Вторая группа раннего возраста
Временной период | Тема, краткое содержание |
1 сентября – 31 ноября | Осень. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Сентябрь | |
конец августа – 1-я неделя сентября | «Наша группа. Игрушки» Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.), участком для прогулки. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Познакомить с обобщающим понятием «Игрушки». |
Октябрь | |
1-2-я недели | Педагогическая диагностика |
3 – 4-я недели | «Осень. Овощи» Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты Формировать знания детей об овощах. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и правильно называть их; узнавать в натуральном виде и на картинках. |
Ноябрь | |
1-2-я недели | «Фрукты» Формировать знания детей о фруктах. Учить различать по внешнему виду фрукты (яблоко, груша и др.) и правильно называть их; узнавать в натуральном виде и на картинках. |
3 – 4-я недели | «Домашние животные» Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Расширять представления о повадках, характерных внешних признаках. Их голосах. |
1 декабря – 28 февраля | Зима. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Декабрь | |
1-2-я недели | «Дикие животные» Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Живут в лесу. |
3 – 4-я недели | «Зима. Зимние забавы. Новогодняя елка» Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.). Новогодняя елка – игрушки, подарки. |
Январь | |
1-я неделя | Каникулы |
2-я неделя | «Я и моя семья» Формировать представления о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям.Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. |
3 – 4-я недели | «Одежда. Обувь» Формировать представления детей об одежде и обуви; о необходимости для людей. Учить различать по гендерной принадлежности; по сезону. Сшита из ткани. |
Февраль | |
1 – 2-я недели | «Мебель» Формировать представления о мебели, ее назначении. Сделана из дерева. |
3 – 4-я недели | «Посуда» Формировать представления о посуде, ее назначении. Учить группировать по способу использования (из чашки пьют, из тарелки едят и т. д.). |
1 марта – 31 мая | Весна. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Март | |
1 – 2-я недели | «Продукты питания» Формировать элементарные представления о продуктах питания; о необходимости и пользе для человека. |
3 – 4-я недели | «Транспорт» Формировать представления о транспортных средствах: машина, паровоз, самолет, корабль (летит – едет – плывёт). Учить различать по внешнему виду. |
Апрель | |
1 – 2-я недели | «Профессии» Формировать элементарные знания о профессиях (продавец, врач, шофер). |
3 – 4-я недели | «Весна» Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке. |
Май | |
1 – 2-я недели | Педагогическая диагностика |
3 – 4-я недели | «Безопасность» Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.). Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Знакомить детей с родным городом: его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника). |
Младшая группа
Временной период | Тема, краткое содержание |
1 сентября – 31 ноября | Осень. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Сентябрь | |
конец августа – 1-я неделя сентября | «Я и детский сад» Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада, предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. |
2-я неделя | «Опасность вокруг нас» Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и пр.). Формировать навыки безопасного передвижения в помещении. Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами и т.д. |
3 – 4-я недели | Педагогическая диагностика |
Октябрь | |
1-я неделя | «Осень. Деревья» Учить замечать изменения в природе (становится холоднее, идут дожди, изменяется окраска листьев). Закрепить понятие о строении дерева (ствол, ветки, листья). |
2-я неделя | «Овощи» Учить отличать и называть по внешнему виду овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.) |
3-я неделя | «Фрукты» Учить отличать и называть по внешнему виду фрукты (яблоко, груша, персик и др.). |
4-я неделя | «Ягоды» Учить отличать и называть по внешнему виду ягоды (малина, смородина и др.). |
Ноябрь | |
1-я неделя | «Домашние животные» Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, (кошка, собака, корова, лошадь др.), |
2-я неделя | «Домашние птицы» Сформировать у детей представления о домашних птицах: внешний вид, передвижение, среда обитания, названия детенышей (курица, утка, гусь). |
3-я неделя | «Дикие животные» Расширять представления о диких животных наших лесов (медведь, лиса, белка, еж и др.), их образе жизни, питании, о том, как готовятся к зиме. |
4-я неделя | «Зимующие птицы» Формировать представления детей о зимующих птицах (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), их внешнем виде и образе жизни. |
1 декабря – 28 февраля | Зима. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Декабрь | |
1-я неделя | «Пришла красавица зима» Расширять представления о зиме. Формировать первичные представления о местах, где всегда зима. |
2-я неделя | «Зимние забавы» Познакомить детей с зимними забавами; сформировать представления о зимних видах спорта; формировать представления о безопасном поведении зимой. |
