VIII. Население пенсионного возраста
Задачи:
использовать возможности, предоставляемые физической культурой, для сохранения активной жизненной позиции людей пенсионного возраста, деятельного участиях их в общественной жизни;
содействовать сохранению физической и общей дееспособности, профилактике заболеваний, противодействовать возрастной инволюции функциональных возможностей организма путем направленного использования факторов физической культуры;
реализовать физкультурно-образовательные знания, умения и навыки, накопленные в жизни людьми пенсионного возраста, для продолжения физического самовоспитания (в том числе физкультурного самоконтроля) и участия в физическом воспитании подрастающего поколения.
Требования:
успешно справляться с индивидуализированными тестами, характеризующими состояние отдельных физических качеств, двигательных навыков и функциональные возможности организма.
Средства:
освоенные ранее виды физических упражнений, преимущественно гимнастические и циклические аэробные, нормированные применительно к возрастным особенностям состояния организма; регламентированный физический труд (в условиях повседневного быта, на дачном участке и т.п.); компоненты лечебной физической культуры; общегигиенические факторы и специально направленные средства закаливания; рекреативные формы двигательной активности, факторы психорегулирую-щей (психомоторной) тренировки.
Формы занятий:
организованно-групповые и индивидуально-самостоятельные формы занятий физическими упражнениями, имеющие преимущественно оздоровительную и «физкультурно-кондиционную» направленность, «малые» формы занятий физическими упражнениями в режиме повседневного быта, физкультурно-рекреативные и другие формы рациональной организации двигательной активности.
Объем и режим физкультурно-двигательной активности:
общий объем физкультурных занятий — 7—12 часов в неделю с вариациями в зависимости от состояния здоровья индивидуального уровня физической подготовленности и особенностей общего режима жизни, в том числе — гигиеническая гимнастика (10—30 минут ежедневно), организованные в группе и индивидуальные самостоятельные занятия оздоровительно-тренирующего характера (3—4 раза в неделю по часу и более каждый раз), ежедневные пешеходные прогулки и другие формы двигательной активности (не менее 3—4 часов в неделю).
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ'
Адаптивного сбалансирования динамики нагрузок принцип в физ. воспитании 101 — 105
Активность двигательная как фактор физ. воспитания 10, 28—32
Активный отдых в физ. воспитании 58—63, 485—486
Амплитуда движений 37 (см. также Траектория движений)
Аналитический (избирательный) и целостный (интегральный) подходы в методах упражнения 64—67
Анаэробные возможности организма как объект направленных воздействий в физ. воспитании 232, 234, 237—240, 254—258
Аэробные возможности организма как объект направленных воздействий в физ. воспитании 232, 234, 237—240, 242—252
Базовое физ. воспитание 7—9, 20, 22
Ближайший эффект физических упражнений 44—45
Быстрота двигательных реакций — см. Быстрота как двигательное качество человека
Быстрота движений — см. Быстрота как двигательное качество человека 213—217
Быстрота как двигательное качество человека 213—217 (см. также Скоростные способности)
Бытовые формы занятий физ. упражнениями 347—356 (см. также Малые формы занятий физ. упражнениями)
Возрастной адекватности направлений физ. воспитания принцип 109—113
Волнообразность динамики тренировочных нагрузок 103—105, 460—462
Воспитание физических качеств, двигательных и связанных с ними способностей как слагаемое (часть, сторона) физ. воспитания 8—-10, 158—298
Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» 26, 361, 365
Выносливость как физическое качество человека 230—236
— «общая» 233—234
— «специальная» (специфическая) 234—236
Гетерохронность восстановительных и приспособительных процессов, ее использование в физ. воспитании 46, 100, 461, 470
Гибкость как физическое качество человека 273—276
— активная 274—275
— пассивная 274—276
Гигиенические факторы как средства
физического воспитания 83—85 Годичные циклы тренировки 108, 462
(см. также Макроциклы тренировки) Готовность к освоению двигательного
действия 126—128
— физическая индивида к действию 127
(см. также Физическая подготовлен
ность)
ГТО — см. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР»
Двигательная деятельность как фактор физ. воспитания 10, 28—32
Двигательно-координационные способности как объект физ. воспитания 158—165
Двигательные навыки — см. Двигательные умения и навыки
* Указатель является единым для обеих частей учебника. Термины даны в алфавитном порядке. После приведенных терминов и словосочетаний указывается страница (страницы), где даны сведения о названных явлениях, свойствах или процессах. Наиболее часто встречающееся в тексте прилагательное «физическое» приводится в ссылках в сокращении (физ. воспитание, физ. упражнение и т.д.). Прочерк в строке (—) означает повторение первого слова вышерасположенного термина, а двойной прочерк (— —) — повторение двух или более слов.
