Особенности организации оздоровительной работы в ДОУ
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Специальные закаливающие процедуры необходимо проводить в соответствии с Программой "Здоровье" СП «Светлячок»с одобрения родителей. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности и погодные условия.
Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки.
В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.
Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.
Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования.
Воспитывать у детей интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику.
В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1-3 минуты.
При планировании образовательного процесса во всех возрастных группах вносятся коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Учитывая климатические и природные особенности Уральского региона, два раза непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию проводится в зале и один раз – на воздухе.
Прогулки с детьми в холодный период предусматриваются в соответствии с требованиями СанПиН и режимом/распорядком дня. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Организуются прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, количество прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму. Прогулка не рекомендуется проводить при t воздуха ниже -15С и скорости ветра боле 15 м/с для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при t воздуха ниже -20С и скорости ветра более 15 м/с. Особое внимание уделяется одежде детей, которая должна соответствовать погодным условиям: быть теплой, но не сковывающей движения.
Сюда вставить виды закаливания, которые одобрили ваши родители
3.3. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Планирование образовательной деятельности
При работе по пятидневной неделе
Подготовительная группа
Организованная образовательная деятельность | |
Непосредственно организованная деятельности | Периодичность |
Физическая культура в помещении | 2 раза в неделю |
Физическая культура на прогулке | 1 раз в неделю |
Познавательное развитие | 4 раза в неделю |
Развитие речи | 2 раза в неделю |
Рисование | 2 раза в неделю |
Лепка | 1 раз в 2 недели |
Аппликация | 1 раз в 2 недели |
Музыка | 2 раза в неделю |
ИТОГО | 14 занятий в неделю |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | |
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Дежурства | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самоятельная деятельность детей | |
Игра | ежедневно |
Познавательно-исследовательская деятельность | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно |
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период — 2-3 недели. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Примерное календарно-тематическое планирование
№ темы | Примерный период освоения | Название темы |
4-я неделя августа — 1-я неделя сентября | "Здравствуй, детский сад"/ "День знаний" | |
2-я - 4-я недели сентября | " Осень" | |
1-2-я недели октября | "Я в мире человек " | |
3-я неделя октября – 2 неделя ноября | "Мой дом, мой город, моя страна, моя планета " | |
3-я неделя ноября – 4 неделя декабря | "Новогодний праздник" | |
январь | "Зима" | |
1-я -3-я недели февраля | "День защитника отечества" | |
4 неделя февраля – 1-я неделя марта | "8-е марта" | |
2-я -4-я недели марта | "Народная культура и традиции" | |
1-я – 3-я недели апреля | "Весна" | |
4 неделя апреля – 1-я неделя мая | "День Победы" | |
2-я – 4я неделя мая | "Лето"/ "До свидания, детский сад!" (подготовительная гр.) | |
С июня по сентябрь детский сад работает в каникулярном режиме |
Содержание психолого-педагогической работы по темам см. Приложение 1.