The history of sober movement in Western Siberia
В данной статье освещаются страницы истории трезвеннического движения в Западной Сибири, упоминаются активные борцы за трезвый образ жизни, рассматриваются причины распространения пьянства в Западной Сибири и опыт антиалкогольной пропаганды.
Ключевые слова: общество трезвости, здоровый образ жизни, насаждение пьянства, антиалкогольная пропаганда, борьба с пьянством.
This article highlights some of the pages of the history of sober movement in Western Siberia. Active fighters for a sober way of life are mentioned, the causes of the spread of drunkenness in Western Siberia and the experience of anti-alcohol propaganda are examined.
Key words: society of sobriety, healthy lifestyle, propagation of alcoholism, anti-alcohol propaganda, the fight against alcoholism.
Пьянство насаждалось в России издавна. И всегда находились силы, которые сопротивлялись этому: от одиночек до крестьянских трезвых бунтов.
В Сибири пьянство всегда развивалось более значительными темпами, чем в других регионах. Причин для этого было много, вот некоторые из них: территориальная удаленность от центра, а это ослабляло присмотр за населением со стороны полиции и церкви; холодный климат способствовал тому, чтобы выпить «для сугрева»; территория Сибири всегда была местом ссылки, мягко говоря, не самой лучшей части населения (в смысле потребления алкоголя); излишки зерна и невозможность продать его в урожайные годы толкали сибирских крестьян на незаконный «промысел» - производить водку домашним способом у себя в хозяйствах; оплата за выполнение сельскохозяйственных работ, например, за вспашку земли или наём пастухов для выпаса скота и др. производилась тоже в основном водкой [1].
Поэтому в Сибири пили много. И главная причина была одна – пьянство одних служило источником доходов другим. Известно, что первый сибирский кабак был открыт в Верхотурье. В 1612 году кабак открыли в Тобольске, а к концу XVII века кабаки были во всех сибирских городах и, как правило, казённых [4].
К концу XVIII века питейных домов было в Тобольске двадцать, в Ишиме три, в Кургане один, в Ялуторовске два, в Туринске четыре, в Берёзове два, в Нарыме три. В 1804- в Тюмени было13 питейных домов, они имели названия: Высокий, Городищенский, Знаменский, Кузнецкий, Красный, Медовый, Мокрый, Новый, Потаскуевский, Разгуляевский, Спасский, Старозаречный, Фунтовый [7].
И к 1825 году Тюмень занимала по числу питейных домов (кабаков) - 6 место в Сибири.К середине XIX века в Тобольской губернии насчитывалось 74 питейных заведения.
В начале 20 века в Сибири пили больше, чем в европейской части России. С 1906 года по 1913 Сибирь пропила почти 400 миллионов рублей [4].
Зная эти факты, можно только преклоняться перед подвигом людей отстаивающих трезвый образ жизни народа.
Одним из таких незаметных героев был скромный учитель из Тобольской губернии Попов В.М. Учитель провёл опрос в начальной школе и выяснил, что среди 75 детей, обучаемых в школе, алкоголь употребляли почти 70%.
Получив неутешительные результаты опроса, учитель разработал программу антиалкогольной пропаганды в начальных школах губернии. Целью программы ставилось осознание вреда алкоголя и отказ от употребления.Средства для достижения целей предлагались следующие:
1. Личный пример учителя.
2. Беседы о вреде алкоголя для личности, общества.
3. Детские праздники и вечера для развития в детях эстетичного вкуса, любви к родине.
4. Детские игры и работы, развивающие физические и духовные силы учащихся.
5. Экскурсии и паломничества.
6. Организация детских обществ трезвости.
Надо заметить, что даже беседы, проведённые учителем Поповым В.М. в первые годы дали свои положительный результаты. Около 80% учащихся окончивших курс начальной школы, не употребляли спиртных напитков [2].
Поборники трезвости не молчали и не бездействовали. Материалы о вреде алкоголя публиковали журналы: «Трезвая жизнь», «Трезвые всходы», «Вестник Трезвости».Действовал Тобольский уездный комитет попечительства о народной трезвости. В Кургане и Тобольске проводили лекции и курсы для учителей начальных школ губернии о вреде алкоголя.
Первые общества трезвости - Гилёвское и Мальковское-возникли под эгидой православной церкви в 1890 году в Тюменскомуезде Тобольской губернии.
Святейший синод специальным циркулярным указом советовал священнослужителямподдерживать идею трезвости личным примером и проповедовать отказ от употребления алкогольных напитков.
Большой вклад в трезвенническое движение в Западной Сибири внёс купец 1 гильдии А.И. Текутьев. В 1899-1911 он работал городским головой в Тюмени. На его средства построены многие здания города, он оказывал разнообразную помощь горожанам. Текутьев был человеком сурового вида, резким правдолюбцем, деспотичным предпринимателем, который не терпел конкурентов и подчиненных держал в «ежовых рукавицах». В то же время занимался благотворительностью. Его запомнили как большого мецената в сфере культуры, здравоохранения и народного образования. Во многих школах, библиотеках и училищах Андрей Иванович был попечителем. В области здравоохранения город обязан ему появлением двух больниц. В наши дни одна из них – больница № 1 на улице Ленина, другая – неотреставрированное здание на Даудельной.
