Общая характеристика движения косплей
Прежде чем перейти к рассмотрению движения косплей необходимо отметить принципы и мотивы, которыми руководствуется молодежь, обращаясь к тем или иным стилям и направлениям. Тут следует указать, что часть молодых людей воспринимают субкультуры, как модные направления и одевается так, прежде всего, чтобы следовать модным течениям. Для других, напротив, субкультурные нормы и ценности являются приоритетными, и приверженность к определенному направлению является частью мировоззрения, стилем жизни. Также, существуют люди, которые одеваются определенным образом только в рамках каких-либо мероприятий: концертов, фестивалей, слетов, вечеринок и т.п.
Влечение людей к переодеваниям и перевоплощениям наблюдалась еще с древних времен. Древние славяне облачались в шкуры животных на новый год, совершая сакральные ритуалы (см. Рисунок 12), а на берущий истоки из языческих традиций Римской империи карнавал в Бразилию съезжаются люди со всего мира (см. Рисунок 13), а также на праздник Хэллоуин, зародившийся еще у древних кельтов, сейчас во многих странах устраивают костюмированные мероприятия (см. Рисунок 14). Люди всегда хотят кому-то подражать. Желание перевоплотиться, побыть кем-то другим, почувствовать себя любимым персонажем/героем побуждает людей создавать костюмы, макияж и устраивать яркие зрелищные мероприятия, так ощутимо давая прочувствовать другую реальность.
Рисунок 12 - Ритуал Древних славян «…кормления Мороза накануне Рождества и в Велик день киселем», что связывается с обычаем «кормления этим ритуальным блюдом дедов – покойников…».
Рисунок 13 - Яркие и горячие бразильские красавицы в удивительных костюмах на карнавале в городе Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2013 год
Рисунок 14 - Шествие на Хэллоуин в городе Нью-Йорк «Getty Images», США, 2014 год
В настоящее время всё большей популярностью по всему миру пользуется такое движение как косплей. Напомним, что коспле́й (м., скл., яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра») – это своеобразное воплощение персонажей аниме, манги, компьютерных игр, фильмов, и многих других произведений (также возможен косплей певцов), в реальность. В настоящее время проводится большое число крупнейших фестивалей в Японии, Европе, США и России, где косплей занимает лидирующее положение. От тысячи до сотен тысяч людей собираются на всевозможных аниме и манга конвентах по всему миру. И с каждым годом количество косплей мероприятий и его участников увеличивается.
Однако в России косплей с самого начала развивался в тесном контакте с ролевым сообществом и сообществом исторических реконструкторов, а вот в Японии подобного взаимопроникновения не существовало, из этого следует сделать вывод о том, что косплей близок к театрализованным представлениям и ролевым играм живого действия. Т.е. косплей можно рассматривать как современное переосмысление маскарада и карнавала, развивавшегося в тесном контакте с ролевыми играми живого действия. Стоит ознакомиться с данными движениями поближе.
Как было сказано выше, косплей подразумевает перевоплощение в любимого персонажа через переодевание, гримирование под него, а также его ролевое «отыгрывание». Основные прототипы этой костюмированной игры – персонажи мультфильмов, аниме, видеоигр, фильмов, комиксов, легенд и мифов. Также прототипами могут являться реально существующие персоны из мира литературы, музыки и других сфер деятельности. Участники косплей-игр детально воссоздают образы, взятые за основу, делая упор на качественную проработку костюма, макияжа и дополнительных атрибутов, характерных для выбранного персонажа. Задача косплеера (участника косплея) – максимальное соответствие выбранному персонажу. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми. Косплееры обычно демонстрируют свои костюмы либо на тематических фестивалях, либо в сериях фотоснимков (фото-косплей) или на видеозаписи (видео-косплей). В России фестивали организовываются в определенное время, на которые съезжаются косплееры разных городов (см. Рисунок 15). Чаще всего время косплея — теплое время года.
Рисунок 15 – Косплей-фестиваль «M.О.con 2015» в городе Челябинск, Россия, 2015 год
Слово «карнавал» происходит от итальянского слова «carnevale», что означает carne — «мясо» и vale — «прощай». Карнавал – это уличное костюмированное праздничное шествие, с театрализованными представлениями, играми, песнями (см. Рисунок 16). Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Карнавалы в основном проводят в католических странах и исторически произошли от языческих обычаев Римской империи. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. Создание карнавальных костюмов имеет одну существенную особенность - любая деталь должна быть достаточно объемной и яркой, чтобы костюм красиво смотрелся и «не сливался» с большого расстояния, ведь карнавал проходит на большом уличном пространстве. Отсюда главное отличие карнавального костюма – объемность и яркость деталей.
