Самостоятельная деятельность детей (СДД);
· Создание условий для самостоятельной деятельности детей (СУДД).
В соответствии с ФГОС содержание программы включает образовательные
Мультклуб.
-«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
-«Волк и семеро козлят»;
-Православный мультфильм «Ангел» по сказке Г. Х. Андерсен;
-Православный мультфильм: «Илья Муромец и Соловей разбойник»;
-«Два жадных медвежонка»;
-«Замок лгунов»;
-«Мама для мамонтенка»;
-«Мешок яблок»;
-«Кошкин дом»;
-«Волк и телёнок»;
-«Цветик-семицветик»
Конкурсы.
-Конкурс семейных работ «Краски осени»
- Конкурс детских работ « День защитников Отечества»
-Конкурс поделок «Мамин день»
-Конкурс на лучшее детское стихотворение « Мамочка любимая»
-Конкурс групповых творческих работ «Рождественские фантазии»
-Конкурс рисунков ко Дню Победы.
9.2.6.Фотовыставки:
-«Волшебный мир детства»
-«Загляните в мамины глаза»
-«Мир, в котором мы живем»
-«Моя семья».
Музыкальная гостиная.
-Вечера классической музыки;
-Слушание колокольной и духовной музыки.
Традиционных форм работы для реализации задач духовно-нравственной направленности недостаточно. Поэтому, реализуя Программу развития, мы обратились к инновационной технологии педагогического и социального проектирования.
Реализуемые проекты
Направление проектной работы | Тема | Аннотация |
Православные праздники | «Рождество Христово», «Праздников праздник» | Данные проекты направлены на приобщение детей к православным традициям, нравственным и духовным ценностям. Проект реализуется совместно с Приходом Воскресенского храма с. Елань – Колено. |
Патриотическое воспитание | «Торжественные марши Победы» «Мое Отечество - Россия». | Проекты данной направленности воспитывает чувство любви и привязанности к историческим и культурным ценностям Родины и родного края. |
Здоровьесбережение | «Здоровый образ жизни семьи» «Больше петь, меньше болеть» | Создание атмосферы психологического комфорта, с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей, обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. |
Экологическое воспитание | «Сохраним биологическое разнообразие»; «Я не сорву тебя, одуванчик» «Вода-это жизнь» | Направлены на формирование представлений об окружающем мире, воспитывают чувство любви к родной природе. Реализуется проект совместно с СЮН района. |
Семья. | «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья» «Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь». «Как мы отмечали праздники в детском саду» | Формирует чувство любви и уважения к своему дому, семье, приобщения с ранних лет к лучшим традициям семейного воспитания. Содержание проекта опирается на семейные православные ценности. Совместный проект детского сада и родителей воспитанников. |
Классическая музыка в детском саду. | «Времена года в творчестве композиторов» «Музыкальная гостиная» | Построены на ознакомлении детей с творчеством русских, советских и зарубежных композиторов. Совместный проект детского сада и школы искусств. |
Кадровый потенциал.
Кадровое обеспечение | Повышение квалификации |
-старший воспитатель; -педагоги дополнительного образования; -музыкальный руководитель; -руководитель хоровой студии; -педагог-психолог; -учитель-логопед; -воспитатели; -руководитель Изостудии; -руководитель театральной студии; | «Духовно-нравственное воспитание в соответствии ФГОС» (72 ч) ООО «Издательство «Учитель». 2016г. |
Детей.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного образования
и воспитания детей планируется достижение следующих результатов:
1)Воспитание патриотических чувств:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;
начальные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
2)Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и дошкольного учреждения, бережное отношение к ним.
3)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.
4)Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5)Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на цветниках, участке, по месту жительства.
6)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Список использованной литературы
1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".3.
4. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, с.36-46. 2.
5.Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: «Просвещение», 1975. – 256 стр.
6. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
7.Л.Л.Шевченко «Православная культура для малышей» и учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества,2011г.
Программа развития
духовно-нравственного образования и воспитания
«Все начинается с детства»
Подготовила
Педагог дополнительного образования,
музыкальный руководитель
Киселева Галина Юрьевна
р.п. Елань – Коленовский
2016г.
Содержание:
1. | Паспорт Программы развития. |
2. | Аналитическое и прогностическое обоснование Программы. |
3. | Цели и задачи МКДОУ по реализации Программы. |
4. | Концептуальная основа развития МКДОУ. |
5. | Теоретическое обоснование Программы. |
6. | Механизм реализации Программы. |
7. | Участники реализации Программы. |
8. | Основные направления Программы. |
9. | Характеристика образовательного процесса, методы и формы работы. |
10. | Педагогическое сопровождение родителей. |
11. | Ресурсное обеспечение реализации Программы. |
12. | Кадровый потенциал. |
13. | Взаимодействие с социальными партнерами. |
14. | Основные мероприятия по реализации Программы развития . |
15. | Инновационная деятельность по духовно- нравственному воспитанию. |
16. | Ожидаемые результаты духовно-нравственного образования и воспитания детей. |
1.Паспорт Программы развития.
