Протоколы взаимопосещений (не менее 5)

1.Протокол посещения лекционного занятия

ФИО преподавателя …………………………………………………………

Тема ………………………………………………………………………….

Дата, время, место проведения ……………………………………………..

Количество обучающихся, присутствующих на занятии ……………………..

Показатели Шкала оценки (баллы)
Качество лекций          
1.Организация занятия          
2. Ясность и конкретность изложения цели и задач лекции          
3. Качество методического сопровождения лекции          
4. Научность и профессиональная направленность содержания, отражение современного состояния наук и практики          
5. Системный и проблемный характер изло­жения содержания с применением современных образовательных технологий, аргументирован­ность высказываемых суждений и подтверждение теоретических позиций фактами и примерами          
6. Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации          
7. Использование ТСО          
8. Оптимальность темпа и выразительность речи как возможность слушать, понимать и записывать основные положения          
9. Степень организованности, дисциплинированности и заинтересованности обучающихся          
Средний балл  

Замечания эксперта

Эксперт (подпись)

2.Протокол посещения семинарского занятия

ФИО преподавателя …………………………………………………………

Форма занятия ……………………………………………………………….

Тема ………………………………………………………………………….

Дата, время, место проведения ……………………………………………..

Количество обучающихся, присутствующих на занятии ……………………

Показатели Шкала оценки (баллы)
Качество семинаров          
1. Ясность и конкретность изложения цели и задач семинарского занятия          
2. Качество методического сопровождения семинарского занятия          
3. Преемственность содержания семинарских занятий с лекциями и заданиями для самосто­ятельной работы          
4. Диалогический характер взаимодействия с обучающимися как возможность свободы мнений, самостоятельных оценок и дискуссий для всех обучающихся          
5. Оптимальный учет интересов и возможностей всех обучающихся          
6. Оптимальность выбранного стиля руководства (степень тактичности, демократичности в общении с обучающимися)          
Средний балл  


Замечания эксперта

Эксперт (подпись)


Проведение диагностики в группе обучающихся

Методика № 1

«Адаптированность обучающихся в образовательном учреждении»

Цель – оценка адаптации обучающихся к учебному процессу в образовательном учреждении.

Инструкция: просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.

Варианты ответов: «Да» - 2; «Трудно сказать» - 1; «Нет» - 0.

Содержание методики

Список Суждений:

1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.

2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.

3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.

4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.

5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.

6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.

7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.

8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.

9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.

10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.

11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.

12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.

14. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.

15. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.

16. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.

17. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом.

Прямые суждения (цифра 0 означает 0 баллов; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 2 балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14.

Обратные суждения (цифра 0 означает 2 балла; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16.

Шкала адаптированности к учебной группе. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.

Шкала адаптированность к учебной деятельности. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.

Методика прошла психометрическую проверку и была использована для исследования различий в адаптированности обучающихся-первокурсников, окончивших сельскую и городскую школы, а также для исследования адаптированности обучающихся различных курсов.

Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют о том, что обучающийся чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.

Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых обучающимся трудностях в общении с однокурсниками. Обучающийся держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью.

Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности

свидетельствуют о том, что обучающийся легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.

Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что обучающийся с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.

Результаты исследования:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:

1. ______________

2. ______________.

Оценка группового руководителя ___________________________________

Методика № 2

«Оценка микроклимата студенческой группы» (В.М.Завьялова)

Цель - оценка микроклимата студенческой группы

Инструкция: Просим вас заполнить данную карту. В ней предлагаются показатели, характеризующие микроклимат студенческой группы. Карта составлена по принципу полярных суждений. Слева – суждения, раскрывающие психологический климат с положительной стороны, справа – с отрицательной стороны. Между полярными суждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Ваша задача: во-первых, выбрать одно из полярных суждений (слева или справа), отражающее типичную картину взаимоотношений в вашей студенческой группе и обычного настроения в ней; во-вторых, отметить кружком одну из цифр, которая соответствует степени выраженности каждого показателя.

· Высокая степень выраженности – 3.

· Средняя степень выраженности – 2.

· Слабая степень выраженности – 1.

Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0. Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. Но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.

Содержание методики

     
В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение.               В группе обычно настроение подавленное, мрачное.
Группа активна, работоспособна.               Группа пассивна, инертна.
Обстановка в группе спокойная, деловая.               Обстановка в группе нервозная, напряженная.
В группе обучающиеся чувствуют себя уютно.               В группе обучающиеся чувствуют себя неуютно.
Обучающиеся знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их.               У обучающихся нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту.
Обучающиеся относятся друг к другу с симпатией.               Взаимоотношения в группе отличаются антипатией.
Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам.               Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы.
Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах.               Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других.
Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам.               Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно.
В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного».               В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки.
Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы.               Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам.
Обучающимся нравится бывать вместе в институте и вне его.               Обучающиеся не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами.
Обучающиеся любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам.               Обучающиеся свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу.
Обучающиеся серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии.               Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется.
В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам.               К лентяям и прогульщикам относится снисходительно.
Обучающиеся принимают активное участие в общественной жизни группы.               Обучающиеся пассивны в общественной жизни группы.
В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого.               Поручения распределяются по принципу: «Лишь бы не мне».
Обучающиеся с желанием включаются в трудовые дела группы.               Группу нелегко поднять на общее трудовое дело.
Актив группы пользуется авторитетом и доверием.               В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива.
Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью.               Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью.

Обработка и интерпретация результатов

Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

Оценить уровень ПМ по баллам:

· 50-60 баллов – высокая степень благоприятности ПМ;

· 40-49 баллов – средне-высокая степень благоприятности ПМ;

· 21-39 баллов – средняя степень благоприятности ПМ;

· 11-20 баллов – средне-низкая степень благоприятности ПМ;

· 0-10 баллов – незначительная благоприятность ПМ.

Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой квантификации.

Составляется профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих.

Результаты исследования:_________________________________________________

_______________________________________________________________________

Выводы:________________________________________________________________

Рекомендации:

· _______________________________

· ____________________________

Оценка группового руководителя ___________________________________


Наши рекомендации