Обязательное правило – это соответствие костюма выбранному образу персонажа, героя. Персонажи любые, от сказочных и реальных исторических фигур до гротескных и мифических. На улицы Венеции («сердце карнавалов») выходят горожане в костюмах всемирно известных персонажей итальянской комедии дель арте - Арлекино, Пьеро, Панталоне, а Коломбина становится эмблемой праздника, а также присутствуют жонглеры, гвардейцы и висельники, вампиры и архангелы. Реальность сменяет ирреальность Маски – хотя и излюбленный атрибут карнавала, но вовсе не обязательный. Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами.
Рисунок 16 − Шествие карнавала в городе Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2014 год http://www.interfax.ru/photo/853/14038
Маскарады берут свое начало с древней Греции, где устраивались шумные праздники с переодеванием и шествиями в масках под музыку, с пением и зажигательными плясками в честь бога Диониса. Маскарад — это костюмированный бал (бал-маскарад) с характерными историческими, фантастическими, национальными масками и костюмами (см. Рисунок 17). Маска стала символизировать равенство между разными слоями населения, она не разделяла людей по их вероисповеданию или статусу. Костюм на маскарад может быть самым разнообразным – от воссоздания образа исторических персонажей до использования интересных идей с животными и сказочными героями. Персонажи маскарадов: античные герои, этнические, профессиональные костюмы, костюмы животных, птиц. Костюмы могут максимально достоверно имитировать национальные и исторические костюмы. Маску снимать запрещается. Философия маскарада – это сокрытие, неузнаваемость личности.
Рисунок 17 − Бал-маскарад «Под новогодний чудо-звездопад — загадочный бал-маскарад» в городе Уфа, Россия, 2014 год
Ролевая игра — игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. Ролевые игры живого действия (от англ. Live action Role-playing game, LARPG) — подраздел ролевых игр, в которых игроки отыгрывают свои роли через действия, а не через слова. Эти движения ставят своей целью реставрацию исторических событий своей страны, а иногда и некоторых общеисторических событий. Ролевики (участники ролевых игр) больше заботятся о содержании своей роли и о своих действиях, чем о костюме. У участников ролевых игр живого действия нет четких образцов для подражания, так как игра не всегда требует четкой визуализации персонажей и событий. Одной из разновидности ролевых игр живого действия является моделирование костюмов в историко-реставрационных клубах. В рамках реализуемых историко-реставрационными клубами мероприятий производится моделирование исторических костюмов и проведение ролевых игр, а также различных костюмированных парадов, балов и турниров по определенной исторической тематике (см. Рисунок 18).
Рисунок 18 – V Международный фестиваль исторической реконструкции Древней Пруссии Эпохи викингов "Кауп" в городе Мамоново, Калининградская область, Россия, 2010 год
Таким образом, изучив схожие косплею движения, такие как карнавал, маскарад и ролевая игра живого действия, можно сделать вывод о том, что все эти движения относятся к одному виду костюмированного мероприятия. Отсюда были выделены характерные черты каждого движения и составлена таблица 1.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика костюмированных мероприятий
Параметры сравнения | Разновидность костюмированных мероприятий | |||
Косплей | Карнавал | Маскарад | Ролевая игра живого действия | |
Цель и задача | Максимальное соответствие выбранному персонажу | Великое и грандиозное веселье | Сокрытие, неузнаваемость личности | Реставрация исторических событий |
Пути появления мероприятия | Диктуется модой | Праздник отмечается перед Великим постом | Составляют одно из любимых развлечений карнавала | Воссоздание исторических событий |
Действующие лица | Косплеер (Яп.- Отаку Амер. – Гик) | Персонажи итальянской комедии дель арте | Маски | Ролевики |
Образ подражания | Персонажи аниме, фильмов, видеоигр, легенд, мифов, комиксов, реально существующие персоны | От сказочных и реальных исторических фигур до гротескных и мифических | Античные герои, этнические, профессиональные костюмы, костюмы животных, птиц | Нет четких образцов для подражания |
Характерные черты | Полное перевоплощение в персонажа | Объемность и яркость деталей костюма | Обязательное наличие маски | Заботятся о содержании своей роли и о своих действиях, чем о костюме |
Особенность костюма | Детальное воссоздание образа с ног до головы, учитывая характер персонажа | Соответствие костюма выбранному образу персонажа, героя | Максимально достоверная имитация национальных и исторических костюмов | Моделирование исторических костюмов |
Способ организации | Тематические фестивали | Уличное костюмированное праздничное шествие | Бал-маскарад | Ролевые игры и турниры по исторической тематике |
Итак, из таблицы видно, что косплей отличается от остальных видов костюмированных мероприятий по всем признакам сравнения, кроме особенности костюма. Все виды костюмированных мероприятий придерживаются соответствия костюма выбранному персонажу/герою, однако костюм для косплея все же отличается тем, что здесь наблюдается максимально точное копирование костюма персонажа вплоть до передачи характера персонажа. Ведь каждый косплеер должен полностью раскрыть своего героя, копировать его поведение, манеру разговора, пользоваться присущими ему фразами и жестами.