3-я неделя | «Знакомство с народной культурой и традициями» Формировать представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Продолжать знакомить с устным народным творчеством (потешки, колыбельные песни, сказки). |
4-я неделя | «Новый год» Расширять представления детей о новогоднем празднике. |
Январь | |
1-я неделя | Каникулы |
2-я неделя | «Мебель» Знакомить с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами, их функциями и назначением; формировать обобщающее понятие «мебель». |
3-я неделя | «Одежда. Обувь» Учить различать и называть предметы одежды, обувь. |
4-я неделя | «Транспорт» Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта; профессии на транспорте. |
Февраль | |
1-я неделя | «Профессии» Формировать знания детей о профессиях (продавец, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. |
2-я неделя | «Труд повара, посуда» Познакомить детей с трудом повара, уточнить названия и назначение столовой и кухонной посуды. |
3-я неделя | «Труд врача» Расширять представления детей о профессии врача. Дать детям элементарное представление об устройстве человеческого организма. |
4-я неделя | «Я и папа» Уточнить знания детей о родственных связях; формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). |
1 марта – 31 мая | Весна. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Март | |
1-я неделя | «Я и мама» Формировать образ «Я», развивать гендерные представления, воспитывать любовь к маме, сформировать представление о празднике 8 Марта. |
2-я неделя | «Семья» Уточнить знания детей о родственных связях, воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать представления о семье и своем месте в ней; умения называть свое имя, фамилию, имена членов семьи. |
3-я неделя | «Аквариум. Декоративные птицы» Познакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.). |
4-я неделя | «Комнатные растения» Познакомить детей с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. |
Апрель | |
1-я неделя | «Весна» Расширять представления о весне; о сезонных изменениях природы (погода, растения, звери, птицы). |
2-я неделя | «Водичка, водичка» Формировать элементарные представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается); о большом значении воды для жизни. Дать представления о земноводных на примере лягушки. |
3-я неделя | «Цветы» Дать элементарные представления о цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха), их строении. |
4-я неделя | «Насекомые» Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза), их строении, способах передвижения. |
Май | |
1 – 2-я недели | Педагогическая диагностика |
3-я неделя | «Безопасность» (дорожная, пожарная) Формировать представления детей о необходимости соблюдения Правил дорожного движения; формировать представления детей о необходимости соблюдений правил пожарной безопасности. |
4-я неделя | «Наш город» Формировать представления о родном городе, его названии, основных достопримечательностях, правилами поведения в городе. |
Средняя группа
Временной период | Тема, краткое содержание |
1 сентября – 31 ноября | Осень. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Сентябрь | |
конец августа – 1-я неделя сентября | «До свидания лето, здравствуй детский сад!» Обратить внимание на произошедшие изменения в оформлении группы, музыкального зала, участка. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга. |
2-я неделя | «Опасность вокруг нас» Расширять представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. |
3 – 4-я недели | Педагогическая диагностика |
Октябрь | |
1-я неделя | «Осень. Деревья» Учить замечать и называть сезонные изменения в природе: похолодало, листопад, осадки, птицы улетают на юг и т.д. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Учить детей узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.) по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов; конкретизировать представления детей о жизни диких животных осенью, подготовке к зимовке. |
2-я неделя | «Лес. Грибы. Ягоды» Расширять представления о грибах (маслята, опята, сыроежка и др.) и ягодах (земляника, черника) наших лесов. Формировать понятия «съедобное», «несъедобное». |
3-я неделя | «Овощи. Огород» Расширять представления детей об овощах (огурец, помидор, морковь, репа, свекла, лук и др.), их отличительных признаках, пользе для человека. |
4-я неделя | «Сад. Фрукты. Ягоды» Расширять представления детей о фруктах (яблоко, груша, персик, слива и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), их отличительных признаках, пользе для человека. |
Ноябрь | |
1-я неделя | «Домашние животные и их детеныши» Расширять и обобщать знания детей о домашних животных и их детенышах, о их пользе для человека. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными, о том, как человек о них заботится. |
2-я неделя | «Домашние птицы» Расширять знания о домашних птицах (внешний вид, передвижение, среда обитания, название детенышей). |
3-я неделя | «Дикие животные и их детеныши» Расширять представления о диких животных наших лесов (медведь, лиса, волк, белка, еж и др.), их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме. Познакомить детей с зоопарком и его назначением. |
