Структура, функции, виды и основные компоненты социологических исследований.
Структура, функции и виды социологического исследования
Социология, как и всякая наука, имеет как свой научный (академический), так и практический характер, пользуется как методами теоретического анализа, так и методами эмпирического исследования. В свою очередь, каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями, например, в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д.
Эмпирическое социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об исследуемом социальном объекте. В зависимости от глубины и целей исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.
В ходе разведывательного исследования уточняются цели, задачи и гипотезы, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации.
В описательном исследовании осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.
Аналитическое исследование является самым сложным и углубленным видом социологического исследования. Его подготовка – достаточно ответственная операция, требующая тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.
Функции социологического исследовании:
• изучение реального состояния социальных явлений и процессов;
• определение факторов, воздействующих на их изменение;
• выявление ведущих тенденций развития общественных отношений, а также помощь в нахождении оптимальных путей их совершенствования;
• помощь в оценивании эффективности претворения управленческих решений в жизнь;
• анализ и обобщение социального опыта, прогнозирование социальных ситуаций;
• изучение социальных противоречий и помощь в выработке практических рекомендаций по преодолению недостатков социальной практики.
Различают четыре этапа осуществления социологического исследования.
1. Подготовительный этап. Включает в себя определение (вместе с заказчиком) темы, целей и задач исследования, проведение пилотажного исследования и подготовки программы исследования, определение генеральной и выборочной совокупности, разработку и тиражирование инструментария, формирование исследовательской группы, определение сметы исследования и графика работ, соответствующую организационную и материально-техническую подготовку.
Важнейшим моментом подготовительного этапа исследования является разработка программы социологического исследования, включающей в себя два основных раздела:
• теоретико-методологический (определение задач, целей, объекта и предмета исследования, описание проблемной ситуации, формулировка гипотез, интерпретация и операционализация понятий, обоснование выборки);
• процедурно-методический (характеристика эмпирических методов сбора первичной социологической информации, разработка инструментария и методики его использования, определение методов количественной и качественной обработки полученных данных, определение плана исследования и графика работ).
2. Полевой этап. Включает сбора первичной социологической информации с помощью процедур, методов и инструментария, определенных программой исследования.
3. Этап подготовки и обработки первичной информации. Включает проверку и в подготовку для обработки на ЭВМ собранные на этапе полевых исследований материалов, после чего осуществляется сам процесс обработки и получение различных зависимостей.
4. Заключительный этап. Включает обобщение данных, их объяснение и истолкование, получение практических выводов и рекомендаций. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговые документы зависят от глубины исследования и интересов заказчика. Основным заключительным документом социологического исследования является научный отчет. В него входят:
• программа исследования;
• характеристика респондентов;
• представление и анализ полученных данных;
• теоретические обобщения и выводы;
• приложения (графики, таблицы, схемы, диаграммы).