Учитывая уникальность движения косплей как явления одновременно театрализованного и игрового, можно предположить, что его проникновение в среду российской молодёжи способно обогатить ее творчество. Имидж и игровая личность не прирастают к человеку, погруженному в стихию косплей, раз и навсегда. Нетрудно заметить, что многие косплееры постоянно мечутся между разными ролями и кочуют из группы в группу, ведомые своими изменчивыми интересами и пристрастиями. Таких людей тянет примерить на себя различные маски, чтобы заново выстроить, трансформировать либо подогнать свою временную роль или «личность» к тому курсу самосовершенствования, которого они придерживаются в данный момент.
В наше время косплей — это явление социально значимое, потому что оно развивает потенциал, творческие навыки, навыки создания костюма, кройки и шитья, формирует критическое мышление.
По сути, косплей - это всё, что связано с модой, так как то, что вышло из моды, опять вернётся, но в новой интерпретации. Косплей – это мода? И да, и нет. Да, потому что имеет отношение не просто к костюму, но и к костюму, сшитому с большим вниманием к деталям, либо собственными руками, либо в профессиональной мастерской. С другой стороны, косплей — это не мода в том смысле, в каком ее понимают стилисты и дизайнеры: как создание оригинального образа или новая подача уже известной визуальной концепции.
На свете становится всё больше и больше одежды от великих дизайнеров, похожей на одежду какого-нибудь персонажа из мультфильма, аниме, комикса и т.д. Те же самые аристократичные костюмы, напоминающие направление «готическая Лолита», уже вошли в моду (см. Рисунок 19).
Рисунок 19 – Коллекция Вачеслава Зайцева «Haute Couture SS-2014»
Успешный модельер Мана-Сан создал свой лейбл Moi-meme-Moitie, выпускающий одежду в стиле Gothic & Lolita. Прежде всего это заключалось в придуманной им концепции «EGA и EGL» — элегантный готический аристократ и элегантная готическая Лолита соответственно. Одежда этого бренда славится своей элегантностью и своими уникальными готическими рисунками (см. Рисунок 20).
Рисунок 20 – Коллекция Мана-Сан в лейбл Moi-meme-Moitie
Также существует ещё много дизайнеров, коллекции которых связаны не только с Готической Лолитой. Например, возможность научно – фантастического подхода к моделированию шуб еще раз продемонстрировал Гарет Пью - один из самых известных британских дизайнеров-авангардистов. Его модные меха 2015–2016 напоминают одновременно сказку о Снежной Королеве и историю Гэндальфа (см. Рисунок 21).
Рисунок 21 − Модные меха 2015–2016 Гарет Пью
Зарубежный дизайнер и модельер Keiko Miyakoshi Roggykei (Рогги Кей) создаёт очень фантастические и достаточно необычные коллекции. Среди них можно найти костюмы, похожие на костюмы Дарта Вейдера из Звёздных войн, нечто усовершенствованное из Готической Лолиты, и даже образы Самары Морган из фильма «Звонок» (см. Рисунок 22).
Рисунок 22 − Коллекция "Psycho" от дизайнера Roggykei и костюм с образом Самары Морган из фильма «Звонок».
В 2009 году весь мир «перевернулся» с тех пор, как певица Леди Гага вышла на сцену. С того времени она считается иконой моды. Её разнообразие и эффектность образов очень впечатляют. Например, костюм из игрушек серии «Hello Kitty» или образ «Барби в пене» (см. Рисунок 23). К сожалению, она сама не шьёт костюмы, но всё выполняется под её руководством.
Рисунок 23 – Певица Леди Гага в образе игрушек «Hello Kitty» и «Барби в пене»
Все перечисленные наряды можно отнести к современному направлению косплей, но людей, которых одевают в эти потрясающие костюмы, нельзя назвать косплеерами. Ведь косплеер – это человек-визуализатор, создатель симулякров. Для того чтобы быть косплеером, требуется, во-первых, знать, какого персонажа или какое направление выбрано для косплея, во-вторых, следует с точностью до мельчайших деталей отшить костюм и выполнить атрибутику, в-третьих, необходимо почувствовать персонажа, через жесты или позы передать все эмоции, которые показывает персонаж.
В заключение отметим, что субкультура косплей одна из самых миролюбивых и объединяет людей разных возрастов и социальных классов, разных профессиональных сфер, увлечений и жизненных позиций. Психологи объясняют интерес к косплею тем, что эта ролевая игра для людей любого возраста является возможностью самовыразиться, проявить воображение и реализовать свой творческий потенциал, разгрузить психику от отрицательных эмоций и перенапряжений, помогает отвлечься от повседневных проблем и наполнить свое сознание положительными эмоциями. Также участие в косплее позволяет реализовать потребность в общении, расширяет кругозор. Косплей, как и любое молодежное движение, имеет свои плюсы и минусы и, соответственно, противников и сторонников. Противники считают, что участие в косплее – это бегство от реальности, уход от проблем.