Общие основы теории и методики
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы
Глава I. Целенаправленность физического воспитания........................................... ......... 7
1. Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания
2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкретной постановки их 11
2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании..............................
2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспитании —
2.1.2. Основные задачи..................... :.................................................... 14
2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе
физического воспитания.......................................................................... 21
Глава II. Средства и методы в физическом воспитании........................................... 28
1. Специфические средства и методы.................................................................... , —
1.1. Физические упражнения как средства физического воспитания . —
1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического
упражнения.....................................................................................
1.1.2. Техника физических упражнений.............................................. 33
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий . —
1.1.2.2. Некоторые характеристики и правил'а техничного
выполнения физических упражнений................................ 35
1.1.3. Эффекты упражнения.................................................................. ........ 44
1.1.4. Классификация физических упражнений..................................... ........ 48
1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса
упражнения................................ *....................................................... . 50
1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений ....
1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений . 58
1.3. Специфические методы физического воспитания.................................. 63
1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения ....
1.3.2. Игровой и соревновательный методы.......................................... 73
2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспи
тании ................................................................................................................ 77
2.1. Методы вербального (речевого) воздействия.................................. ....... 78
2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения ... 79
2.3. Средства и методы обеспечения наглядности........................................ ....... ЯП
2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение.............................................. 81
2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании 83
Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспи
танию .......................................................................................................................... 85
1. Значение общих принципов в ориентации практики физического воспитания 85
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов 86
3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания 96
3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха
3.2. Постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий
и адаптивное сбалансирование их динамики.......................................... ........ 101
3.3. Циклическое построение системы занятий........................................... ....... 105
3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания Ю9
Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания
Глава IV. Основы обучения двигательным действиям............................................ 114
1. Направленность и структура процесса обучения в физическом воспи
тании ............................................................................................................... —
1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности их формирования —
1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям .... 123
1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения . 126
2. Особенности этапов обучения.............................................. :........................... ...... 130
2.1. Первый этап (начальное разучивание действия).................................. ....... —
2.1.1. Решаемые задачи........................................................................... ....... —
2.1.2. Типичные средства и методы........................................................ ....... —
2.1.3. Определяющие черты методики................................................... ...... 132
2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия)............................... ' 139
2.2.1. Решаемые задачи........................................................................... ....... —
2.2.2. Типичные средства и методы........................................................ 140
2.2.3. Определяющие черты методики................................................... ...... 142
2.3. Третий этап (результирующая отработка действия)......................... : 146
2.3.1. Решаемые задачи............................................................................ ....... —
2.3.2. Типичные средства и методы......................................................... 147
2.3.3. Определяющие черты методики.............................................. ,• 148
2.4. Проблема перестройки двигательного навыка...................................... 156
Глава V. Воспитание двигательно-координационных способностей....................... 158
1. Объект и задачи............................................................................................... —
1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений —
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных и некоторых связанных с ними способностей 163
2. Средства и отличительные черты методики..................................................... 165
2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей —
2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных сними способностей 170
2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие . . —
2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению 173
2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений 177
Глава VI. Воспитание силовых и скоростных способностей.................................... 181
1. Воспитание силовых способностей................................................................... ....... —
1.1. Силовые способности и задачи но их воспитанию ................................ —
1.1.1. О показателях и сущности силовых способностей...................... —
1.1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания силовых способностей 185
1.2. Средства и определяющие черты методики........................................... 190
1.2.1. Средства и основы методики воспитания собственно-силовых
способностей .................. ..................................................... —
1.2.1.1. Средства............................................................................... ....... 190
1.2.1.2. Основы методики................................................................ ....... 196
1.2.2. Особенности средств и методики воспитания скоростно-
силовых способностей................................................................. ....... 206
1.3. К общей характеристике процесса......................................................... ....... 211
2. Воспитание скоростных способностей............................................................. 213
2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию........................... ........ —
2.2. Средства и определяющие черты методики...................................... . 219
2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям . ... —
2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений . . 223
2.3. К общей характеристике процесса........................................................... 229
Глава VII. Воспитание выносливости........................................................................ 230
1. Выносливость и задачи по ее воспитанию........................................................ ....... —
1.1. Сущность, показатели и типы выносливости......................................... —
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости .... 236
2. Средства и отличительные черты методики..................................................... 242
2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости........................... ....... —
2.1.1. Средства.......................................................................................... ....... —
2.1.2. Методы............................................................................................. ...... 246
2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической вы
носливости ............................................................................................ ...... 252
2.2.1. Особенности средств..................................................................... ....... —
2.2.2. Особенности методики................................................................ ...... 253
2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; система
занятий....................................................................................................... ...... 260
Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического воспитания
на осанку, гибкость и некоторые свойства (компоненты) телосложения . 262
1. Воспитание осанки.............................................................................................. ....... —
1.1. Объект и задачи......................................................................................... —
1.2. Средства и особенности методики.......................................................... ...... 268
2. Направленное воздействие на гибкость тела.................................................... ...... 273
2.1. Объект и задачи..................................................................................... ....... —
2.2. Средства и особенности методики........................................................ ...... 279
3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела 283
3.1. Задачи и критерии................................................................................ .' . —
3.2. Предпочтительные средства и методы................................................... ...... 287
3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики . . ' —
3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела 293
Глава IX. Связь различных видов воспитания в процессе физического вос
питания .................................................................................................................... 298
1. Решающие факторы направленного формирования личности........................ —
1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий ...• —
1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого .... 300
1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива............................. 302
2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического
воспитания........................................................................................................... 303
2.1. Нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание ... —
2.2. Интеллектуальное и эстетическое воспитание....................................... ...... 311
2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании . . 315
Раздел III. Формы построения занятий, планирование и контрольв физическом воспитании
Глава X. Формы построения занятий........................................................................ ...... 322
1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий................................. —
2. Урочные формы занятий............................................................................... 327
2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направ-
ленной организации занятий ................................................................... 327
2.2. Логика и методика построения урока................................................. 329
2.3. Анализ урока....................................................................................... ...... 343
3. Особенности отдельных (неурочных) форм занятий в физкультурной
практике . ..................................................................................................... 347
3.1. Малые формы......................................................................................... 348
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физ-культурно-рекреативного характера 353
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании 356
Глава XI. Планирование и контроль в физическом воспитании............................. 359
1. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания —
2. Планирование...................................................................................................... ...... 361
2.1. Предпосылки к планированию............................................................
2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования................................... 363
2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и краткосрочного планирования 370
2.3.1. Формы и способы перспективного планирования.......................
2.3.2. Этапное планирование.................................................................... 379
2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование ..... 390
3. Контроль.............................................................................................................. 396
3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания ... —
3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля 411
Часть вторая