Полное наименование Программы. | Программа развития духовно-нравственного образования и воспитания «Все начинается с детства» на 2015-2018 годы (далее Программа). |
Тип программы | Локальная. |
Назначение Программы | Программа развития предназначена для реализации духовно-нравственного направления воспитания и образования образовательного учреждения. В ней отражены ключевые аспекты, тенденции и содержание образования и организации воспитания по одному из главных направлений, на основе инновационных процессов, для интеграции и мобилизации коллектива МКДОУ и семей воспитанников на достижение целей ее развития. |
Нормативно-правовая база для разработки Программы | 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - от 29.12.2012г. №273-ФЗ.; 2.Конституция Российской Федерации; 3.Конвенция о правах ребенка; 4.Семейный кодекс РФ; 5.Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025г; 6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155; 7.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 8.СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26. |
Цели реализации Программы | Воспитание гармоничной, духовно-нравственной и творческой личности, основанное на традициях и культуре русского народа. Развитие у дошкольника базовых качеств познавательной и коммуникативной деятельности. |
Задачи реализации Программы | 1.Разработать и апробировать систему взаимодействия МКДОУ и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, составляющую единое воспитательное пространство: цели, задачи, содержание работы и ее основные направления, формы взаимодействия, критериальные показатели эффективности. 2.Способствовать формированию у воспитанников интереса и любви к культуре и традициям своего народа. 3.Создать комфортную среду, способствующую творческой познавательной и коммуникативной активности детей. 4.Сформировать уровень духовно-нравственной культуры всех участников образовательного процесса: «дети - родители - педагоги». 5.Аккумулировать, систематизировать и обобщить опыт использования традиций семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 6. Способствовать повышению уровня профессиональной компетенции педагогов МКДОУ по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников в рамках духовно-нравственного воспитания. 7.Создать позитивный имидж МКДОУ на рынке образовательных услуг. |
Разработчик Программы | Педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель Киселева Галина Юрьевна. |
Сроки реализации Программы | Программа реализуется в период 2015-2018 гг. |
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.
«Одно из высших благ в жизни человека-здоровье и счастливое детство. Все мы знаем, что драгоценные воспоминания из нашего детства питают и согревают нас всю жизнь. Душа ребёнка необычайно отзывчива на всякое религиозное впечатление, ребенок невольно тянется ко всему, что дает красоту и смысл еще неведомому для него миру, отнимите это у ребенка - и его душа потускнеет и потеряет свое внутреннее содержание; ребенок останется в опустевшем Мире, с его мелкими будничными интересами» - так высказался о религиозном и духовно-нравственном воспитании протоиерей Сергей Щукин.(1891-1977гг)- известный в русском зарубежье религиозный и общественный деятель и педагог. Только духовно-нравственное воспитание сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром, на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Важно, как можно раньше заложить нравственные основы, которые сделают наших детей неравнодушными, самостоятельными, способными к успешной социализации в обществе. Это важнейшие направления деятельности педагогов нашего детского сада.
Важно развивать у детей понимание культурного наследия, воспитывать к нему бережное отношение. Именно родная культура и традиции своего народа должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. На Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. К сожалению, ускоренный темп современной жизни, её урбанизация, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, зависит, какое мы вырастим поколение. Кризис семьи, заключающийся в том, что семья все хуже выполняет свою главную функцию - воспитательную, влечет за собой особые требования к образованию. Решение проблемы духовно - нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения, т.к. именно в дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления, начинает проявляться интерес к явлениям общественной жизни и поиск себя в творчестве. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно - нравственной сферы, ставила перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, творческим, добродетельным и милосердным, патриотом своей Родины, уважающим ценности своего народа и его культурные традиции. Эти духовно-нравственные особенности растут под сенью семьи, общества, государства. Синтез воспитания по формированию нравственных качеств и художественно-эстетической деятельности благотворно влияет на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей ребенка, обогащая духовный, чувственный и эмоциональный опыт, расширяется опыт творчества. Знакомство с художественным творчеством и музыкальной культурой прививает эстетический вкус и дает ребенку возможность прикоснуться к истокам русской культуры. Необходимо дать ребенку возможность почувствовать себя личностью и частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.
Духовно- нравственное воспитание детей – процесс непрерывный и многоплановый. Нельзя добиться успеха в данном направлении воспитания, если не будет создано единое образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение. Необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду. Педагогам – дошкольникам необходимо стараться наполнить воспитательный процесс новым, современным содержанием, новым видением традиционного, для того, что бы достичь поставленной цели - формирование активной творческой личности, полноценного и жизнеспособного члена общества. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер. Для этого детский сад должен стать открытым развивающим пространством. Придать дошкольному учреждению «открытость», значит, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения с детьми, педагогами и родителями. Другими словами, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя. Открытость детского сада заключается в том, что он открыт влияниям микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами.