Косплей в классификации японских молодежных субкультур

В большинстве современных субкультур важное значение имеет внешний, визуальный облик их приверженцев, что включает в себя определенные каноны в одежде, атрибутике, выбор определенных марок одежды и т.д. Одними из таких субкультур являются японские молодежные субкультуры.

Для того чтобы описать популярные элементы стиля, тенденций и явлений японской молодёжной моды и её субкультур часто используется термин "уличная мода". Японская уличная мода тесно связана с различными молодежными субкультурами, каждая из которых отличается оригинальными взглядами и внешним видом, позволяющими их сторонникам заявлять о своей субкультурной идентичности. Японская уличная мода пришла не от известных дизайнеров, а скорее наоборот, многие модные марки следуют тенденциям и стилям, появившимся на японских улицах. Одержимые модой, сознательно или бессознательно, молодые люди косвенно и напрямую ее диктуют.

Если говорить о видах японских молодежных субкультур и их количестве, то разумнее всего будет выделить не конкретные субкультуры, а так называемые субкультурные группы. Так как, визуальная составляющая является ключевой при распознании представителей субкультур, то можно выделить следующие принципы их разделения: по цвету, по бренду, по тематике, также это могут быть "гибридные" стили, включающие в себя детали из разных направлений и т.д.

Стоит обратить внимание на наиболее популярные направления японских молодежных субкультур и описать принципы их внутреннего подразделения на более мелкие группы и виды. Рассмотрим их ниже:

1. Гяру - субкультуры «модных девушек».

Само понятие "Гяру" определило целую группу стилей, основными в которой следует называть Когал, Гангуро и Мамба. Термин «Когал» имеет английские корни. Слово "Гал" ("Гяру", "Гару") - это японское произношение англоязычного слова "Girl"("девушка"). Соответственно термин «Когал» является прозводным от словосочетания "Сооl Girl" ("Классная девушка") либо, "Соlored girl" ("Раскрашенная, разноцветная девушка"). Основную часть представителей направления Когал, постепенно оформившегося в субкультуру, составили молодые девушки. Отличительными чертами девушек-Когал стали короткие юбки, как правило, укороченный вариант школьной формы, обильная косметика, загар, длинные спущенные гольфы, характерные, обычно, для учениц младших классов, обувь на высокой платформе (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 – Представители направления Когал

Если приверженцев направления Когал в рамках моды и стилистики можно соотнести с западным мейн-стримом и поп-культурой, то такое явление как Гангуро появилось среди японской молодежи под влиянием западной субкультуры "хип-хоп". Этимология слова «гангуро» весьма спорна: некоторые учёные утверждают, что термин произошёл от слова «ganguro (顔黒, «blackface», «чёрное лицо»), сами гангуро утверждают, что термин берёт начало от фразы «gangankuro» (ガンガン黒, «exceptionally dark», «исключительно тёмный»). Внешний вид Гангуро (темная кожа, осветленные волосы, белый макияж) - это имитация вида темнокожих исполнительниц в стиле "хип-хоп" и R&B. Для гангуро характерны глубокий загар и выжженные добела волосы. Также актуальными цветами волос являются оттенки оранжевого и серебристо-серые. По всему лицу гангуро иногда размещают различные мелкие наклейки в виде сердечек-ромбиков и прочей мелочи, а также стразы. Одеваются гангуро очень ярко, типичной одеждой являются окрашенные вручную саронги, мини-юбки и т.п. (см. Рисунок 2).

Рисунок 2 – Представители направления Гангуро

Более экстремальной вариацией Гангуро стали девушки, назвавшие себя словом "Ямамба" Термин «ямамба» появился из японского фольклора, где в одном из преданий фигурировала Горная ведьма – «Yama-uba». Отличительными чертами стиля Ямамба стали разноцветные волосы и белый макияж на глазах, губах и носу - макияж аля-панда и множество наклеек диснеевских персонажей. Волосы у девушек бывают самых диких цветов – от оранжевого до ярко-синего или белого, причём чаще всего длинные волосы просто раскрашены в разные цвета радуги по прядкам (см. Рисунок 3). Позднее направление Ямамба переродилось в стиль "Мамба", который отличался более спокойным, фешенебельным внешним видом.

Рисунок 3 – Представители направления Ямамба

Как уже было сказано выше, стили Когал, Гангуро и Ямамба являются основными в направлении "Гяру", однако, как и в других субкультурных группах, в нем можно выделить широкий перечень подстилей, выделяемых по различным признакам:

· По маркам одежды: Кокогяру или Кокомба(Cocogyaru, Cocomba) (предпочитают бренд Cocolulu), Ломамба, Ромамба (Lomamba) (гибридный стиль Лолиты и Мамбы, предпочтение отдается бренду LizLisa).

