Человек как биосоциальная система, социокультурные ценности телесности.

Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств.

Все, что связано со строением человеческого тела и его функционированием (обменом веществ, продолжением рода, принципом самосохранения и борьбой за существование), является выражением природной характеристики человека. Его инстинктивные акты, некоторые чувства и настроения (злость, агрессивность, эмоции и т.д.), волевые качества и черты характера, свойства памяти и задатки – все это есть выражение его биологической природы, определяемой генетическим материалом.

Социальные же качества человека, такие как дружба или вражда, любовь или ненависть, патриотизм или космополитизм и т.д., обусловливаются совместным коллективным существованием людей.

Личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

Но понятие личности нуждается в уточнении, так как оно может быть применено:

·

· к определенному человеку, подчеркивая его индивидуальность (например, личность дяди Васи);

· для обозначения социального типа личности (личность руководителя, учителя, инженера, врача, преступника).

Кэтому следует добавить, что человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития, социализации, обретения сущностных родовых качеств сохраняет особенности природного существа.

Личность, таким образом, является биосоциальной системой, выступающей одновременно в роли и человека как члена общества, и человека как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды.

ТЕЛЕСНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН - преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее опр. социокультурные функции.

Включение "человека телесного" в социокультурное пространство влечет за собой существ, последствия для его тела, превращающегося из биол. феномена в явление социокультурное, приобретающего, в дополнение к своим природно заданным атрибутам, свойства и характеристики, порожденные социальными и культурными воздействиями.

Наиболее явственным этот факт становится при сравнит, анализе последствий тех влияний, к-рые оказывают на человеч. тело разл. по своему характеру системы социальных отношений, культурных ценностей, субкультурных ориентации и т.д. Означивание тела и отношение к нему, его оценка и использование, характер контроля и ограничений в отношении разл. соматич. проявлений, особенности отражения "человека телесного" в разл. филос., религ. учениях, в искусстве, образоват. концепциях, с одной стороны, и в обыденных представлениях людей, с другой - все это своего рода "производные" от особенностей социокультурных структур, от динамики и направленности их изменений.

Включенный в социокультурное пространство, "человек телесный" оказывается под воздействием множества социальных факторов,объективно воздействующих на его тело, на всю его природно-данную основу (нередко вопреки его воле и желанию), делаетвыбор своего "телесного поведения",осознает характер разнообр. социальных влияний на тело, выбирает системы"защиты" от них или, напротив, ихкультивирование, кончая целенаправленнымформированием своего физич. имиджа в соответствии со сложившимися нормами, традициями или же вопреки им. Т. человека подвергается объективным интенсивным воздействиям: экологич. факторов; особенностей образа жизни, социально-экон. уклада отд. социальных групп; социальных институтов. Формируетсяобраз "человека телесного" в структуре обыденных представлений и специализированного знания (Т. как особый объект отражения, представлений о ее границах и атрибутах; ценностный "ранг" проблем, связанных с телом, в системах ценностей об-ва, группы, индивида; смысловая, знаковая, символич. интерпретация Т.; функциональные трактовки Т.: целерац. и ценностно-ориентированный подходы).

Возникая на пересечении природного и социокультурного, модифицированная человеч. Т. объединяет и материализованные, объективированные последствия этого "пересечения" (напр., эффект "дряблых мышц" в результате социально обусловленной гиподинамии), и те качества - "знаки" тела, или интегральные сверхчувств. качества Т., к-рыми сам объект не обладает, но к-рые приданы ему сооб-вом (напр., символизация посредством тела).

Встроенное в многомерное пространство бытия, функционируя внутри разных его подсистем, востребованное на разных его "этажах", тело человека также обретает разные уровни бытия. На каждом из них, "подчиняясь" соответствующим законам (природы, общества, культуры), находясь во взаимосвязи и взаимодействии с др. элементами соответствующей системы (природными факторами, социальными институтами, культурными нормами), тело всякий раз модифицируется и предстает не в одной, а в трех своих ипостасях, к-рые могут быть обозначены как"природное тело", "социальное тело" и "культурное тело".

Под "природным телом" понимается биол. тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма.

"Социальное тело" - рез-т взаимодействия естественно-данного человеч. организма (природного тела) с социальной средой: с одной стороны, это проявление его объективных, спонтанных влияний, стимулирующих реактивные и адаптивные "ответы" тела; с другой, оно производно отцеленаправленных воздействий на него, от сознат. адаптации к целям социального функционирования, инструмент, использования в разл. видах деятельности.