Двигательные способности 15—16 (см. также Двигательно-координацион-ные, силовые, скоростные способности, выносливость)
— умения и навыки как результат обучения двигательным действиям 114— 123
— — отличительные черты 117—120
— — фазы (стадии) формирования 114—118, 128—129
Дополнительные факторы в физ. воспитании 81—85
Единая всесоюзная спортивная классификация 26, 361, 365
Единства общей и специальной подготовки спортсмена принцип 456—457
«Жесткий» интервал отдыха — см. Отдых как компонент процесса физ. воспитания
Задачи, решаемые в физ. воспитании 14—21 (см. также Цель, реализуемая в физ. воспитании)
— — аспекты конкр -чзации 21—24
— — образовательные 18—20
— — общие, по формированию личности 20—21
— — специфические 14—20
Заключительная часть в структуре отдельного занятия физ. упражнениями 326—327, 341—343
Закономерности и принципы в физ. воспитании 96—113
Закономерности спортивной тренировки 455—464
Завершающий этап в обучении двигательному действию (этап результирующей отработки двигательного действия) 146—156
Запаздывающая трансформация кумулятивного эффекта тренировочных нагрузок 420, 468, 473, 481
«Зарядка» как форма занятий в физ. воспитании 347—350
Игровой метод в физ. воспитании 74— 76
Идейные основы принципов, регламентирующих деятельность по физ. воспитанию 85—86
Идеомоторные явления, их использование в физ. воспитании 79—80
Избирательного воздействия методы в физ. воспитании 64—66 (см. также Методы строго регламентированного упражнения)
Изометрические (силовые) упражнения 203—204
Индивидуализации принцип, индивиду-
альный подход в физ. воспитании 95—96, 456
Индивидуальные занятия в физ. воспитании 348—356
Инструктирование, команды и др. методы речевого управления в физ. воспитании 78—79 (см. также Методы использования слова в физ.' воспитании)
Интенсивность нагрузки при выполнении физ. упражнений 51—56
«Интервальная тренировка» 69—70 (см. также Методы строго регламентированного упражнения — интервальное упражнение)
Исходное положение в физ. упражнениях 36 (см. также Характеристики движений)
Качественные характеристики движений 42—43 Классификация видов спорта 428, 447
— основных средств спортивной тренировки 446—449
— физических упражнений 48—50
— форм построения занятий в физ. воспитании 322—324
Комбинированные методы упражнения 70—71 (см. также Методы строго регламентированного упражнения)
Контроль в физ. воспитании 396—423
— — комплексный педагогический 397—410
— — оперативно-текущий и этапный 411—423
— — самоконтроль 403—410
«Критические» периоды физ. разви
тия — см. Сенситивные периоды
«Контролируемые» скорости при выполнении двигательных действий 144, 209
Координационные способности — см. Двигательно-координационные способности, ловкость
«Круговая тренировка» 71—73, 249
Кумулятивный эффект системы занятий физ. упражнениями 47—48
Лидирование как методический прием — см. Методы лидирования в физ'. воспитании
Ловкость как комплекс двигательных способностей — см. Двигательно-координационные способности
Макроциклы (большие циклы) в физическом воспитании 108—109
— в спортивной тренировке 474—492
Максимальная тренировочная нагрузка
459—460
Малые формы построения занятий в физ. воспитании 348—353
Мезоциклы (средние циклы) в физическом воспитании 107—108
— в спортивной тренировке 469—474
Мера доступного в занятиях физ. уп
ражнениями 92—93
Метод длительного равномерного упражнения («равномерной тренировки») 69
— прогрессирующего упражнения 70
— редуцирующего, упражнения 71 Методика воспитания быстроты (скоростных способностей) 219—228
