Социология как наука, её объект, предмет и метод.
Социология как наука, её объект, предмет и метод.
Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.
Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.
Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.
И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученыйМ.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.
Общество − объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. В общем виде − объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В социологии − это та объективная и субъективная реальность, которая нас окружает.
Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.
Предметом социологии является социальное − как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества.
В широком смысле «социальное» − все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком − особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.
Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.
Также социология изучает различные социальные системы и структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусловленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности.
Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно или опосредовано.
Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:
•в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;
•каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.
Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).
Важнейшие подсистемы общества.
Экономическая подсистема.
Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни, включая совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю;в узком — как народное хозяйство какой-то страны или отдельной его отрасли — экономику промышленности, экономику сельского хозяйства и т.п. Экономика имеет и глобальное измерение, учитывающее все мирохозяйственные связи, разделение труда, мировую торговлю.
Ядром экономики следует признатьматериальное производство - это сфера, в которой создается совокупный общественный продукт и национальный доход.
К раскрытию действительной роли материального производства и трудовой деятельности в жизни общества наука пришла не сразу. Первыми попытками дать анализ буржуазного общества былимонетаристская и меркантилистская теории,исходившие из товарного обращения, из денег, усматривая в них источник прибыли. Следующая стадия развития политической экономии —мануфактурная,иликоммерческая, теория. Еепредставители переносили источник богатства в коммерческий и мануфактурный труд. Хотя сама мануфактурная и коммерческая деятельность понималась ими в ограниченной форме (только как производящая деньги), это был один из важных этапов развития экономической науки.Физиократические теории(Тюрго, Кене) полагали, что создает богатства определенный вид труда, а именно — труд земледельческий.
Вершиной развития буржуазной политической экономии были системы Адама Смита и Давида Рикардо.Огромный прогресс их теорий в сравнении с предыдущими состоял в том, что они в качестве источника богатства рассматривали не какой-то определенный вид труда, а труд вообще. Однако эти классики политической экономии не были последовательными и не дошли до понимания абстрактного труда независимо от его конкретных форм, не дали анализа прибавочной стоимости. Это сделали Маркс и Энгельс.
Как это очевидно, экономическая мысль шла от единичного к общему и от него к всеобщему, от раскрытия специфических разновидностей труда (мануфактурного, земледельческого и т.п.) к труду вообще, т.е. общечеловеческому абстрактному труду.
Социальная подсистема.
Терминсоциальность(от лат.socialis) означает общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также термины«социум»— общее, совместное и«социетальный»— относящийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общественных групп и слоев населения.Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный».
В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума — семейно-родственные, национально-этнические, территориально - поселенческие сообщества.Сюда же входят проблемы структурирования общества, или его деления на группы по различным социальным признакам — классовым, профессиональным, демографическим и т.п.
Существует не только социально-групповой, но и институциональный срез социума. Социальными институтами называют организации, учреждения, образования и т.п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения.
В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие названиеисторические общности.Исторически первыми были родо-племенные общности, основанные на кровнородственных связях. Вместе с ними возникают первые формысемьи и брака, прошедшие большой путь развития: от кровнородственной, групповой, семьи к парной и, наконец, к моногамной семье - наиболее распространенному типу семейно-брачных отношений. Разновидностью моногамной семьи является так называемая нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей. На социальном микроуровне семья оказалась наиболее устойчивой общностью несмотря на многочисленные попытки разрушить ее, заменив «свободным сожительством». На социальном макроуровне современного общества наиболее устойчивой исторической общностью следует признатьнации.
В первобытно-общинном строе доминировали родовые отношения, базирующиеся на кровных связях. Носителями родовых отношений былиплемена,из которых впоследствии образовалисьнародности инароды.Нации начали формироваться только в период становления буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в XVII веке, когда на базе растущего товарного обращения и концентрации местных рынков возник всероссийский рынок.