"Культурное тело" - продукткультуросообразного формирования и использования телесного начала человека. "Культурное тело" как бы "снимает" характеристики двух других уровней телесного бытия; оно является своего рода квинтэссенцией, завершением процесса перехода от "безличных", природно-телесных предпосылок к собственно человеческому, не только социально-функциональному, но иличностному бытию телесности.

Важным аспектом рассмотрения Т. как феномена обществ, жизни является анализинструментальных и терминальных ценностей тела, т.е. его понимание как инструмента для реализации внетелесных ценностей или же какценности самой по себе. Разделение на эти группы ценностей не носит абсолютного характера: одна и та же ценность для разных людей и в разных ситуациях может иметь разное значение и смысл. Наиболее яркое выражение инструмент, ценность Т. приобретает в проф. видах деятельности (производств., военной, спортивной, в пластич. искусствах и др.).

Даже самые, казалось бы, естеств. телесно-двигат. характеристики на деле являются своего рода "артефактами", "производными" от соционормативных структур, что показано в работах, посвященных проблемам "языка тела", символич. значений, придаваемых отд. частям, положениям тела, его кинетике. "Идеальные положения...также отвечают стилю какого-то времени, как и одежда, танцы, музыка, стихосложение, живопись и архитектура" (Гаульхофер и др.).

Равно и самые элементарные виды моторной деятельности, как показывают исследования (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, Р. Бердуистел, Мосс и Др.), есть нечто большее, чем простая совокупность органич. процессов; они несут на себе отпечаток особенностей пребывания человека в той или иной социальной системе.

Социокультурная зависимость тела наглядно проявляет себя при сопоставлении таких существенных для соматич. поведения нормативов, как понятие стыдного и нестыдного, допустимого и недопустимого, красивого и некрасивого, складывающихся в разл. социокультурных системах. Эти нормы имеют и явный социально-дифференцирующий смысл, обозначая принадлежность индивида к опр. социальной группе, ее дистанцированность (противопоставленность) другим и т.п. (П.Бурдье, М.Фитерстоун и др.).

Практически все подсистемы социума в той или иной мере сопричастны к становлению социокультурного тела - наука и технология, экономика и политика, образование и сфера реакреации, искусство и религия. Высокая степень зависимости "человека телесного" от социокультурной среды находит отражение в терминологии, характерной для сегодняшней социоантропол. лит-ры, насыщенной такими понятиями, как "медикализованное" тело, "технологизированное" тело, "социально-дисциплинированное" тело, "исчезающее естеств." тело, тело "потребит, культуры" и даже "паникующее" под натиском цивилизации тело.

12.Кризис как стадия развития социальных систем: признаки, типология, пути преодоления.

Социальный кризис - это противоречия в социальной и экономической системе, которое угрожает жизнеустойчивости в окружающей среде. Социальный кризис может подразумеваться, как виток в развитии социальной и экономической системы, необходимый для предотвращения напряженных ситуаций и неравновесия: при возникновении ситуаций, когда механизмы, взаимодействующие на принятую систему регуляции,

не способны изменить отрицательные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающиеся в институциональных форм, определяющие режим накопления материального достатка. Результатом социального кризиса является нежизнеспособность закономерностей.

