Моделирование развития сюжетной игры

Игра - форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. Поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

В структуре игры можно выделить несколько элементов.

1. Тема- область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «столовую», «магазин» и т.д.

2. Сюжет, сценарий игры; определенная последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, военные. Сюжеты игры видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни детей, от кругозора ребенка.

3. Содержание игры- основной момент деятельности или отношений взрослых. Содержание игры зависит от опыта ребенка и определяется конкретными условиями его жизни. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом; для средних это- моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших- соблюдение правила в игре.

4. Игровая роль - обязательный набор действий и правил их выполнения, моделирование реальных отношений, существующих между людьми, не всегда доступных ребенку в практическом плане. Разыгрывание одних и тех же ролей может быть различным по содержанию. Для младших детей характерно воспроизведение ролей конкретных лиц, в дальнейшем изображается обобщенный взрослый, в своих профессиональных качествах и отношениях.

5. Воображаемая ситуация. Характерен перенос значений с одного предмета на другой. В игре палочка может быть лошадкой, брусок дерева- мылом, прутик- карандашом и т.д.

6. Ролевые и реальные отношения: ролевые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а реальные выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли.

7. Игровые действия и операции. Операции- реальные движения, которые производятся детьми в игре, приспособленные к тем предметам, с которыми дети играют. Игровое действие- действие, которое соответствует представлениям ребенка, побуждает ребенка играть.

8. Игровой материал, игровое пространство- игрушки и другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. В игре предмет используется не в собственном значении, а в качестве заместителей других, недоступных ребенку предметов. Игровое пространство - границы, в пределах которых территориально разворачивается игра.

Все структурные элементы игры подвижны. Они изменяются вместе с развитием игровой деятельности.

Ведущая деятельность- форма поведения ребенка, с развитием которой развиваются психические качества, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Развитие игры.

Будучи ведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игра неодинакова на всем своем протяжении. Выделяют следующие этапы развития игры.

1. Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте смысл в играх для детей содержится в самом процессе действования. Способом является разворачивание и обозначение в игре условных предметных действий ( «кормить куклу», «резать хлеб»).

2. Ролевая игра. В среднем дошкольном возрасте главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий.

3. Игра с правилами. Детей интересует не просто роль, но и то, насколько реалистично она выполняется.

Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у трехлетних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (3-5 минут), после чего дети одной группы могут присоединяться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.

Обычно игра начинается одним ребенком, затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.

Тематика игр также меняется со временем. Д.Б Эльконин говорит о двух тематических группах игр: взрослые, их работа, отношения с другими людьми; эмоционально значимые события.

По мере усложнения и расширения опыта ребенка изменяется и мотивация игровой деятельности. Для младшего и среднего дошкольного возраста характерным мотивом служит воссоздание эмоционально значимых ситуаций и действий значимых взрослых, желание общаться, а для старших дошкольников мотивом становится еще и фантазирование.

Ролевая игра приводит к изменению позиции ребенка - со своей индивидуальной и специфически детской на новую позицию взрослого. Само принятие ребенком роли и связанное с этим изменением значений вещей, вовлекаемых в игру, представляет собой непрерывную смену одной позиции на другую.

Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. Ролевое поведение в игре является сложно организованным. В нем есть образец выступающей, с одной стороны, как ориентирующий поведение и, с другой стороны как эталон для контроля; в нем есть выполнение действий, определенных образцов; в нем есть сравнение с образцом, контроль. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, Т.е. «рефлексия» Вся игра находятся во власти привлекательной мысли и окрашено эффективным отношением, но в ней содержатся уже основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение: Игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

1.4 "В игре возникает новая психическая форма мотивов,

Наши рекомендации