— — как способности к сложной двигательной реакции 219—223
— — как способности к скоростным движениям 223—228
— воспитания выносливости 242—262
- общей 242—252
— — специфической 252—260
— воздействий, оптимизирующих гибкость тела 268—273
Методика воспитания двигательно-ко-ординационных способностей 165— 180 общие основы 165—170
— воспитания осанки 268—273
— воспитания силовых способностей 196—206
— воспитания скоростно-силовых способностей 206—211
— воспитания способности поддерживать устойчивость позы (равновесие) 170—173
— воспитания «чувства пространства» 177—180
— обучения двигательным действиям 130—157
— — на этапе начального разучивания 132—139
— — на этапе углубленного разучивания 140—142
— — на этапе результирующей отработки действия 147—148
Методика преодоления нерациональной мышечной напряженности 173—177
— упражнений, стимулирующих уве
личение мышечной массы 287—293
— упражнений, способствующих
уменьшению веса тела 293—297
Методические принципы физического воспитания — см. Принципы, регламентирующие деятельность по физ. воспитанию
Методы интервального упражнения 69—70
— использования слова в процессе физ. воспитания 78—79
— лидирования и текущего сенсорного программирования при выполне-
нии физ. упражнений 81—83, 227 Методы направленного «прочувствования» движений 81—82
— натуральной и опосредованной демонстрации в физ. воспитании 80 (см. также Методы обеспечения наглядности)
— обеспечения наглядности в физ. воспитании 80—81
— ориентирования при выполнении физ. упражнений 81
— переменного (вариативного) упражнения 67—69
— — в режиме непрерывной нагрузки 69—70
— — в режиме интервальной нагрузки 69—70
— расчленекно-конструктивного (ана-литико-конструктивного) упражнения 66—67
— спортивной тренировки 448—449
— «срочной информации» при выполнении физ. упражнений 82—83
— стандартно-повторного упражнения 67—68
— — в режиме непрерывной нагрузки 69—70
— — в режиме интервальной нагрузки 69—70
Методы строго регламентированного упражнения 63—73
— — классификация 64—65
— — отличительные особенности 63—-64
— физического воспитания 63—77 (см. также Методы строго рекламентиро-ванного упражнения, игровой и соревновательный методы)
— целостно-конструктивного упражнения 64
Микроциклы (малые циклы) в физическом воспитании 105—106
— в спортивной тренировке 465—469
«Минимакс» — интервал в процессе
построения занятий физ. упражнениями 60—61
Моделирование как метод (методический подход) в физ. воспитании, спортивной тренировке 132—133, 138, 252, 258, 329, 367, 446, 449, 472, 490, 506
Мышечная напряженность (координационная, тоническая), ее преодоление в процессе физ. воспитания 161, 173—176
Нагрузка при выполнении физ. упражнений 50—58 (см. также Тренировочная нагрузка)
— — внешние параметры и «внутренняя» сторона 51
— — объем и интенсивность 51—58
— — принципы применения 96—109
— — методика регулирования в процессе занятий 329—343
Направленное «прочувствование» движений — см. Методы направленного «прочувствования» движений
Напряженный интервал (отдыха) в процессе построения занятий физ. упражнениями 60
Начальная спортивная специализация как этап в системе многолетних занятий спортом 488—489
Начальное разучивание двигательного действия как этап обучения 130—139
Непрерывность как принцип построения физ. воспитания 96—98
— — особенности реализации в спор
тивной тренировке 457—459
Неурочные формы занятий в физ. воспитании 347—358
Нравственное воспитание в процессе физ. воспитания 303—309
Обучение двигательным действиям как слагаемое (часть, сторона) процесса физ. воспитания 8, 114—158