В деревне Шешуково, где А.И. Текутьев заготавливал сено для продажи, не было ни одного кабака – деревенская общественность не дала своего согласия на открытие питейного заведения. А в его родной деревне Борки работал кабак и водка продавалась в одиннадцати постоялых дворах. Наблюдая жизнь пьяной и трезвой деревни, А.И. Текутьев выступал за самые суровые меры против корчемства – системы кабаков и трактиров. Направлял петицию о вреде пьянства в Государственную Думу России. Правда, ответа не дождался [3].
Известным поборником трезвости был тюменец Н.М. Чукмалдин - купец, благотворитель, один из основателей краеведческого музея, Народного дома, клуба приказчиков, бесплатной городской библиотеки. Он родился в д. Кулаковой под Тюменью, там на его средства построена церковь. Проживая в Москве, он посылал деньги крестьянским обществам Кулаково и Гусельниково, чтобы те не давали согласие на открытие питейных заведений.
Перед Первой мировой войной Николай II ввёл с 19 июля 1914 года «сухой закон». Этот закон получил поддержку у 84 % населения России. В Государственной Думе в 1915 году даже готовился проект «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости».
Согласно официальным данным за 1915 год, потребление алкоголя в России снизилось на 23.5 % по сравнению с 1913 годом.
Результаты «сухого закона» за 1915 год впечатляют: резко сократилось число людей, обратившихся за помощью в амбулатории и больницы, в т. ч. психиатрические, где алкоголики составляли 4/5 всех присутствующих; количество самоубийств уменьшилось на 55 %; более чем на 70 % снизилась преступность (меньше стало хулиганств, драк, мелкого воровства и оскорблений личности); прекратилось строительство новых тюрем, так как опустели даже старые, а одну вообще обратили в лазарет для раненых; почти полностью исчезло профессиональное нищенство; число пожаров сократилось наполовину; несчастных случаев на производстве на 80 %; оживилась торговля, улучшилось благосостояние населения; стало заметно «повышение умственных интересов» населения: читальни переполнены даже в праздники, когда при прежних условиях они пустовали, число посетителей оперных и драматических театров увеличилось на 30 %; русская деревня стала неузнаваемой [1].
В дальнейшем «сухой закон» поддержала новая власть. Отменён «сухой закон» был в 1925 году по инициативе троцкистской оппозиции. Это спровоцировало новый рост потребления алкоголя в России. Отмена «сухого закона» была абсолютно непопулярной мерой в народе. Очевидцы вспоминают, что «бабы голосили по сухому закону», как по покойнику…
В 70-80-х годах XX столетия в Западной Сибири наблюдалось увеличение потребления алкогольной продукции. Пьянство начало распространяться среди представителей социальных категорий, ранее практически не подверженных ему (женщин, несовершеннолетних и государственных чиновников).
Основными причинами подъёма алкоголизации были все те же, что и триста лет назад: стремление наполнить бюджет и местничество (организационная обособленность, неслаженная работа и покровительство «своим» злоупотребляющим на производстве).
Борьба с пьянством велась с использованием как административных, так и общественных мер воздействия. В первом случае чаще побеждал формализм. А вот волна общественного трезвеннического движения в это время возникает как форма самозащиты от угрозы вырождения под воздействием массового насаждаемого пьянства.
Оценить общий итог борьбы с пьянством в Западной Сибири в 1970-х – первой половине 1980-х гг. можно как умеренно-позитивный (она не смогла остановить усугубление проблемы, но сдерживала её в некоторых рамках). Стоит при этом указать, что демонтаж существовавшей тогда системы антиалкогольных мер, при всех накопившихся в ней проблемах, сыграл отрицательную роль [5].
В 1983 году новосибирские учёные, не дожидаясь высоких партийных решений, развернули работу у себя в Академгородке и в Новосибирске по пропаганде трезвого образа жизни. Начинают читать лекции известные сегодня борцы за трезвость Ф.Г. Углов, В.Г. Жданов, Б.И. Искаков, В.В. Юмин. Тысячи людей бросали принимать алкоголь, узнав правдивую информацию. В Академгородке было образовано «Добровольное общество трезвости».
В 1983-84 гг. в Тюмени возникает клуб «Разум», возглавляет его Беседовский. В 1989 клуб переименовался и стал носить название «Оптималист». Такая реорганизация была связана с тем, что клуб овладел начальными основами теории Трезвости и стал проводить занятия с населением по освобождению от табачно-алкогольной зависимости. В 1990 году клуб «Оптималист» регистрируется как юридическое лицо. В 2001 году переименовывается в ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» [8].
Тюменская городская общественная организация утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень» и сегодня продолжает благородное дело освобождения сибиряков от пьянства. А лекторы и преподаватели тюменского общества трезвости, пропагандируя здоровый образ жизни, продолжают использовать ничуть не устаревшие средства, которые словно эстафетную палочку передал скромный учитель Тобольской губернии В.М. Попов в своей программе антиалкогольной пропаганды: личный пример, беседы, трезвое познание мира, развитие личности.
Список литературы
1. Из истории борьбы за трезвость в Сибири. К 100-летию со дня принятия «сухого закона» http://kraevushka.livejournal.com/503084.html
2. Сулимов В.С. Антиалкогольная пропаганда в школах Тобольской губернии в начале XX века. ТОГИРРО. - 2001. - С.32
3. Калининский В., Текутьев за трезвую Россию./Тюменская область сегодня.-2009.-№219. С.5.