Протоколы взаимопосещений (не менее 5)
1.Протокол посещения лекционного занятия
ФИО преподавателя …………………………………………………………
Тема ………………………………………………………………………….
Дата, время, место проведения ……………………………………………..
Количество обучающихся, присутствующих на занятии ……………………..
Показатели | Шкала оценки (баллы) | ||||
Качество лекций | |||||
1.Организация занятия | |||||
2. Ясность и конкретность изложения цели и задач лекции | |||||
3. Качество методического сопровождения лекции | |||||
4. Научность и профессиональная направленность содержания, отражение современного состояния наук и практики | |||||
5. Системный и проблемный характер изложения содержания с применением современных образовательных технологий, аргументированность высказываемых суждений и подтверждение теоретических позиций фактами и примерами | |||||
6. Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации | |||||
7. Использование ТСО | |||||
8. Оптимальность темпа и выразительность речи как возможность слушать, понимать и записывать основные положения | |||||
9. Степень организованности, дисциплинированности и заинтересованности обучающихся | |||||
Средний балл |
Замечания эксперта
Эксперт (подпись)
2.Протокол посещения семинарского занятия
ФИО преподавателя …………………………………………………………
Форма занятия ……………………………………………………………….
Тема ………………………………………………………………………….
Дата, время, место проведения ……………………………………………..
Количество обучающихся, присутствующих на занятии ……………………
Показатели | Шкала оценки (баллы) | ||||
Качество семинаров | |||||
1. Ясность и конкретность изложения цели и задач семинарского занятия | |||||
2. Качество методического сопровождения семинарского занятия | |||||
3. Преемственность содержания семинарских занятий с лекциями и заданиями для самостоятельной работы | |||||
4. Диалогический характер взаимодействия с обучающимися как возможность свободы мнений, самостоятельных оценок и дискуссий для всех обучающихся | |||||
5. Оптимальный учет интересов и возможностей всех обучающихся | |||||
6. Оптимальность выбранного стиля руководства (степень тактичности, демократичности в общении с обучающимися) | |||||
Средний балл |
Замечания эксперта
Эксперт (подпись)
Проведение диагностики в группе обучающихся
Методика № 1
«Адаптированность обучающихся в образовательном учреждении»
Цель – оценка адаптации обучающихся к учебному процессу в образовательном учреждении.
Инструкция: просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.
Варианты ответов: «Да» - 2; «Трудно сказать» - 1; «Нет» - 0.
Содержание методики
Список Суждений:
1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.
2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.
3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.
4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.
5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.
6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.
7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.
8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.
9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.
10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.
11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.
12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.
14. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.
15. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.
16. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.
17. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом.
Прямые суждения (цифра 0 означает 0 баллов; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 2 балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14.
Обратные суждения (цифра 0 означает 2 балла; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16.
Шкала адаптированности к учебной группе. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.
Шкала адаптированность к учебной деятельности. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.
Методика прошла психометрическую проверку и была использована для исследования различий в адаптированности обучающихся-первокурсников, окончивших сельскую и городскую школы, а также для исследования адаптированности обучающихся различных курсов.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют о том, что обучающийся чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых обучающимся трудностях в общении с однокурсниками. Обучающийся держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью.
Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности
свидетельствуют о том, что обучающийся легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.
Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что обучающийся с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.
Результаты исследования:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
1. ______________
2. ______________.
Оценка группового руководителя ___________________________________
Методика № 2
«Оценка микроклимата студенческой группы» (В.М.Завьялова)
Цель - оценка микроклимата студенческой группы
Инструкция: Просим вас заполнить данную карту. В ней предлагаются показатели, характеризующие микроклимат студенческой группы. Карта составлена по принципу полярных суждений. Слева – суждения, раскрывающие психологический климат с положительной стороны, справа – с отрицательной стороны. Между полярными суждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Ваша задача: во-первых, выбрать одно из полярных суждений (слева или справа), отражающее типичную картину взаимоотношений в вашей студенческой группе и обычного настроения в ней; во-вторых, отметить кружком одну из цифр, которая соответствует степени выраженности каждого показателя.
· Высокая степень выраженности – 3.
· Средняя степень выраженности – 2.
· Слабая степень выраженности – 1.
Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0. Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. Но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.
Содержание методики
В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. | В группе обычно настроение подавленное, мрачное. | ||||||||
Группа активна, работоспособна. | Группа пассивна, инертна. | ||||||||
Обстановка в группе спокойная, деловая. | Обстановка в группе нервозная, напряженная. | ||||||||
В группе обучающиеся чувствуют себя уютно. | В группе обучающиеся чувствуют себя неуютно. | ||||||||
Обучающиеся знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их. | У обучающихся нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту. | ||||||||
Обучающиеся относятся друг к другу с симпатией. | Взаимоотношения в группе отличаются антипатией. | ||||||||
Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам. | Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы. | ||||||||
Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах. | Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других. | ||||||||
Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам. | Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно. | ||||||||
В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного». | В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки. | ||||||||
Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы. | Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам. | ||||||||
Обучающимся нравится бывать вместе в институте и вне его. | Обучающиеся не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами. | ||||||||
Обучающиеся любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам. | Обучающиеся свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу. | ||||||||
Обучающиеся серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии. | Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется. | ||||||||
В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам. | К лентяям и прогульщикам относится снисходительно. | ||||||||
Обучающиеся принимают активное участие в общественной жизни группы. | Обучающиеся пассивны в общественной жизни группы. | ||||||||
В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого. | Поручения распределяются по принципу: «Лишь бы не мне». | ||||||||
Обучающиеся с желанием включаются в трудовые дела группы. | Группу нелегко поднять на общее трудовое дело. | ||||||||
Актив группы пользуется авторитетом и доверием. | В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива. | ||||||||
Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью. | Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью. |
Обработка и интерпретация результатов
Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.
Оценить уровень ПМ по баллам:
· 50-60 баллов – высокая степень благоприятности ПМ;
· 40-49 баллов – средне-высокая степень благоприятности ПМ;
· 21-39 баллов – средняя степень благоприятности ПМ;
· 11-20 баллов – средне-низкая степень благоприятности ПМ;
· 0-10 баллов – незначительная благоприятность ПМ.
Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой квантификации.
Составляется профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих.
Результаты исследования:_________________________________________________
_______________________________________________________________________
Выводы:________________________________________________________________
Рекомендации:
· _______________________________
· ____________________________
Оценка группового руководителя ___________________________________