Основные аспекты системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
1. Содержательный аспект системного подхода предполагает разработку методологии подробного описания всех элементов и форм бытования православной культуры; формирования системы общественного духовно-нравственного воспитания и образования.
Научное осмысление, разработка содержания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в конечном итоге охватывает следующие направления:
– воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образовании, науке и искусстве;
– интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различные области знания;
– воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни семьи и общества.
Большая роль в осуществлении этих мер отводится системе образования. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования:
а) на уровне отдельного учебного курса;
б) в виде «сквозной» составляющей, интегрированной во все школьные предметы; профессиональное, дополнительное образование; воспитание через средства массовой информации.
2. Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению для разных возрастных групп детей, подростков, молодёжи города.
3. Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.
Следует выделить приоритетное значение включения духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание. Семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребёнка, используемой им затем в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социально-культурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах её развития поможет возвращению семье функции воспитания детей как «питания» не только телесной, но и духовной пищей.
Институциональный уровень духовно-нравственного воспитания предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической деятельности разных социальных институтов. Чрезвычайно значимо в этом отношении формирование нормативно-правовой и организационной основы взаимодействия государства с Русской Православной Церковью, традиционными для России религиозными концессиями, обеспечение активизации и поиск новых форм сотрудничества в процессе духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.
4. Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти, управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) в вопросах духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе.
5. Организационно-правовой аспект предполагает выстраивание системы духовно-нравственного воспитания на муниципальном уровне, подготовку и реализацию нормативных правовых документов, комплексных муниципальных программ по духовно-нравственному воспитанию.
6. Информационный аспект предполагает активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идей.
7. Экономический аспект дает возможность изыскания средств на реализацию комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию из различных источников, включая иные источники финансирования.
8. Управленческий аспект. Его выделение в системе духовно-
нравственного воспитания позволяет включить в процесс решения проблемы все
существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить
новые формы организации их взаимодействия.
Духовно-нравственное воспитание должно обладать высоким уровнем комплексности, охватывая своим воздействием все поколения, пронизывая все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, правовую, педагогическую. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности региона, его социальных и государственных институтов.