Понятие «социальная адаптация» в работах зарубежных и отечественных психологов: история и современность.
В данном параграфе нами будут затронуты различные современные взгляды на структуру данного понятия и на то, каково значение данного термина в научных исследованиях настоящего времени, как оно рассматривается в сфере изучения различных наук и как эти сферы пересекаются между собой.
Первым этапом в нашем рассмотрении проблемы социальной адаптации членов субкультур будет обзор исследований зарубежных авторов, который провела и описала в своей работе С.Г. Соломатина [12].
В этой статье она определяет близкое к адаптации понятие «социализация», присутствующее в западной социологии и психологии ещё с середины 20-го века. Так, описывая Западные подходы к пониманию и определению данного феномена она выделяет несколько особо важных для нас моментов [12]:
1. В работах зарубежных специалистов особо выделяется субъкт-субъектный подход, в котором социализация понимается как взаимовлияние социума и индивида, определяющееся способами действия, установками (стереотипы), ценностными ориентациями последнего.
- Из этого мы можем предположить, что изучение способов действия членов субкультуры в конфликтных\трудных ситуациях имеет под собой достаточно весомую теоретическую основу и может быть рассмотрено в рамках наших последующих исследований.
2. Особое место в зарубежной научной литературе занимает психоаналитический подход, а именно – психосоциальная теория Э. Эриксона. Главные её термины-это «социальная идентичность» и «эго-идентичность». Это следует из того, что социализация в корне направлена на то, чтобы человек в процессе её прохождения смог быть эффективно включен в различные социальные системы (формирующих групповую идентичность) и в структуры социальных отношений. [12] Эриксон отмечал, что в процессе социализации к индивиду «применяются», некоторые ожидания, которые он может оправдать или не оправдать, проходя этапы психосоциального развития. Это влияет не только на отношение общества к нему, но и на его собственное представление о своем «Я» («эго-идентичность») и его устойчивость. Формирование данных конструктов является важными механизмами процесса социализации.
- Здесь актуальна идея некой «эго-идентичности» членов общества, которая, судя по всему, является наименее изученной проблемой, включенной в исследования как феномена субкультуры в целом, так и отдельных субкультур (как конструкт, объединения людей со схожим мировоззрением\самоидентичностью). Это подкрепляется тем, что науке объективно известно, что самоидентичность, присуща каждому индивиду, а также исходя из того, до сих пор нет точно определенных структурных элементов данного понятия, т.е. его полное содержание не определено и составляет некую связующую эти две тематики проблему, также важную для изучения в различных смежных с данной терминологией и проблематикой наук.
Отсюда же мы можем вынести идею, что изучение аспектов социальной адаптации членов субкультур может дать более полное представление о психологических факторах, связывающих данных людей в одно сообщество; которые в дальнейшем гипотетически могут быть отнесены к структуре «эго-идентичности», как некоторому индивидуальному конструкту, непосредственно связывающему людей между собой. Это бы расширило поле научных знаний о «самоидентичности» (в связи с субкультурами) и возможности их (знаний) теоретического и практического применения.
3. В работе Соломатиной выделено два направления к пониманию процесса социализации [12]:
а) Социализация через понятие «адаптация», как процесс вхождения личности в социальную среду и её приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам;
б) Социализация как процесс самоактуализации «Я–концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению личности.
-Каждый из них имеет свое отражение в том числе и в отечественных работах. Перенося данную классификацию на наше исследование, трудно сформулировать какое-либо однозначное мнение. Стоит отметить, что в реальной социальной среде имеют место оба подхода и нередко они пересекаются. В научной работе необходимо принимать во внимание их оба.
Переосмысляя работу Соломатиной, мы получаем ещё один компонент научного анализа изучаемого феномена. Так, в ней выделена сама структура, а также расширена проблематика исследования социализации (членов субкультур), которая может быть исследована в последующих работах.
Наконец, наиболее современным исследованием, затрагивающим вопросы социальной адаптации представителей субкультур, является работа Кичмана Д.Н. [5], на которую мы уже ссылались раньше.
Сразу стоит отметить, что автор придерживается довольно специфических взглядов, и по-особому проблематизирует разные явления, процессы, описанные в его работе. Так, он говорит, что социализация, как и адаптация – это постоянно текущий процесс. В самом определении терминов социализации, как процессе становления личности и адаптации, как процессе развития сформированной личности мы можем проследить выделение в них «приближения» целей, ценностных ориентаций и других важных компонентов личностной идентичности к нормам определенной социальной группы. Социальная адаптация как раз и появляется через объединение этих двух терминов и определяется здесь как «специфичный, особый механизм социализации личности» [5], что, однако, четко не определяет её содержание или особенности.