Общая выносливость — см. Выносливость как физическое качество человека
— физическая подготовка 12—14, 492—509
— — как часть содержания спортивной тренировки 452—453
Общеподготовительное направление в системе физ. воспитания 22
Общеподготовительные упражнения 49, 448
Общие принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию 85—86
Образование физическое как сторона физ. воспитания — см. Физическое образование
Объем нагрузки при выполнении физ. упражнений 51—56
Оздоровительная направленность как принцип и целевая установка в физ. воспитании 14, 17
Оздоровительно-рекреативные формы занятий физ. упражнениями 355— 356
Оздоравливающие факторы природной среды как средства физ. воспитания 83—84
Основные профилированные направления в системе физ. воспитания 22, 123—124, 442—509
Ординарный интервал отдыха в систе-
ме построения занятий физ. упражнениями 58—59, 62
Осанка как объект оптимизации в физ. воспитании 262—268
Основная часть в структуре отдельного занятия физ. упражнениями 325, 335—341
Основные задача, реализуемые в физ. воспитании 14—21
— — общевоспитательные 20—21
— — специфические 14—20
Отдых как компонент процесса физ. воспитания 58—63
— активный и пассивный 58
— принципы регулирования 98—105
— типы интервалов 59—63
Относительные и абсолютные показатели силовых способностей — см. Силовые способности
Ошибки при обучении двигательным действиям 136—139, 144, 154—156
«Перенос» двигательных навыков и общего тренировочного эффекта как феномен взаимодействий, используемых в процессе физ. воспитания 106—107, 120, 220, 226, 233, 246, 253, 452, 502
— — при обучении двигательным действиям 120—122
— — при воспитании физических способностей 106, 220, 226, 233, 246, 253
Переходный период тренировки — см.
Периоды большого тренировочного
цикла Периодизация спортивной тренировки
474—486 Периоды большого тренировочного
цикла в спорте (типа годичного и
полугодичного) 474—486
— — подготовительный 477—482
— — соревновательный 482—485
— — переходный 485—486
Планирование процесса физ. воспита
ния 361—396
— — перспективное (крупноцикловое)
370—379
------ этапное 379—390
— — оперативно-текущее 390—396 «Плотность» в занятиях физ. упражнениями 339—341, 345—347
— моторная 339—341
— общая 339, 346—347 Повторяемость и вариативность в процессе физ. воспитания 67, 105—109
«Подводящие» упражнения 67, 123, 131
Подготовительная часть в структуре отдельного занятия физ. упражнениями 324, 330—335
Подготовительный период спортивной
тренировки (период фундаментальной подготовки) — см. Периоды большого тренировочного цикла в спорте
Подготовка спортсмена (общее понятие) 442—443
Поза при выполнении физ. упражнений 36
Полугодичные циклы тренировки 476 (см. также Макроциклы тренировки)
Последовательность занятий в физ. воспитании 21—24, 91—95, 113, 121 — 123
Постепенного наращивания развиваю-ще-тренирующих воздействий принцип в физ. воспитании 101
Правила технического выполнения двигательных действий 35—43 (см. также Техника физ. упражнений)
Предварительная спортивная подготовка, этап 487—488
Предельный тренировочный вес отягощения 201
Предмет обучения в физ. воспитании 114, 123—126
Предпосылки обучения движениям 126—128
Предупреждение и устранение ошибок при обучении двигательным действиям 136, 144, 154—158
«Прикладные» двигательные навыки 20, 309, 502
Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию 85—113
— — общесоциальные (воспитательной стратегии общества) 85—86
— — общепедагогические (в т. ч. общеметодические) 86
— — особенности преломления в физ. воспитании 86—96
