Особенности развития косплея в России
В эпоху Перестройки в России появилась доселе невиданная возможность познакомиться с различными видами зарубежной культуры. В конце 1980-х годов книги ранее запрещенных авторов, рок музыка, боевики и прочие развлекательные фильмы быстро наводнили страну. Молодёжь стала ведущей социальной (и возрастной) группой, участвующей в этом культурном обмене. Разнообразные неформальные молодёжные объединения, проявлявшие интерес к иностранным субкультурам, их широко пропагандировали.
Примерно в 1994-95 гг. Интернет стал главным каналом, по которому манга и анимэ поступали в Россию, он также способствовал зарождению сообщества их фанатов.
Японская популярная культура в форме анимэ и манга оказалась способной предложить российской молодёжи один из таких возможных способов самоидентификации именно в то время, когда она находилась в процессе перехода от старой советской культуры к новой постсоветской и пыталась разобраться в различных формах современного культурного дискурса. Следуя японскому примеру, российские фанаты стали называть себя «отаку». Российские отаку вскоре осознали, что некоторые формы организованной деятельности будут лучше соответствовать их потребностям.
В сообществе косплееров считается, что первые представители субкультуры появились в России в 1999 году, тогда же о них стали писать российские издания, в частности «Великий Дракон» – журнал о видеоиграх и аниме. В 1999 году синолог-религиовед Евгений Торчинов выступил на симпозиуме в Хиросимском Муниципальном Университете. Его доклад о российских отаку имел большой успех. Российский сайт, посвящённый косплею, появился через два года, именно на нём стали появляться первые опыты перевоплощения российских отаку.
С 2000 года анимэ фестивали стали отличительной чертой молодёжной субкультуры в России. Первый в России косплей-фестиваль прошёл в 2002 году в Воронеже, а сейчас можно назвать как минимум три ежегодных мероприятия, к которым российские косплееры готовятся особенно тщательно: «Манифест» в Питере (осень), «Аниматрица» в Москве (зима) и «Аниме-фестиваль» в Воронеже (весна). 5-й Московский анимэ фестиваль, прошедший в 2006 году с 3 по 6 ноября, широко рекламировался в газетах; фестиваль уделял внимание тем, кто лишь недавно знаком с анимэ и интересуется «классикой».
Победители косплей-фестиваля, проходившего в Москве в 2013 году, представляли Россию на Всемирном косплей-саммите в г. Нагоя (Япония) в августе 2013 года.
Самым известным и популярным фестивалем в России считается Аниматрикс (Anima3x). Этого события ждут всегда с огромным нетерпением все, кто имеет отношение к косплею, японской поп-культуре и j-року. Зарождался этот фестиваль в небольшом московском рок-клубе «Матрица» в 2003 году. Однако, уже на следующий год он проводился в большом актовом зале одного из колледжей столицы. Затем он переместился в Центральный дом предпринимателей, а дальше был организован в ДК Горбунова, а в последние годы в театре имени В. Назарова. За время своего существования Аниматрикс превратился из небольшого московского фестиваля в ежегодный международный конвент — одно из самых масштабных и ярких событий, собирающих более 3000 тысяч человек со всех регионов России и из-за рубежа. Аниматрикс отличается яркими шоу, красивыми номерами, шикарными дефиле и великолепными костюмами, так как к нему все готовятся долго и тщательно. А стрит-фэшн и джейрок-дефиле — это отдельная и самая впечатляющая часть конвента, отличающаяся феерий цвета и света.
Косплей в России только набирает обороты и у каждого есть шанс стать настоящей звездой. Некоторые костюмы, пошитые русскими косплеерами, по качеству ничуть не хуже японских костюмов! Из аниме-фестивалей стоит отметить фестиваль в Воронеже, куда съезжается множество косплееров со всей России.
На развитие отечественного косплея наложило отпечаток то, что аниме-индустрия в России рухнула, так и не успев развернуться. Даже в те времена, когда аниме было модно, наши издатели могли побаловать публику разве что показами аниме на большом экране. Крупных фестивалей, объединяющих премьеры, интервью с авторами аниме, ярмарку сувениров и косплей, как не было, так и нет. Богатой программой может похвастать разве что московский J-Fest, но и ему далеко до ведущих фестивалей США и Европы.
Первые косплееры появились в России в 1999 году, тогда же появилась первая тематическая статья в журнале «Великий Дракон» — № 45. Через два года, в сентябре 2001 открылся первый русскоязычный сайт, изначально на нем были представлены фотографии зарубежного косплея, а чуть позже стали появляться первые творения российских отаку. Новой качественной ступенью развития косплея в России стал аниме-фестиваль в Воронеже весной 2002 года, где костюмы впервые демонстрировались с отыгрышем на сцене, и была проведена первая крупная фотосессия. Тогда же стало ясно, что и у нас можно делать яркий и качественный косплей. Затем последовали Манифест 2002, Аниматрица и множество тематических вечеринок.
Воображение отечественных косплееров не сковано культурными условностями. Команды показывают не только мастерство в пошиве костюмов, но и драматургические таланты и остроумие, ставя на сцене серьёзные или, наоборот, юмористические зарисовки. За годы проведения фестивалей их сцены видели всё: и сжатый пересказ целого аниме, и стилизованный КВН, и отлично поставленные танцы, и поединки на мечах.
Мода на аниме и косплей привела к той же проблеме, с которой пришлось столкнуться организаторами американских конвентов в семидесятых. Желающих выступить стало так много, что на всех перестало хватать времени. Фестивали начинались с самого утра и заканчивались очень поздно, превратившись из весёлого мероприятия в выматывающую церемонию. Но проблему решили не так, как в США. Время на сценки сокращать не стали — вместо этого ужесточили отбор участников.
Чтобы попасть на сцену, стало нужно не только изъявить желание, но и показать качество работы. Соперничество стало очень сильным. Людям пришлось соревноваться не только за победу, но и за право просто оказаться на сцене. В таких условиях косплей превратился в гонку вооружений и за короткий срок сделал существенный качественный скачок. В начале двухтысячных косуха, замотанная лейкопластырем на манер плаща Йодзи из Weiss Kreuz, считалась отличным костюмом, а людей, шивших наряды с нуля, можно было пересчитать по пальцам. Теперь же в конкурсе никого не удивят ни роскошнейшие платья с вышивкой, ни доспехи гигантских роботов.
В российской субкультуре очень много внимания уделяется сценическому косплею, выражению и раскрытию выбранного образа через театральные постановки и его подаче на публику. Также в рамках фотокосплея приветствуются раскрытие образа, характерные позы и фоны, сюжетная съемка. В любом случае – косплей в России имеет острую тягу к перфекционизму, и за счет самих участников действа, а за счет довольно острой критики, присутствующей в российской субкультуре.