Составляющие сюжетно-ролевой игры.
сюжет содержание роль
Ø - это сфера деятельности, которая воспроизводиться детьми, представляющий собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Ø - это то, что воспроизводиться ребёнком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.
Ø - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетноролевой игры.
Формирование сюжетно-ролевых игр для детей 2-4 лет.
I. Формирование сюжетной игры у детей 2-4 года жизни
На первом этапе педагог, развёртывает игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами земестителями, создаёт ситуацию, стимулирующую ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.
Формирование у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий должно быть совмещено с организацией предметно игрового взаимодействия, что облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с другом. С этой целью воспитатель использует любые катающиеся предметы (мячик). Важно, чтобы первоначально взаимодействие двух партнёров осуществлялось с одним большим предметом (мячом, машиной, мягкой игрушкой и т.д.). пошаговое:
Дидактические игры / словесныеОбразовательная область: социализация
Направления: социально-личностное
Раздел: явления общественной жизни
Как тебя зовут?(01.09.2014 год)
Д/задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.
Игровые правила: правильно и отчётливо называть своё имя. Задавать вопрос глядя в глаза собеседнику.
Игровое действие:диалог детей со взрослыми (воспитателем, гостями, сверстниками).
Д/ материал:мяч (мягкие игрушки и т.д.).
Ход игры
Дети стоят или сидят полукругом. Случайно, неожиданно вкатывается мяч или воспитатель берёт в руки мяч уже заранее подготовленный желательно воодушевить его т.е. нарисовать ему лицо (создаётся ситуация, условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую детскую цель) воспитатель включает детей в беседу личностно значимую для них, связанную с их личным опытом).
- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
Ответы детей....
- Да конечно вы угадали, я мяч, но не простой, а волшебный
удивлённые возгласы детей: -да!!!
- Конечно. Я весёлый, звонкий мяч. Посмотрите какие у меня глазки, носик и ротик...пауза? (работает мимика лица у воспитателя вопрос)
Ответы детей... весёлый (если у ребёнка возникли затруднения подсказываем, не навязчиво: счастливый, что он делает? и т.д.) улыбается....
- Ребята вы меня знаете, а я вас нет. Я хочу с вами познакомимся, а вы хотите познакомится со мной?
Ответы детей...
- Я буду знакомится с каждым из вас, а вы будете называть своё имя, вы согласны?
Ответы детей...
Воспитатель сначала показывает пример (образец действия) - Меня зовут Мяч. А тебя как зовут? и сам отвечает: - Меня зовут .......
- Очень приятно.
передаёт или прокатывает мяч каждому и при этом проговаривает:
- Меня зовут Мяч. А тебя как зовут?
- Меня зовут Алексей!
- Очень приятно... игра продолжается, если ребёнок стесняется или не может произнести имя (зависимости от ситуации) воспитатель говорит за него или пропускает, но видя. что ребёнок готов возвращается к нему...
После того, как дети все познакомились произнесли в слух своё имя, воспитатель предлагает послушать стихотворение про мяч: "Мой весёлый звонки мяч" С. Маршак
Мяч приглашает своих друзей весёлых и звонких круглых мячей.
Дети выбирают себе мяч и знакомятся с ним, при этом называя своё имя.
Игра с мячами (обследование мяча, экспериментирование с мячом и т.д.)
Воспитатель - Ребята вам понравился мяч?
Ответы детей...
- А играть вам с ним понравилось? и ему тоже понравилось с вами.
Мяч стал нашим другом, а как вы думаете стали его друзьями?
Ответы детей...
- А что же нужно, чтобы подружиться?
Воспитатель слушает версии детей, помогает и вмести приходят к обоюдному согласию, выводу. Чтобы найти друзей надо: (вспоминают, что делал мяч) быть позитивным т.е. улыбаться, нужно уметь знакомиться т.е. называть правильно своё имя.
- Ребята, а мы с вами умеем улыбаться?
Ответы детей...
- А называть своё имя?
Ответы детей...
Какие же вы у меня молодцы, очень скоро у нас появится много знакомых и друзей, потому, что мы научились правильно знакомится. Давайте скажем до свиданье мячику и его друзьям, положим их на место, отнесём в их домик потому, что роднее своего дома ничего не бывает...
Как зовут моего друга?(04.09.2014 год.)
Д/задача: упражнять детей в отчётливом назывании своего имени, развитие речи, внимания, памяти, дружеские отношения, культуру поведения.
Игр/правила: правильно и отчётливо называть своё имя. Задавать вопрос глядя в глаза собеседнику.