— специальные (отражающие специфические закономерности построения физ. воспитания) 96—113
Программы по физическому воспитанию 361, 367, 370—372
— унифицированные общие 361, 367, 370
— профилированные по направлениям
— профилированные по направлениям
и контингентам 371
— индивидуализированные 371
Производственная физическая культу
ра 512—514
Профессионально-прикладная физическая подготовка 492—509
«Разминка» — см. Подготовительная часть в структуре отдельного занятия физ. упражнениями
Регулирование нагрузки в npouetce физ. воспитания 96—113, 329—343
Регулярность занятий в физ. воспитании 96—98
Ритм движений 40—42
Самовоспитание в процессе физ. воспитания 318-321
Самодеятельные групповые занятия физ. упражнениями 353—356
«Сдвоенный» цикл тренировки 486 (см. также Макроциклы тренировки)
«Сенситивные» периоды в индивидуальном физ. развитии, их использование в физ. воспитании 23, 110— 111, 448
Сенсорное текущее программирование в методах физ. воспитания 81—83
Сила как физическое качество человека — см. Силовые способности
Силовые способности как объект — физ. воспитания 181
— — факторы и показатели 182—184
— — собственно силовые 184
— — скоростно-силовые 184—185
— — силовая выносливость 185
— упражнения 190—196
— — изометрические 196, 203—205
— — статико-динамические 204—205
— — локальные, региональные, тотальные 196, 205—206
Системного чередования нагрузок и отдыха принцип в физ. воспитании 98—100
«Скоростной барьер» при выполнении физ. упражнений, пути его преодоления 225—228
Скоростные способности как объект физ. воспитания 213—219
— — факторы, показатели, разновид
ности 213—217
Скорость движений (в двигательных действиях) 39
— «критическая» 247
— контролируемая 131, 144, 223 Следовой эффект занятий физ. упражнениями 44—48
— — ближний 45
— — долговременно-кумулятивный
47—48
Сопряженного воздействия метод (подход) при целостном выполнении физ. упражнений 67, 153
Соревновательная деятельность (собственно-соревновательная) как определяющее начало спорта 426
Соревновательный метод в физ. воспитании 66, 76, П
— период тренировки (период основ
ных соревнований) 482—485 (см.
также Периоды большого трениро
вочного цикла)
Соревновательные упражнения в спорте 446—447
— — их тренировочные формы (в т. ч.
модельные) 446—447
Специализированные направления в системе физ. воспитания 22 (см. также Профессионально-прикладная физ. подготовка и Спортивная тренировка)
Специальная (специфическая) выносливость — см. Выносливость как физическое качество человека
— психическая подготовка спортсмена
450—451
Специальная физическая подготовка 12, 22, 453
— как часть содержания спортивной
тренировки 453
Специально-подготовительные упражнения 446—448 Спорт, общее понятие 425—427
— высших достижений и общий, массовый 439—442
— профессиональный и любительский 441—442
Спортивная специализация 456, 488
— тренировка 442—492
— — содержание 450—455
— — закономерности 455—461
— — построение 464—492
— — как многолетний процесс 487— 492 (см. также Этапы многолетних занятий спортом)
Спортивная форма (как состояние готовности спортсмена) 474—476
— этика 305, 435
Спортивно-техническая подготовка 453 Способность поддерживать статическое
и динамическое равновесие тела как объект совершенствования в физ. воспитании 162, 170
Средства физического воспитания 28— 50, 77—85
Срочная информация в методах физ. воспитания — см. Методы «срочной информации»
Структура движений как основа техники физ. упражнений 35
— — динамическая 40
— — кинематическая 39
— — ритмическая 40—42 Структура отдельного занятия в физ.
