Преимущества и недостатки самоуправляемых команд
Управленческая команда (команда менеджеров высшего уровня управления)
В условиях постоянно меняющейся внешней среды одним из самых важных факторов успеха любой организации служит наличие эффективной управленческой команды. Некоторые собственники и руководители пытаются сосредоточить управление в собственных руках. Однако в большинстве случаев это становится невозможным и неэффективным. Стабильное функционирование и развитие организации не должно зависеть от возможностей, способностей и здоровья одного человека. И это осознает сегодня большинство руководителей организаций как за рубежом, так и в России.
Интересный опыт
Мнение российских менеджеров[30]
Опрос 273 руководителей высшего звена крупных и средних российских компаний – участников рейтингов профессионализма российских менеджеров показал, что самым важным профессиональным качеством лидера, президента и генерального директора считают умение формировать управление-скую команду.
По их мнению, данная ситуация не изменится в ближайшие 3 года. Через 3 года указанное качество также будет важно, но оно переместится с 1-го на 3-е место. Руководители уверены, что управленческие команды будут к тому времени в основном сформированы.
Как показывает практика процесс формирования управленческой команды связан с рядом проблем:
• нехватка специалистов необходимой квалификации, обладающих качествами, требуемыми для работы в быстро изменяющейся внешней среде;
• недоверие руководителя к специалистам, к их способностям, нежелание и неумение руководителя делегировать обязанности и полномочия для решения части важных задач;
• сложность создания единой команды из высококлассных, но никогда ранее не работавших вместе профессионалов;
• возможность потенциальной борьбы за сферы принятия решений. В этих условиях руководитель должен:
• осознавать, что формирование команды – всегда прерогатива и важнейшая задача именно высших руководителей, и понимать, что создание работоспособной эффективной команды профессионалов – это вершина управленческого мастерства;
• прежде чем создавать команду, определить, какой будет модель управления в компании.
Решить для себя, что ему важно прежде всего – дисциплинированные исполнители, беспрекословно выполняющие его указания (что характерно для жесткой иерархической модели), или же инициатива и умение брать на себя
• ответственность (что характерно для самой демократичной модели – самоорганизующейся);
• если он заинтересован в создании и эффективной работе своей команды, изменить свой стиль руководства в соответствии с новыми формами и условиями работы;
• наиболее оптимально распределить обязанности, полномочия и ответственность в команде, не потеряв при этом контроль;
• совместно с членами своей команды определить процедуры и правила взаимодействия в управленческой команде, установить контрольные показатели для каждого члена команды;
• формировать и развивать навыки и ролевые установки, недостающие в команде;
• наладить и постоянно поддерживать слаженную эффективную работу в команде, направляя ее на успешное функционирование и рост компании в долгосрочной перспективе.
Интересный опыт
Мнение российских менеджеров[31]
На вопрос «В чем главная опасность ухода команды из компании?» 138 руководителей и менеджеров по персоналу в России ответили так:
31,9 % – потеря времени и денег при подборе новых сотрудников;
21,7 % – ослабление участка работы;
14,5 % – потеря компанией репутации;
14,5% – увод клиентов;
8,7 % – разглашение коммерческой информации;
7,2 % – дурной пример для остальных сотрудников;
1,5 % – ничего страшного в этом нет.
Практика показывает, что процесс «притирки» людей к руководителю и друг к другу занимает значительное время, иногда до 9-12 месяцев[32]. И если к концу этого срока совместная работа не налаживается, то команда может распасться или же уйти из компании.
Массовые переходы менеджеров из одних фирм в другие происходят постоянно. Причем это распространенное явление во всех сферах бизнеса. Случаи перехода целых команд обычно бывают в бизнес-блоках, в инфраструктурных подразделениях это происходит значительно реже. Безусловный лидер среди «перебежчиков» – финансовая сфера (банки, аудиторские и страховые компании). Групповые переходы характерны и для IT-бизнеса, не менее активно мигрируют команды журналистов и специалисты в области PR. С обострением конкурентной борьбы розничные сети тоже переманивают сотрудников целыми отделами. Много людей теряют и консалтинговые фирмы.
Причины ухода команд из компании[33].
Возможности команды не соответствуют интересам фирмы.
Команда перерастает компанию.
Смена владельца бизнеса.
Разногласия между лидером команды и партнерами или акционерами компании.
Команда создает собственный бизнес.
Поиск лучших условий работы, связанных с новыми возможностями, карьерным ростом и увеличением доходов.