· Подражают знаменитостям: Амура (Amura) (от имени японской звезды Нами Амуро (Namie Amuro)), Селемба (Celemba) (от слова "селебрити", копируют стиль звезд, знаменитостей в целом).

· По возрастным группам: Онигяру(Oneegyaru) (возраст 20-25 лет, предпочитают одежду дорогих марок, более спокойный внешний вид), Магогал (Magogal) (девочки младше 13 лет, которые еще не перешли в старшую школу).

· По цвету макияжа и кожи: Ганширо или Широгяру (Ganjiro, ShiroiGyaru)(бледая кожа, отсутствие загара), Гонгуро-Гангуро (Gonguro-Ganguro) (максимально черная кожа и максимально белые или серебристые волосы) и т.д.

2. Вижуал кей или японская трактовка современной рок-музыки.

Visual kei (яп. ヴィジュアル系 Видзюару кэй, «визуальный стиль», «Вижуал-кэй») — жанр японской музыки, возникший на базе J-Rock'а (Японский рок) в результате смешения его с глэм-роком, металом и панк-роком в 1980-х годах. Термин буквально обозначает "визуальный стиль", и целью его приверженцев было, прежде всего, шокировать публику визуально. Родоначальниками направления считаются такие группы, как Japan, Luna sea, Dir en grey, Malice Mizer и др. (см. Рисунок 4) Отличительные черты стиля - яркий грим, разноцветные волосы, необычные костюмы, в которых смешаны черты различных стилей и эпох, цветные линзы, множество аксессуаров, а также использование андрогинных образов, использование мужчинами женской одежды и макияжа (см. Рисунок 5).

Как и остальные направления, Вижуал кей разделяется на более мелкие подстили, которые выделяются по принципу цветовой гаммы и стилистики в одежде, либо музыки, которую исполняют или слушают их приверженцы. Разделяя Вижуал Кей на подстили, прежде всего по визуальным признакам, можно выделить некоторые принципы подразделения:

· По стилистике в целом: Осярэ кей (Oshare kei) (в переводе - слащавый, фешенебельный, отличается яркими цветами в одежде и позитивной музыкой), Коте кей (Kote kei) (в переводе - сверх меры, чересчур, использую элементы готики, темную одежду, ) Котекоте кей (Kotekote kei) (более экстремальная и современная версия Коте кей, главная особенность - яркие разноцветные прически, одежда в готическом стиле, андрогинность).

· По территориальному принципу: Нагойя кей (Nagoya kei) (подстиль зародился в Нагойе, поэтому все группы оттуда автоматически относят к Нагойя кей, который характеризуется мрачным, без изысков видом с преобладанием черного цвета).

· По цветовой гамме: Уайт кей (White kei) (преобладание белого цвета в одежде), Курофуку кей (Kurofuku kei) (преобладание в одежде черного цвета).

Группы, которые используют обычную одежду и спокойный внешний вид: Норумо кей (Norumo kei), Сутори кей (Sutorii kei) (между собой различаются благодаря музыке, которую исполняют) и т. д.

Рисунок 4 - Родоначальники направления Вижуал кей (группа X Japan)

Рисунок 5 – Представители направления Вижуал кей

3. Лолита - женская красота в классическом понимании.

Лолита (яп. ロリータ・ファッション Рори:та Фассён?) — японская субкультура, основанная на стиле времён Викторианской эпохи, а также на костюмах эпохи Рококо. В некоторые подстили были добавлены элементы готической моды. «Лолита» — одна из самых популярных субкультур Японии, оставившая след в моде, музыке и культуре. Данное направление считают одной из разновидностей стиля Вижуал Кей, а также рассматривают как ответную реакцию на стили Гангуро, Мамба и Когал, с их преимущественно западными, американскими стандартами красоты. Стиль Лолиты включает в себя преувеличенные, в чем-то гротескные стандарты классической женской привлекательности: кукольную внешность, длинные аккуратные волосы, светлую кожу, платья и аксессуары в викторианском стиле (см. Рисунок 6). Часто стиль Лолиты в целом отождествляют со стилем Готической Лолиты, который является одним из самых популярных в данной группе. Этот стиль появился благодаря гитаристу Мана-Сан одной из известных японских рок-групп Moi Dis Moix, который носил в основном женскую одежду (см. Рисунок 7). В 1999 г. он основал собственный модный бренд Moi meme Moitie и ввел в оборот такие термины как элегантная готическая Лолита (Elegant Gothic Lolita или EGL) и элегантный готический Аристократ (Elegant Gothic Aristocrat или EGA), т.е. мужская и женская вариации стиля Лолиты. Данный стиль сильно дифференцирован, и по вышеуказанному принципу можно выделить следующие подстили:

· По цветовой гамме в одежде: сладкая Лолита (Sweet lolita/Amaloli) (розовый, голубой, карамельный и другие пастельные тона), белоснежная Лолита (White lolita/Shirololi) (белый цвет), темная Лолита (Dark lolita /Kurololi) (черный цвет с вкраплениями красного, белого, голубого), черная Лолита (Black lolita) (только черный цвет), классическая Лолита (Classik lolita/Curashikku) (все остальные цвета - зеленый, красный, желтый и др.)