воспитании 324—327 (см. также Структура урока в физ. воспитании)
— процесса обучения двигательным действиям 128—129
— тренировочного процесса 464—492
— — макроструктура 474—492
— — мезоструктура 469—474
— — микроструктура 465—469
— урока в физ. воспитании 329—343
Тактическая подготовка спортсмена
453—455 Темп движений 38 Техника физических упражнений 33
— — ее основа, определяющие звенья
и детали 34—35
Траектория движений как одна из пространственных характеристик техники физ. упражнений 35—38
— — ее форма, направление и ампли
туда 36—38
Тренированность как следствие тренировки 47—48, 443
Тренировка спортивная — см. Спортивная тренировка
Тренировочная нагрузка 457—462 (см. также Нагрузка при выполнении физ. упражнений)
Трудовое воспитание в процессе физ. воспитания 309—311
Углубленное (детализированное) разучивание двигательного действия как этап обучения ему 139—146
Умственное воспитание в процессе физ. воспитания 311 — 313
Упражнения «в равновесии» 171
— «в расслаблении» 174
— «в растягивании» 279—283
Урок, формы занятий урочного типа в физ. воспитании 327—343
— — общие основы 327
— — в спортивной тренировке 465
Физическая культура в ее отношении к физическому воспитанию 7, 11
— подготовка как частичный синоним
физ. воспитания 12, 127
------ общая 22, 452
— — специальная 22, 452—453
— — как часть содержания спортивной тренировки 452
— — профессионально-прикладная
492—509
— подготовленность 12, 25, 48, 127
Физические качества человека 15—16
(см. также Физические способности)
— способности 15—16 (см. также Дви
гательные способности)
Физическое воспитание, сущность 7— 11
— — основные стороны 8
— — целенаправленность 7—28
— — средства и методы (общая характеристика) 28—77
— — регламентирующие принципы, 85—113
— — формы построения 322—358
— — изменения в возрастном аспекте 109—113
Физическое образование как одна из сторон физ. воспитания 18—20 (см. также Обучение двигательным действиям)
— развитие как объект управления в физ. воспитании 8—11
— совершенство как интегративный целевой результат физ. воспитания 11 — 12
Физические упражнения как средства
физ. воспитания 28—32
------ целевые 252, 258—259
— — содержание и форма 30—33
— — классификация 48—50, 190—196
— — общие правила техничного выполнения 35—44
«Физкультминута» 351
«Физкультпауза» 351—352
Физкультурно-кондиционная тренировка 9, 113, 354
Формы постепенного повышения нагрузок в физ. воспитании 103—105
— — волнообразная 103—105
— — ступенчато-восходящая 103— 105
— построения занятий в физ. воспитании 322—358 (см. также Урочные и неурочные формы занятий в физ. воспитании)
Фронтальный метод организации в уроке физ. упражнений 335
Характеристики движений (в двигательных действиях) 35—44 (см. также Техника физических упражнений)
— — временные 38—39
— — динамические 39—40
— — качественные, обобщенные 42— 43
— — кинематические 35—40
— — пространственно-временные 39
— — пространственные 35—38
— — ритмические 40—42 Хронометраж занятий физ. упражнениями 343—347
Целостный (интегральный) подход в методах упражнения 64—67
Цель, реализуемая в физическом воспитании 11 —14 (см. также Задачи, решаемые в физ. воспитании)
Цикличность как принцип построения системы занятий в физ. воспитании 105—109
— спортивно-тренировочного процесса
462
«Чувствительные периоды» физ. разви-вития индивида — см. Сенситивные периоды
«Чувство пространства» как объект совершенствования в физ. воспитании 160, 177
Эстетическое воспитание в процессе физ. воспитания 313—315
Этапы многолетних занятий спортом 487—492
Этапы обучения двигательным действиям 128
— тренировочного макроцикла 474—
484
Эффект физических упражнений (нагрузок, занятий) 44—48
— — ближайший 44—45
— — следовой 44, 46—48
— — хроно-кумулятивный 47—48
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................................ ......... 3
Часть первая