4-я неделя | «Наши пернатые друзья» Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах (внешний вид, повадки, среда обитания). Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. |
1 декабря – 28 февраля | Зима. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Декабрь | |
1-я неделя | «Пришла красавица зима» Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. |
2-я неделя | «В гостях у сказки» Учить эмоционально воспринимать сказки, сопереживать героям. Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности. Познакомить с театром, как явлением культурной жизни. |
3-я неделя | «Знакомство с народной культурой и традициями» Расширять представления детей о народной игрушке. Знакомить с народными промыслами. Привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. |
4-я неделя | «Новый год. Зимние забавы» Расширять представления детей о новогоднем празднике, о зиме, зимних забавах, зимних видах спорта. |
Январь | |
1-я неделя | Каникулы |
2-я неделя | «Мебель. Квартира» Расширять представления детей о мебели. Классификация мебели: кухня, прихожая, спальня, жилая комната. Познакомить со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее и тяжелее дерева), со свойствами пластмассы. |
3-я неделя | «Посуда» Расширять представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана; закрепить понятие о классификации посуды – кухонная, столовая, чайная.Познакомить со свойствами стекла. Формировать знания о предметах – помощниках на кухне. |
4-я неделя | «Одежда. Обувь. Головные уборы» Формировать понятие, что одежда – это изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Учить различать и называть предметы, детали одежды; находить различия и сходства между ними; классифицировать по сезонам и гендерной принадлежности. Формировать представления детей об обуви. Ее видах (сапоги, туфли, ботинки и др.), частях обуви. Дать первоначальные представления о профессиях людей, связанных с производством и изготовлением одежды, обуви, головных уборов: швея, сапожник, шапочник. |
Февраль | |
1-я неделя | «Человек. Части тела» Сформировать у детей элементарные представления о строении человеческого тела. Формировать у детей первичные представления об органах чувств (уши, глаза, нос, кожа, язык). |
2-я неделя | «Транспорт» Расширять знания детей об общественном транспорте: автобус, поезд, самолет, теплоход; (виды, сравнение, различие); профессии на транспорте; правила поведения в общественном транспорте. |
3-я неделя | «Профессии. Инструменты. Орудия труда» Продолжать знакомить с многообразием профессий взрослых (строитель, почтальон, продавец и др.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования. |
4-я неделя | «Защитники Отечества» Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики). Воспитывать чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов. |
1 марта – 31 мая | Весна. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Март | |
1-я неделя | «Мамин праздник. Семья» Расширять представления о празднике мам и бабушек. Воспитывать любовь и уважение к ним. Закрепить представление о труде мамы дома и на работе. Расширять гендерные представления. Углублять представления детей о своей семье, ее членах. Закреплять знания о ближайших родственниках, об обязанностях ребенка по дому. |
2-я неделя | «Наше здоровье» Формировать у детей представления о здоровом образе жизни. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур, правильного питания, витаминов. |
3-я неделя | «Комнатные растения» Расширять представления детей о комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. |
4-я неделя | «Весна в природе» Расширять и обогащать представления о весне; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые); о птицах в весенний период (прилет, гнездование, выведение птенцов, забота о них). |
Апрель | |
1-я неделя | «Рыбы» Расширять представления детей о рыбах, как о живых существах, живущих в воде (аквариумные, речные). Формировать знания детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д. |
2-я неделя | «Пресмыкающиеся» Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). |
3-я неделя | «Цветы» Расширять представления детей о цветах (об их внешнем виде, строении, где произрастают). Воспитывать бережное отношение к цветам, природе. |
4-я неделя | «Насекомые» Расширять представления детей о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, божья коровка), их строении, способах передвижения. |
Май | |
1 – 2-я недели | Педагогическая диагностика |
3-я неделя | «Безопасность» (дорожная, пожарная) Расширять представления детей о необходимости соблюдения Правил дорожного движения и пожарной безопасности. |
4-я неделя | «Мой город. Моя улица» Расширять знания детей о Санкт-Петербурге. Продолжать воспитывать любовь к родному городу; рассказывать детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях. Закрепить знания детей об адресе, где они живут. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. |
Старшая группа
Временной период | Тема, краткое содержание |