· По стилю (используют аксессуары, характерные для различных стилей): готическая Лолита (Gothic lolita/Gosuloli), деревенская Лолита (Country Lolita)(используют аксессуары, характерные для деревенского стиля - корзинки, шляпки, искусственные цветы и ягоды, клетчатую или цветастую расцветку одежды), Панк Лолита (Punk Lolita/Punkuloli), Кибер Лолита (Cyber Lolita/Saibaaloli)(образ девушки из будущего) и т.д.

· Тематические Лолиты: Лолита-принцесса (Princess Lolita/Himeloli), Алиса в стане чудес (Alice in wonderland), Лолита-школьница (Schoolgirl Lolita), Лолита-морячка (Sailor Lolita), Лолита-горничная (Franch maiden), Лолита-монашка (Nun Lolita), Лолита-невеста (Bride Lolita) и т.д.

· Лолиты, одежда которых основана на традиционной одежде: кимоно Лолита (Kimono Lolita/Waloli) (сочетают в своем наряде классическое японское кимоно и одежду, характерную для Лолит), Кви Лолита (Qi Lolita/Qiloli) (используют в одежде элементы традиционного китайского костюма).

· По полу или этническому принципу: би Лолита (B-Lolita) (представители субкультуры мужского пола, которые также носят одежду Лолиты), шоколадная Лолита (Sunkissed Lolita) (европейское обозначение темнокожих Лолит) и т. д.

Рисунок 6 – Представители направления Лолита

Рисунок 7 – Мана-Сан из группы Moi Dis Moix

4. Фрутс или стиль Хараджуку.

Его название произошло от журнала "Fruits" для которого в 1997 году знаменитый фотограф Соичи Аоки фотографировал прямо на улицах Токио эпатажных японцев. Второе название стиль получил в соответствии с названием района, в котором был распространен - "Хараджуку" (Harajuku). Отличительными особенностями данного направления стали обилие ярких красок в одежде, сочетание на первый взгляд несочетаемых вещей, множество аксессуаров. Приверженцы стиля могут носить вещи брендовых марок и "хенд-мейд" одновременно (см. Рисунок 8). В отличие от остальных направлений, Фрутс - это скорее феномен моды, нежели японская адаптация субкультур запада или реакция на них.

Рисунок 8 – Представители направления Фруитс

5. Отаку культура - Косплей.

Термин "косплей" (Cosplay) произошел от словосочетания "костюмированная игра" ("costume play"). Особенностью данного направления является визуальная передача образов героев фильмов, мультфильмов "аниме", комиксов "манга", а также звезд японской поп и рок-сцены (см. Рисунок 9). Из всех японских субкультур именно косплей стал популярным в России, однако, для отечественных последователей этой японской субкультуры наиболее популярной стала аниме-тематика (отсюда русское название субкультуры - "анимешники"). В Японии же приверженцы косплея чаще отдают предпочтение образам популярных рок-исполнителей, разделяя, таким образом, принципы подбора одежды, характерные для стиля Вижуал кэй.

Рисунок 9 – Представители направления косплей (Команда «R» из аниме-сериала «Покемон», сет от Ryoko-Demon и Malro-Doll )

Таким образом, целесообразно будет схематично представить разновидности японских молодежных субкультур на рисунке 11.

Японские молодежные субкультуры
Гяру
Вижуал кей
Лолита
Фруитс
Косплей

Рисунок 11 – Разновидности японских молодежных субкультур

Рассмотрев подробнее разновидность молодежных субкультур, в частности наиболее популярные японские субкультуры, можно сделать вывод о том, что в большей степени молодежные объединения в группы, ни что иное как, реализация потребностей, становление собственного «Я» и одно из средств для выхода внутренней активности, что свойственно не только подросткам. Возможно, именно поэтому многие молодежные субкультуры 21 века не только направляют, но и управляют современной молодежью. Это позволяет предупреждать культурный «застой» и развиваться на должном уровне.

Наши рекомендации