Социальный кризис прослеживается по факторам проявления. По этому показателю можно выявить противоречия в системе, определить параметры функционирования, показывающие наличие разбалансированности. Симптомы социального кризиса – это показатель приближающейся проблемы. Он показывает слабые, наиболее уязвимые стороны в функционировании системы.
Социальный кризис является историческим взаимодействием предопределенного развертывания, при котором выстраиваются комбинации социального фактора в ограничительную структуру. Нормативность социального кризиса представляет собой результат деятельности структуры, которая должна опережать реакцию иных структур, тем самым их подавлять. Социальный кризис всегда приходит к логическому завершению, при котором возможность действий «подавленной» стороны неизбежно попадает в «абсолютную» зависимость от поддержания необходимых условий «комфортности». Итог кризиса один и тот же: необратимые изменения вторичных качеств у социальных агентов, претерпевающих кризис. Выход из кризиса возможен в том случае, когда стороны разделяются на две и более структуры и заменяют подавленные качества.
Основа социального кризиса – это выбывание функционирующего социального агента, подверженного кризису. При этом социальный кризис все равно будет назревать и реализуется. В дальнейшем кризис будет длиться какой-то промежуток времени. На этом промежутке будут реально ощущаться его последствия. Опасность криза сохраняется на протяжении как короткого, так и продолжительного периода. Итогом этих процессов является то, что «подчиняющая» группа не оставляет права выбора «подчиненной» группе.
Социальные кризисы разнообразны. Они отличаются по масштабам и распространенности. Но единственное их сходство состоит в том, что они оказывают огромное влияние на обширные социальные слои.
Любые фазы развития человека, традиции и уклад жизни, религия и сознание – способны претерпевать социальный кризис. Смысловая нагрузка кризиса заключается в том, что не важно, к чему и кем он прилагается, а в том, какие изменения социальных характеристик он несет. Чем сильнее эти изменения, тем сильнее степень влияния кризиса. Например, в обществе существует некий запрет. Подчиниться ему можно следуя нормам закона, либо путем насильственного подчинения. К таким кризисам можно отнести: установление над государством внешнего управление, завоевания территории государства противником, банкротство, разоблачение ложного учения.
На пустом месте развитие кризиса невозможно. Этому предшествует развитие кризисного «фона». Для кризисного «порыва» должна сложиться такая ситуация, при которой «подчиняющиеся» структуры будут иметь относительное преимущество над «подчиняющими».
Назреванию кризиса предшествует возникновение предкризисной ситуации. Социальный кризис является необратимым процессом, который с максимальной скоростью способен распространиться на доступное историческое пространство. Основой смысловых оценок, следовательно, будет не количество охваченной территории или периода, а качество «подчиняющихся» структур. Например, из-за отсутствия собственной активности, одна из структур будет входить в кризис, используя цели деятельности другой, тем самым она начнет переживать кризис приспособления. Итогом кризиса станет невозможность самостоятельно действовать в каком-либо взаимодействии. Структура не способна будет найти свой собственный исторический образ жизни. Такими примерами являются: хозяйственная разруха, и поражение в войне.
Кризис подается оценке востребованности некими структурами социального развития. Послекризисная ситуация общества приносит выгоду организаторам и участникам, но их нельзя рассматривать как «потребителей» складывающейся ситуации. Возможность назревающего социального кризиса нельзя остановить, рассматривая его участников и следуя их цели. На первый план выступает понятие социального «пространства». В нем должны развиваться такие условия, которые подталкивают социальных агентов к нестабильным взаимодействиям. Стремление окончить бессмысленные процессы, дает начало развитию кризиса.
Исторический анализ социального кризиса заключается в том, что социальное развитие не происходит без нарушений. Многие историки рассматривают кризис, как свершившийся факт и не уделяют должного внимания предшествующим событиям, которые привели к возникновению кризиса.
Таким образом, в широком смысле слова понятие«социальный кризис» рассматривается как, всякий кризис, который связанный с развитием общества. В более узком понимании – это понятие связано с разграничением сфер жизни общества.
В прямом смысле слова кризис надо понимать, как нарушения работы функционирования общества и государства в целом. При высокой активности недовольных масс людей, кризис способен перерасти в гражданскую войну. Поскольку экономическая сфера в государстве является решающей, то причина социального кризиса находиться именно в ней. В здоровой экономике социальные трудности переживаются безболезненно, но они могут быть усилены начавшимися стихийными бедствиями, войнами, ошибками правительства.
Причина социального кризиса в капиталистическом обществе заключается в нарастании разрушительности экономических кризисов, которые подрывающих устои всех сфер деятельности общества и начинающих угрожать самому существованию людей.
В частности, нарастание кризисных ситуаций происходит при существовании стихийного рыночного регулирования экономики. Показателями деятельности отрасли, является полученная прибыль от продаж. При прекращении продаж, происходит накапливания товаров и прекращается товарооборот. Из такой отрасли изымается капитал, и она прекращает свою деятельность, приводя к остановке другие взаимосвязанные с ней отраслей. При таких условиях возникает экономический кризис.
Рост обобществления производства позволяет все глубже проникнуть кризису в сферы экономики. Конкуренция и погоня за прибылью приводит к выпуску большому количеству товаров по более низким ценам и внедрению новых технологий. Все это способствует специализации производства, дальнейшему разделению труда и кооперации возросшего числа отраслей. Все эти показатели превращают хозяйство в структуру взаимозависимых отраслей, тем самым повышая уровень обобществления. Чем выше этот уровень, тем больше отраслей затрагивает кризис. Рано или поздно он достигает верхней планки, при которой закрывается производство, происходит увольнение работников, ухудшается уровень жизни населения. Наряду с этим, растут противоречия внутри общества, появляется недоверие к власти, повышается рост преступности. Как следствие, возникает социальный кризис.