Нация - историческую общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка и спецификой духовной культуры и психологического характера. Было бы неправильно рассматривать нацию как чисто природное, биологическое образование. Нация прежде всего продукт развития социальных отношений и связей, характерных для эпохи капитализма. Но каждая нация имеет глубокие корни, уходящие в глубь ее истории. Психологические черты и другие особенности русской нации стали складываться не в XVII веке, а на несколько веков раньше. В них отразились как особенности исторической судьбы, так и природно-географические условия жизни наших предков.
Социальные классы.Первобытно-общинный строй просуществовал не менее миллиона лет. Ему был присущ крайне медленный темп социальных изменений. Тем не менее, примерно 7—8 тысяч лет назад этот строй подошел к важнейшему рубежу — возникновению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную (общинную и родовую) собственность и привела к возникновению классов, или социальных групп с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. Сначала отделились скотоводческие племена от той массы племен, которые продолжали заниматься охотой, рыболовством, собиранием диких плодов и кореньев. Затем ремесло отделилось от возникшего регулярного земледелия, наконец, торговля превратилась в самостоятельный вид деятельности, и сформировался класс торговцев, первая в истории человечества социальная группа, которая хотя ничего не производила, но осуществляла ставшую общественно необходимой коммуникативную функцию обмена произведенными продуктами.
Существование классов и классовой борьбы было известно уже античным философам и историкам.
Классики английской политической экономии раскрыли экономическую анатомию социальных классов, а французские историки времен реставрации (первая половина XIX века) усматривали в борьбе классов ключ к пониманию всей французской истории. Они считали эту борьбу естественным явлением в жизни любого общества, причину возникновения классов находили в насилии приведшем к порабощению слабых сильными.
Еще с античных времен и до наших дней бытует так называемая органическая теория общества, с точки зрения которой существование классов так же необходимо, как наличие органов, выполняющих целенаправленные функции в живом организме.
Принципиально иным был подход к решению этой проблемы у основоположников марксизма. Существование классов связано с определенными историческими фазами в развитии производства. Никакое насилие не могло бы привести к возникновению классов, пока не сформировались необходимые материальные предпосылки для их появления, а именно возросший уровень развития производительности труда. Исходяиз этих предпосылок, Ленин дает следующее определение понятия классов:«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
В докапиталистических классовых обществах существовали также сословия — социальные группы, пользующиеся особыми. правами и имеющие обязанности, которые были закреплены в обычаях или законах. В России до 1917 г. имелись сословия дворян, купцов, мещан, селян. Купцы делились на гильдии, или степени, которые отличались правами и платимыми пошлинами. Свои градации были и в других сословиях.
Любой социальный класс неоднороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими условиями существования и функционирования соответствующего класса.
Конкретизированное понятие социальной группы определяется как некое коллективное единство, направленное на выполнение общего дела, выражающее себя через определенное поведение и стремящееся к известному равновесию, в котором центростремительные силы преобладаютнад центробежными.
Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дается втеории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких же признаков следует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п.
Деление общества на страты можно производить по одному из вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно которой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак как место социальных групп в системе общественного производства и их отношения к собственности на средства производства, что, с точки зрения марксизма, является главным классообразующим признаком.
Различные социологи называют разное число страт, или классов: от двух до десяти и выше. Если страт названо много, то они нумеруются или разбиваются на три группы: высшие, средние и низшие.
Характерной чертой общества, разделенного на страты, является социальная мобильность,которая подразделяется на горизонтальную и вертикальную.Горизонтальная мобильность —это перемещение людей внутри одного и того же слоя, например, перемена места работы по той же самой специальности при сохранении примерно такого же заработка. Наибольший интерес представляетвертикальная мобильность —перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот.
Часть западных социологов полагает, что западное общество как общество «открытое» характеризуется высокой вертикальной мобильностью, причем мобильностью, повышающей статус людей. В нем имеются равные возможности на старте, и каждый имеет шансы стать миллионером. Называют «социальные лифты»,при помощи которых можно подняться наверх.Обычно говорят о шести таких лифтах:
1. экономика, сфера бизнеса;
2. политика;
3. армия, военная служба;
4. церковь (и здесь есть шансы пробиться в высшую церковную иерархию);
5. наука (это наименее благодарное и весьма трудоемкое поприще);
6. брак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды).