1 сентября – 31 ноября | Осень. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Сентябрь | |
конец августа – 1-я неделя сентября | «День знаний», «Дружат мальчики и девочки» Формировать у детей первичные представления и положительное отношение к процессу обучения в школе, к получению знаний. Познакомить с понятиями «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающим понятием «школьные принадлежности». Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься. |
2-я неделя | «Опасность вокруг нас» Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Расширять знания об источниках опасности в быту. |
3 – 4-я недели | Педагогическая диагностика |
Октябрь | |
1-я неделя | «Осень. Деревья» Расширять знания детей об осени через произведения художественной литературы, музыку, народные приметы. Расширять представления о неживой природе. Обобщить и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью. Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. |
2-я неделя | «Лес. Грибы. Ягоды» Обобщить знания детей о дарах леса: грибах и ягодах. Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок). |
3-я неделя | «Овощи. Огород» Расширять представления детей о труде на огороде осенью; систематизировать знания по теме «Овощи». |
4-я неделя | «Сад. Фрукты. Ягоды» Расширять и обобщать знания детей о фруктах и ягодах; совершенствовать представления и знания детей о труде в саду. |
Ноябрь | |
1-я неделя | «Откуда хлеб пришел» Формировать у детей представления о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба. |
2-я неделя | «Домашние животные» Расширять представления о домашних животных, общении с ними, их повадках, зависимости от человека. |
3-я неделя | «Дикие животные зимой» Конкретизировать и расширять представления детей о жизни диких животных зимой, их приспособленности к изменениям в природе: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). |
4-я неделя | «Зимующие и перелетные птицы» Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах: внешний вид, питание, место обитания; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». |
1 декабря – 28 февраля | Зима. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Декабрь | |
1-я неделя | «Зима» Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Обогащать знания детей о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. |
2-я неделя | «В гостях у сказки» Продолжать формировать интерес к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам. Учить детей отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Расширять представления детей о театре, его видах, о людях, которые работают в театре, об артистах. |
3-я неделя | «Народная культура и традиции» Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская, бирюльки). Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказывать детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. |
4-я неделя | «Новый год. Зимние забавы» История праздника «Новый год», новогодние традиции в России, наш Российский Дед Мороз. Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. Русские народные игры и забавы. Экспериментирование с водой и льдом. |
Январь | |
1-я неделя | Каникулы |
2-я неделя | «Мебель» Расширить знания детей о назначении мебели, о различных её видах, материале, из которого она изготовлена (дерево, пластмасса, стекло); из каких частей состоит; история происхождения мебели. Познакомить с профессиями людей, которые участвуют в изготовлении мебели: участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик. |
3-я неделя | «Одежда. Обувь. Головные уборы» Расширять представления детей об одежде, обуви и головных уборах. Формировать представления, что в зависимости от условий и места использования одежды, ее классифицируют на повседневную, нарядную, домашнюю, производственную, зрелищную, форменную, одежду для отдыха. Познакомить детей со свойствами тканей. Формировать представления для какого случая предназначена та или иная обувь. Продолжать формировать понятия: дизайнер, модельер, закройщик, портной. История появления одежды, обуви, головных уборов. |
4-я неделя | «История человечества» Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.). |
Февраль | |
1-я неделя | «Транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте» Расширять представления детей о видах транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения: наземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский, специальный. Закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами. |
2-я неделя | «Творческие профессии» Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художник, писатель, композитор, мастер народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства. Продолжать знакомить с понятием «деньги», их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках). |
3-я неделя | «Стройка. Строительные профессии» Расширять представления детей о профессии «строитель», о строительных специальностях: экскаваторщик, кровельщик, крановщик, каменщик, электрик, стекольщик, маляр и др., инструментах; строительной технике, о необходимости и важности этой профессии. |
4-я неделя | «Защитники Отечества» Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. |