Социальная адаптация здесь рассматривается как некий механизм выживания. Это объясняется тем, что формирующаяся или сформированная личность постоянно находится под влиянием различных средовых процессов, которые способны «выбить её из колеи» или даже подвергнуть опасности, и тогда реализуемые механизмы социальной адаптации позволяют индивиду снова целостно включится в общество и восстановить внутреннее равновесие, чтобы последнее смогло целостно функционировать как общая социальная среда, социальный организм (стр. 8) [5].
Также в своей работе (стр. 8-9) Кичман приводит классификацию типов адаптации по Налчаджяну, который выделяет нормальную, девиантную и патологическую адаптацию, из чего, в соединении с ранее описанными особенностями социальной адаптации, мы можем вынести следующие выводы:
1) Механизмы психологической защиты, как и копинг-стратегии, и способы действия в сложных\конфликтных ситуациях, своим функционированием определяют очень многие процессы, связанные с прохождением индивидом этапа социализации, адаптации как в отдельной социальной группе, так и в обществе в целом;
2) Определение степени выраженности или нормы функционирования данных механизмов необходимо не только для выявления и отнесения стиля адаптации отдельного индивида или отдельной социальной группы к тому или иному виду оной, но и для разработки дальнейших планов и стратегий по работе с ними;
3) Сама специфика характерных для той или иной социальной группы видов адаптации может быть выделена как её (суб)культурная особенность и несомненно расширить знание в области изучения специфики социальной адаптации членов субкультур в целом.
Важный акцент в работе Кичмана Д. Н. (стр. 11-13) на специфику социальной адаптации в юношестве заключается в описании тех особенностей и «нововведений», которые претерпевает личность подростка в этот период. Здесь же формируются первые попытки к восприятию и пониманию других: других людей, других ценностей; попытки найти себя среди множества людей и сообществ.
Однако более острую проблему составляют особенности прохождения подростком данного этапа социализации, описанные Кичманом в восстановительном подходе, и затрагивающие тему трудностей в социальной сфере, распространяющихся затем на всю систему отношений и перерастающих в кризис, который вызван тем, что имеющиеся отношения не охватывают все имеющиеся у человека потребности. Такое кризисное состояние способствует возникновению пессимистических или контркультурных побуждений и мыслей в голове подростка, которые могут впоследствии перерасти в соответствующую деятельность.
Альтернативный тип социально-психологической адаптации заключается в сохранении за индивидом его социальных функций и ролей, но исполнение их за счет противостоящих общепринятым норм и связей. Также подросток, проходящий адаптацию в данном ключе может быть склонен к делинквентному или девиантному поведению, производимому ради удовлетворения своих потребностей. В данной ситуации все участники подобной системы отношений могут быть подвержены угрозам их здоровью.
В рамках нашего исследования такая типология, хоть и дает особую информацию, однако позволяет лишь делать некие предположения относительно причин или истоков проявлений характеристик того или иного типа адаптации у конкретного индивида и не позволяет рассматривать группу в целом.
В итогеданного параграфа, мы можем выделить идею о значимости механизма социальной адаптации в сфере исследования субкультурных явлений; отметить тему социальной и личностной идентичности, красной нитью проходящую через видение субкультур как социальных механизмов. Субкультура влияет на личность, и это влияние может подчеркивать, актуализировать уже имеющиеся личностные особенности, или формировать новый акцент мировоззрения, преобразующийся в субкультуре в оформленную жизненную позицию и взгляды. Важно также то, что субкультура способна предлагать индивиду свою внутреннюю групповую идентичность, как временную альтернативу ещё на до конца сформированной личностной идентичности, что способствует более уверенному прохождению процесса социализации. Однако это довольно неоднозначная ситуация: С одной стороны, это позволяет человеку найти себя в обществе, почувствовать себя включенным в значимый процесс, плюс, это дает больше времени на поиск «себя», то есть неких основ для построения своей позиции и устойчивого видения себя среди других; С другой стороны, когда субкультура служит исключительно возможностью отсрочить личностное самоопределение или когда индивид, находясь в субкультуре, глубоко интегрируется в неё, не взаимодействуя с другими сферами социального окружения, тогда внутригрупповая субкультурная идентичность может затмить значимость формирования личностной самоидентичности и\или полностью с ней интегрироваться, в результате чего индивид при выходе из субкультуры, сформировавшей данную идентичность или при попытках самостоятельно разделить эти два конструкта испытывает трудности при общении в других социальных группах и четком позиционировании личностной независимости.