Таким образом, общество уподобляется большому дому с множеством лифтов, поднимающих люде и главным образом в верхние этажи. Приводится сравнение общества с автобусом, где страты — это места, на которых попеременно сидят пассажиры. Однако серьезные социологи не подтверждают тезиса о высокой мобильности повышения в западном обществе. Английский исследователь Т. Боттомор считает, что важная особенность социальной мобильности заключается в том, что она в основном имеет место между общественными слоями, близкими друг к другу, например, между высшими прослойками рабочего класса и низшими прослойками среднего класса. Перемещение рабочего в высший класс носит в любом обществе, и особенно в Англии, ограниченный характер. Анализ состава высших чиновников государственной службы говорит, что лишь около 3 % происходит из среды рабочего класса. Опираясь на эти факты, ученый констатирует, что «Англия все еще весьма далека от достижения равенства возможностей в получении образования» и в целом остается «жестким иерархическим обществом», в котором «выбиваются в люди» лишь единицы.
Политическая подсистема.
Политикав самом широком смысле означаетсознательно проводимую линию поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам.Под социальным субъектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство.
Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: экономическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, национальная, международная политика и т.д. Политика может быть адресована не только другим социальным субъектам, но также и объектам. Например, экологическая политика — осознанно проводимая линия поведения государств и, в конечном счете, всего мирового содружества по отношению к окружающей природе.
Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает политика в собственном смысле этого слова. Этолиния поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государственной власти.Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государство. Античные греки под политикой разумели прежде всего умение управлять государством.
Политические отношения в своей совокупности образуютполитическую подсистему общества.В нее входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства).
Государствоесть механизм политического управления всем обществом, и в этом смысле оно представляет все общество в целом. Системное устройство общества предполагает приоритет целого над частью. В противном случае обществу и государству, его представляющему, угрожает нестабильность и развал. Тотальность, целостность как жизненно необходимое качество государства не надо путать с тоталитаризмом как особым видом политического режима.
В классовом обществе политическая организация носит классовый характер. Поэтому государство в таком обществе неизбежно является организацией политического господства того класса, который владеет основными средствами производства. Это господство может выступать как откровенная или закамуфлированная диктатура. Трудно, например, спорить против того, что рабовладельческое государство при любой форме правления и любом политическом режиме было чрезвычайно жесткой диктатурой класса рабовладельцев в отношении всего несвободного населения. Раб был не просто негражданином, а людским скотом.
Огромным историческим прогрессом явилась демократия, родившаяся в результате буржуазных революций. Она провозгласила юридическое равноправие всех граждан, политический плюрализм, свободу слова и многое другое. Эта демократия сохраняет известные условия для легальной политической деятельности оппозиции. Однако ценность такой демократии в историческом масштабе относительна. Существуют вполне определенные и довольно жесткие пределы ее функционирования. Об этом красноречиво свидетельствует исторический опыт, в том числе опыт истекающего столетия. Как только развитие политических событий начинает всерьез угрожать господству буржуазии, последняя без колебаний идет на смену одной формы классового господства к другой, от демократии мгновенно переходит к террористической диктатуре.
Современное государство наделено внутренними и внешними функциями. Внутренние функциисводятся к сохранению общественного порядка и существующей системы социальных отношений, в первую очередь отношений экономических. К числу внутренних функций принадлежит функция экономическая: общее регулирование имущественных отношений, а также в определенных пределах — общественного производства. Те или иные формы экономического планирования и прогнозирования народного хозяйства имеются во всех развитых странах современного мира, а также в межгосударственных экономических союзах. Современные государства осуществляют социальную функцию, включающую помощь безработным и малоимущим, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, экологические мероприятия и т.п.
Внешняя функциягосударства сводится к обороне страны и к защите ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами, а также в проведении геополитики, которая сводится к расширению «жизненного пространства», улучшению стратегических позиций и географического положения, обеспечению доступа к источникам сырья и энергии.