1 марта – 31 мая | Весна. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Март | |
1-я неделя | «В гости к нам весна пришла – мамин праздник принесла» Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход и др.). Знакомить детей с народными приметами. Дать представление о значимости мамы в жизни каждого человека. Познакомить с историей праздника – 8 Марта. |
2-я неделя | «Человек. Части тела. Наше здоровье» Учить различать понятия «часть тела», «орган», «органы чувств». Расширять знания о функциях основных органов человека (мозг, сердце, желудок, лёгкие, почки, печень,). Расширять представления о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни; формировать привычку к здоровому образу жизни; здоровому питанию. Уточнить знания о вредных привычках, продуктах питания, предметах личной гигиены. |
3-я неделя | «Комнатные растения» Продолжать знакомить с комнатными растениями. Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений (черенками, листьями). |
4-я неделя | «Животные жарких стран» Расширять знания и представления детей о животных жарких стран (верблюд, жираф, зебра, лев, слон и др.); их внешнем виде, месте обитания, повадках, чем питаются. Уточнить знания детей о зоопарке и его назначении. |
Апрель | |
1-я неделя | «Животный мир морей и океанов. Рыбы (речные, озерные, аквариумные) Расширять представления детей о животных и рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. |
2-я неделя | «Космос» Формировать представления детей о «Космосе, Вселенной», «Солнечной системе», о том, что Солнце — это единственная звезда Солнечной системы. Познакомить с понятиями: «космонавт», «спутник», «планета». Рассказать о первом космонавте Ю.А. Гагарине. |
3-я неделя | «Пресмыкающиеся. Земноводные» Закрепить знания детей о пресмыкающихся (змея, ящерица, крокодил, черепаха) и земноводных (лягушка, жаба, тритон), их внешнем виде, способах передвижения, особенностях жизни. |
4-я неделя | «Полевые и садовые цветы» Расширять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания; учить детей распознавать садовые и полевые цветы. Закреплять знания о строении цветов (стебель, корень, листья, цветок). Рассказывать об охране растений. |
Май | |
1 – 2-я недели | Педагогическая диагностика |
3-я неделя | «Безопасность» (дорожная, пожарная) Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжать знакомить с дорожными знаками. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. |
4-я неделя | «Мой город – Санкт-Петербург. Моя страна – Россия» Приобщать детей к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям (Петропавловская крепость, Дворец Петра в Летнем саду, Медный всадник, Эрмитаж, Адмиралтейство). Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – петербуржец). Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Рассказывать о Москве — главном городе, столице нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. |
Подготовительная группа
Временной период | Тема, краткое содержание |
1 сентября – 31 ноября | Осень. Сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. |
Сентябрь | |
конец августа – 1-я неделя сентября | «Вот и стали мы на год взрослей. День знаний» Расширять представления о школе, школьной жизни, школьных принадлежностях, профессии учителя. Вызвать желание учиться в школе, узнавать что-то новое, познакомиться с новыми друзьями, интерес к жизни школьника. |
2-я неделя | «Опасность вокруг нас» Закреплять знания детей о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде и др.). Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. |
3 – 4-я недели | Педагогическая диагностика |
Октябрь | |
1-я неделя | «Осень. Осенние месяцы. Деревья» Расширять знания детей об осени. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о последовательности месяцев в году. Расширять представления детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства. Расширять знания о творческих профессиях. Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревьях. |
2-я неделя | «Лес. Грибы. Ягоды» Систематизировать знания детей о дарах леса: ягодах и грибах, произрастающих в наших лесах; о пользе и значении в жизни человека и животных; различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды. |
3-я неделя | «Овощи. Труд людей на полях» Расширять представления детей о труде по сбору урожая овощей на полях осенью. Закреплять знания: их употребляют в пищу, едят сырыми и вареными, заготавливают на (консервирование, соление, маринование), они богаты витаминами. |
4-я неделя | «Фрукты. Ягоды. Труд людей в садах» Закрепить знания детей о фруктах и ягодах, их пользе для человека; совершенствовать представления и знания детей о труде по сбору урожая фруктов в саду. Познакомить детей с заготовкой фруктов: приготовление варения, компотов и соков. Расширять представления о фруктах разных климатических зон. |
Ноябрь | |
1-я неделя | «Откуда хлеб пришел» Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, объяснить, что хлеб – итог большого труда многих людей, воспитывать к хлебу бережное отношение. |
2-я неделя | «Домашние животные» Закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах (чем питаются, где |