Игровое действие:диалог детей со взрослыми и сверстниками (воспитателем, гостями).
Д/ материал:мяч (мягкие игрушки, куклы и т.д.).
Ход игры
Дети стоят или сидят полукругом. Воспитатель берёт в руки мяч,
- Ребята посмотрите, кто нас уже давно здесь ждёт?
заранее подготовленный желательно воодушевить его т.е. нарисовать ему лицо (создаётся ситуация, условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую детскую цель) воспитатель включает детей в беседу личностно значимую для них, связанную с их личным опытом).
- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
Ответы детей.... (дети не просто называют предмет, но и пытаются вспомнить стихотворение С. Маршака "Мяч"
- Да конечно вы меня узнали, я Весёлый, звонкий мяч, и сегодня пришёл познакомится с вашими друзьями.
удивлённые возгласы детей: -да!!!
Дети делают усилие припоминают своих друзей, воспитатель помогает
- Ребята, друзья это те кто всегда с нами рядом (оглядываются смотрят друг на друга, идёт переоценка и фиксация)
- Давайте мячику назовём своих друзей, которые сейчас с нами рядом
Ответы детей....
Воспитатель показывает пример (образец действия) - Мячик, меня зовут Ирина Александровна, а рядом со мной мои друзья Настя...
Поочерёдно передаётся из рук в руки мяч. Дети называют своё имя и имя соседа находящегося с ним рядом. При этом воспитатель напоминает, что говорить надо ласково, улыбаясь, и смотреть друг другу в глаза.
После того, как дети все познакомились произнесли в слух своё имя и имя соседа, воспитатель предлагает послушать стихотворение "Мячик" В. Шипуновой: Мой дружёк - весёлый мячик,
По траве под горку скачет.
Я кричу и хохочу,
Вслед за мячиком лечу:
- Подожди не убегай,
Вместе скатимся давай!
Воспитатель кладёт мяч на пол и прокатывает, дети имитируют движение мяча.
Воспитатель - Ребята вам понравился мяч?
Ответы детей...
- А играть вам с ним понравилось? и ему тоже понравилось с вами.
- Ребята давайте мячику подарим подарки.......
Какие вы у меня молодцы.... (обязательно хвалите ребёнка, фиксируя у него положительные эмоции и желания).
На первом этапе (до трёх лет) педагог, развёртывает игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, стимулирующие ребёнка к осуществлению условных действий с предметом.
Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия принимает разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т.д.
Поможем нашим мамам
Д/задача: развивать речевую активность. Отрабатывать навык соотнесения действия с предметами и словами. Воспитывать терпиливость и внимание.
Игр/правила:дети начинают проводить с предметом действия и сопровождать их словами.
Игровое действие:поиск понравившегося предмета. Действие с предметом и пояснение этих действий словами.
Д/ материал:утюг, кастрюля, сковорода, стиральная машина, газовая или электроплита и т.д.
Ход игры
Дети выбирают предметы и проводят с ними действия по сигналу воспитателя:
- Что делает .........?
- Я маме помогаю гладить платье.
- Что делает..........?
- Я маме помогаю стираю. и т.д.
Кто что наденет
Д/задача: развивать речевую активность. Упражнять детей в последовательности процесса одевания и одновременном объяснении своих действий. закрепить название осенней одежды.
Игр/правила: правильно называть последовательность надевания предметов осенней одежды
Игровое действие:имитация процесса одевания на прогулку
Д/ материал:кукла Катя
Ход игры
Воспитатель сообщает детям, что кукла Катя хочет пойти на прогулку вместе с детьми. но она не умеет одеваться.
- Давайте покажем Кате, как надо одеваться. Что одевать сначало, а что потом?
Дети имитируют движения последовательности надевания одежды и поясняют свои действия словами.
- Сначала одеваем штанишки, затем кофточку и шапку. После этого надеваем пальто или куртку, завязать шарф и обуться.
Д/игры / предметные
Построим теремок
Д/задача:упражнять детей в названии формы, цвета и величины строительного материала, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения.
Игр/правила: отбирать нужный строительный материал, соблюдать очерёдность. Действовать по сигналу воспитателя.
Игровое действие:поиск нужного строительного материала по цвету, форме, величине, совместная постройка теремка.
Д/ материал:строительный материал, игрушки кукольного театра "Теремок", грузовая машина.
Ход игры
Воспитатель рассказывает сказку "Теремок" показывая игрушки, предлагает детям совместно, всем вместе построить домик-Теремок для игрушек. Дети предлагают и подбирают соответствующий строительный материал, и совместно с воспитателем строят домик. строительный материал перевозят на грузовой машине.