В систему политических отношений общества входит также право —совокупность социальных норм и отношений, на страже которых стоит государство и входящие в него правоохранительные органы.Право не может существовать без особого аппарата, призванного принуждать людей к соблюдению установленных государством юридических норм.
Духовная подсистема.
Человек — единственное существо на земле, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Человек не просто воспринимает окружающий мир при помощи органов чувств, он способен мыслить логически, постигая все сущее по меркам истины, справедливости и красоты. Без мыслящего человека не может быть духовного производства, науки, искусства, религий. Однако было бы неправильно сводить духовную жизнь общества общественное сознание к механической сумме сознания отдельных индивидов.
Отношение между индивидуальным и общественным сознанием является сложнейшей проблемой, не имеющей однозначного решения. С точки зрения объективных идеалистов, например Платона или Гегеля, первичным и объективным является сверхчеловеческое божественное сознание, которое порождает природу, общество и самого человека с его индивидуальным сознанием. И это последнее — лишь слабый отблеск абсолютных в своей полноте и истинности божественных идей. В сущности то же самое проповедует религия.
Иной позиции придерживаются материалисты. Они убеждены, что любые формы познания порождаются человеческим мозгом и в них отражается объективная реальность. Маркс и Энгельс утверждали, что общественное сознание является порождением и отражением общественного бытия иди совокупности материальных общественных отношений. Общественное бытие первично, оно определяет общественное сознание. Но это не пассивное, зеркальное отражение. Общественное сознание активно воздействует на породившее его общественное бытие, обладает относительной самостоятельностью и собственной спецификой, которую невозможно непосредственно вывести из каких-то свойств общественного бытия.
В общественном сознании обобщается все типичное, существенное из того, что находится в сознании индивидов. Индивидуальное и общественное сознание не могут существовать друг без друга, но они и не тождественны друг другу. В индивидуальном сознании кроме общезначимого много сугубо личного, интимного, неповторимого, и в этом отношении оно богаче общественного. Но с другой стороны, общественное сознание настолько богато содержанием, насыщено таким объемом информации, что оно просто не может «поместиться» в сознании отдельного, пусть самого гениального и обладающего феноменальной памятью человека. Индивидуальный тезарус — набор известных человеку понятий (понятийный аппарат) и соответствующий словарный запас (лексикон) намного уступает общественному тезарусу и лексикону, зафиксированным в энциклопедиях и толковых словарях.
«Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко обходилась тридцатью». «Людоедка Эллочка», изображенная Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев», — это, конечно, сатирическое преувеличение, но оно метко и характеризует интеллектуальную и лексическую нищету, типичную для определенного рода личностей.
Общественное сознание не существует без своего материального носителя, в качестве которого могут выступать знаковые системы, вещественные компоненты произведений искусства, техника и т. п.
В известном смысле общественное сознание существует независимо от индивидуального сознания, вернее, от сознания каждого отдельно взятого человека. В то же время формы общественного сознания должны восприниматься и пониматься индивидами, группами людей, а в конечном счете, большинством человечества.
Уровни общественного сознания.Общественное сознание представляет собой сложное системное образование, включающее различные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, общественное сознание может делиться на виды по различным основаниям.
-Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отражения объективного мира, включая общественное бытие, то общественное сознание делится на так называемоеобыденное и теоретическое.
Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего — житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл не помогает там, где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требуется теоретическое сознание — глубинный системный анализ, проникновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку и не науку вообще, а специализированное научное знание.
Общественное сознание включает не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами общественного сознания. К их числу относят:
1. политическое,
2. правовое,
3. моральное,
4. эстетическое,
5. религиозное,
6. философское.
Каждая из названных форм является особым видом духовного производства. Они отличаются друг от другапо предмету и способам отражения действительности,а также по присущим имсоциальным функциям.
Политическая и правовая формы сознания, отражая политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального организма. Нравственное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и социальную реальность, а особый — аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса и вследствии этого обладают наибольшей степенью относительной самостоятельности в своем функционировании и развитии.