Такая кризисная ситуация сложилась в первые десятилетия XX века и достигла своей кульминации в экономическом кризисе мирового масштаба 1929-1933 годах. В эти годы, в результате экономического кризиса, в Америке разразился острый социальный кризис. Поэтому, президентом Рузвельтом, были проведены первые реформы, изменившие общественное устройство. Смысл реформ заключался в том, что государство начало вмешательство в экономику с целью регулирования, стала проводиться социальная политика, направленная на создание достойного образ жизни своих граждан. Меры этих реформ должны быть направлены на предотвращение экономического краха и создание условий для высокообобществленного производства, а также предотвращение народных волнений и забастовок.
Аналогичные методы использовались рядом стран после окончания второй мировой войны. Такая политика привела к тому, что до середины 70-х годов серьезных экономических кризисов не происходило. Появление мощного государственного сектора, взаимодействующего с частным, привело к использованию эффективных мер регулирования экономики. Весомая часть ВНП стала распределяться через государство. Доля государственных расходов в ВНП В США и Японии достигает 30-40%, в Англии и Франции она превышает 50%.
Государство превратилось из наблюдателя в умелого регулятора экономических процессов. Это привело к изменениям в общественном устройстве, которое позволяет исключить возможность возникновения экономических кризисов и снизить тенденцию к экономическому спаду. Таким образом, была ликвидирована причина социального кризиса
Проведение государством социальной политики играет важную роль в предотвращении последствий кризиса. Целью государственной социальной политики является целенаправленная деятельность государства, направленная на ослабление дифференциации доходов, предотвращение социальных конфликтов и снижение противоречий между участниками рыночной экономики. С помощью государственной социальной политики реализуется принцип социальной справедливости, который подразумевает создание системы социальных гарантий, выравнивание благосостояния граждан.
Государственная социальная политика включает в себя комплекс социально-экономических мер, направленных на защиту населения и реализацию конституционных прав граждан.
На этапе преодоления социального кризиса разрабатывается целостная и единая социальная система, которая рассчитана на поддержку населения и восстановления доверия к государственной власти. Социальная политика разрабатывается на долгосрочный, ориентированный на длительную перспективу период. Поэтому главной задачей является разработка эффективной и перспективной модели социально-экономического устройства общества.
Первоочередной целью социальной политики выделяют ликвидацию и дальнейшее предотвращение задолженности по заработной плате, пособий и пенсий; установление порядка определения величины прожиточного минимума; повышение государственных гарантий для социально беззащитных слоев населения, реформирование налоговой системы.
Социальная политика должна быть ориентирована на экономическое стимулирование граждан, создание условий, при которых проявятся личные качества способности человека. Реализация планов социальной политики требует изменения в общественном сознании населения, сложившихся ценностей и многолетних стереотипов.
Таким образом, разработка стратегии социальной политики государства является одним из первоочередных вопросов, без разрешения которого невозможно достичь благополучия общества. Социальная сфера не должна оказаться без внимания и финансирования. Особенно это важно в условиях переходной экономики, так как затруднено решение социальных вопросов в ходе проводимых реформ, и интересы граждан оттесняются на второй план. История уже не раз приводила примеры, к чему может привести такое пренебрежение интересами граждан.

13.Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе.

.Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, опредмеченных в материальных носителях и передаваемых будущим поколениям. Культура имеет множество значений.

ü Культура как сфера общественной жизни, получившая институциональное закрепление.

ü Культура как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная и массовая, народная, культура социальных общностей, и др.).

ü Культура как мера овладения духовными достижениями человечества. [8]

2. Структура культуры. Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

ü Язык – это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

ü Традиция – это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

ü Социальная норма – это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

ü Ценность – это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности[9]. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Другой способ анализа структуры культуры связан с выделением материальной и духовной культуры.

ü Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др.

ü Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство.

Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура.

ü Доминирующая культура- это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

ü Субкультура – это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей[10]

Социологами отмечается существование также девиантных и делинквентных субкультур, вырабатывающих такие системы ценностей, и нормы поведения, которые в доминирующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в определенных социальных условиях и для некоторых социальных групп представляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей. В контексте такой субкультуры происходит социализация личности, осуществляющая, при этом, передачу девиантных нравов. Специфическим образом, эти нравы компенсируют индивидам и социальным группам их неудачу в большом обществе[11].

ü Под контркультурой[12] понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта.

Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

Наши рекомендации