Каждая из форм общественного сознания имеет два уровня: социально-психологический и идеологический. Следует также учитывать взаимодействие и взаимопроникаемость различных форм общественного сознания.
ИЗМЕРЕНИЕ СТРАТИФИКАЦИИ
Представим себе социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала.
Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер — начальник, рабочий — подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.
Любопытный факт
У аланов деформация черепа служила верным показателем социальной дифференциации общества: у вождей племен, старейшин родов и жречества он был вытянутым.
Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации. У неечетыре измерительных линейки, или осикоординат. Все онирасположены вертикально и рядом друг с другом:
• доход,
• власть,
• образование,
• престиж.
Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.
На оси координат мы откладываем равные промежутки, например, до 5000 долл., от 5001 до 10000 долл., от 10001 до 15000 долл. и т.д. до 75000 долл. и выше.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.
Скажем, начальная школа означает 4 года, неполная средняя — 9 лет, полная средняя — 11, колледж — 4 года, университет — 5 лет, аспирантура — 3 года, докторантура — 3 года. Таким образом, профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и восьми.
власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть — возможность
Рис. Четыре измерения социальной стратификации. Люди, занимающие одинаковые позиции по всем измерениям, составляют одну страту (на рисунке дан пример одной из страт).
навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).
Решения президента России распространяются на 150 млн. человек (выполняются ли они — другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения бригадира — на 7 — 10 человек. Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель.
Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
С 1947 г. Национальный центр изучения общественного мнения США периодически проводит опрос рядовых американцев, отобранных в общенациональную выборку, с целью определить общественный престиж различных профессий. Респондентов просят оценить каждую из 90 профессий (видов занятий) по 5-пунктовой шкале: превосходное (лучше всех),
Примечание: шкала имеет от 100 (высшая оценка) до 1 (низшая оценка) балла. Второй столбец "баллы" показывает среднюю оценку, полученную данным видом занятий по выборке.
хорошее, среднее, чуть хуже среднего, самое плохое занятие. II список попали практически все занятия от верховного судьи, министра и врача до сантехника и дворника. Рассчитав среднее по каждому занятию, социологи в баллах получили общественную оценку престижности каждого вида труда. Выстроив их в иерархическом порядке от самой уважаемой до самой непрестижной, они получили рейтинг, или шкалу профессионального престижа. К сожалению, в нашей стране периодических репрезентативных опросов населения о профессиональном престиже никогда не проводилось. Поэтому придется пользоваться американскими данными (см. табл.).
Сравнение данных за разные годы (1949, 1964, 1972, 1982) показывает устойчивость шкалы престижа. Наибольшим, средним и наименьшим престижем в эти годы пользовались одни и те же виды занятий. Юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер получали неизменно высокие оценки. Их положение на шкале менялось незначительно: врач в 1964 г. стоял на втором месте, а в 1982 — на первом, министр соответственно занимал 10 и 11 места.
Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю — представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту.
Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой шкале.
Классический пример — сравнение офицера полиции и профессора колледжа.На шкалах образования и престижа профессор стоит выше полицейского, а на шкалах дохода и власти полицейский стоит выше профессора. Действительно, власти у профессора меньше, доход несколько ниже, чем у полицейского, но престижа и лет обучения у профессора больше. Отметив того и другого точками на каждой шкале и соединивих линиями, получим стратификационный профиль.
Каждую шкалу можно рассматривать отдельно и обозначать самостоятельным понятием.
В социологии выделяюттри базисных вида стратификации:
•экономическую (доход),
• политическую (власть),
•профессиональную (престиж)
и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.
Маргинал и маргинализация.
Маргинальность - это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям (зачас-тую по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеоб-разный кризис самосознания.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдви-нута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагс-кой социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще
К. Маркс рассматривал проблемы социального деклассиро-вания и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргиналь-ные слои организовываются в некую социальную силу (общ-ность) и дают толчок социальным изменениям - революциям или реформам.
С именем Вебера связана более глубока