Контрольная диагностика по обследованию звукопроизношения.

Для контрольной диагностики мы так же используем пособие по логопедическому обследованию детей с речевыми нарушениями В.М. Акименко.

Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков и картинок (Приложение 1). Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях: в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.

В таблице обследования (Приложение 3) фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

Результаты обследования должны отражать:

· Форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): норма, отсутствует, заменяется, искажается;

· Положение нарушенного звука: в начале, в середине, в конце слова;

По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения.

Первый уровень (низкий, 1 балл) — у ребенка нарушено более 5 групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезий, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) — у ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков, имеют место синкинезий, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Третий уровень (средний, 3 балла)— у ребенка нарушено 7-11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — у ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Результаты контрольной диагностики по звукопроизношению после курса игровых упражнений по средней группе ДОУ №97 Теремок (Приложение 3) показали, что теперь 1 ребенок обладает 5ым уровнем звукопроизношения, 3 четвертным и 6 третьим.

Выводы по главе 2

Таким образом, важными составляющими обследования фонетической стороны речи мы считаем: обследование звукопроизношения, обследование навыка восприятия и воспроизведения ритмических структур, фонематического восприятия, слоговой структуры слова.

По результатам первого исследования по методике Акименко В. М. мы пришли к выводам, что в группе недостаточный уровень развития фонетической стороны речи у детей, поэтому были предложены упражнения на развитие навыков произношения.

Очень важно проводить работу по фонетической культуре речи, так как на ее основе будет проходить обучение грамоте. По утверждениям психологов дошкольный возраст является сенситивным периодом, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения.

Анализ изученной литературы показал, что использование дидактической игры является важнейшим средством формирования фонетической стороны речи в детском саду. Использование игры необходимо при обучении детей, т.к. она должна в полной мере помочь решить, как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

После этого была проведена повторная диагностика. На третьем этапе исследования нами были использованы те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

После вторичной диагностики мы выяснили, что разработанный нами комплекс мероприятий и игр эффективен для формирования фонетической стороны речи детей дошкольного возраста. Результаты эксперимента подтверждают, что у детей повысилась культура речи, тенденция к её саморазвитию, повысилась точность речи и её выразительность, при внедрении в образовательный процесс комплекса дидактических игр.

Стоит отметить, что во всех заданиях уровень их выполнения повысился, и это неудивительно, так как именно в дошкольном возрасте игровые приёмы являются самым эффективным средством развития и фонетической стороны речи в том силе.

При постановке звуков мы руководствовались следующими правилами:

1. Звуки ставились поочерёдно.

1.1. Вначале свистящие (С и СЬ, З и ЗЬ, Ц)

1.2. Затем Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ)

1.3. И в конце Соноры (Л и ЛЬ, Р и РЬ)

2. Диагностики проводились индивидуально

3. С каждым ребенком мы познакомились и расположили к себе

4. Упражнения так же проводились индивидуально.

5. Упражнения проводились в добродушном настроении без требовательных или огорчающихся взоров, или слов.

6. При проведении упражнений вначале ставился звук, затем он автоматизировался, а после смешивался в использованном тексте с другими звуками.

Вся работа была проведена достаточно быстро, но при этом показала свою эффективность. При выборе игровых упражнений нами были проанализированы образовательные программы и проосмотрено множество материалов, помогающих для постановки звуков. Выбор был сделан в пользу книги Надежды Жуковой «Уроки логопеда Исправление нарушений речи» по которой и велись занятия.

В дальнейшем рекомендуем продолжить работу до правильного произношения всех типов звуков. Для постановки сонорных звук мы бы рекомендовали обратиться к специалистам по логопедии, так как данные звуки имеют сложную постановку.

Заключение

Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что значительную роль в становлении личности играет речь. Ее развитие во многом зависит от влияния окружающих; дошкольник учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие люди должны помочь ребенку сформировать правильную, четкую речь.

Педагоги и родители должны внимательно прислушиваться к самым незначительным успехам дошкольника, ценя его упорство, трудолюбие.

К основным требованием звуковой культуры речи к четырем годам жизни относятся:

· чистое ясное произношение звуков в словах,

· правильное произношение слов согласно нормам орфоэпии русского языка,

· отработка хорошей дикции,

· воспитание выразительности детской речи.

· Нарушения в речи детей четырех лет:

· неверное произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (р, рь, л, ль) звуков;

· неверная постановка таких элементов звуковой культуры, как темп, интонация, дикция;

В пять лет дошкольник начинает осваивать связную монологическую речь. В области звуковой культуры речи у них отмечаются такие противоречия, как осознание произносительных умений и в то же время несовершенство произношения многих звуков. В пять лет у ребенка развиты такие элементы звуковой стороны речи, как темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность.

В речи ребенка пяти лет в области фонетики наблюдаются:

· правильное произношение звуков родного языка;

· находить слова, сходные и различные по звучанию;

· подбирать слова, близкие по звучанию;

· тяготение к рифме.

В речи детей пяти лет встречается неправильное произношение шипящих и сонорных звуков.

Дети старшего дошкольного возраста могут:

· дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;

· изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;

· подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Но ребенок овладевает разными подсистемами языка не одновременно и не равномерно.

Педагог по мере возможности должен привлечь ребенка участвовать во всех словесных играх, незаметно для ребенка, окружающих детей (не акцентируя внимания на дефекты речи) заинтересовать выполнением различных заданий.

В соответствии с ФГОС общего образования на начальных этапах предусматривается работа по нормализации моторики артикуляционного аппарата (использование различных логопедических упражнений). Обязательной является работа по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук (использовать пальчиковые игры). Основой пальчикового игротренинга являются народные игры, потешки, приговорки, стихи, загадки.

Основным методом формирования фонетической стороны речи является использование различных игр.

На этапе контрольного эксперимента мы выяснили, что разработанный нами комплекс мероприятий эффективен для формирования фонетической стороны речи детей дошкольного возраста. Результаты эксперимента подтверждают, что у детей фонетическая сторона речи, тенденция к её саморазвитию, повысилась точность речи и её выразительность, при внедрении в образовательный процесс комплекса дидактических игр.

После вторичной диагностики мы выяснили, что разработанный нами комплекс мероприятий и игр эффективен для формирования фонетической стороны речи детей дошкольного возраста. Результаты эксперимента подтверждают, что у детей повысилась культура речи, тенденция к её саморазвитию, повысилась точность речи и её выразительность, при внедрении в образовательный процесс комплекса дидактических игр.

Специальные игры, рассчитанные на отработку определенных звуков, сочетаний звуков, слогов, особенно интенсивные, очень хорошо развивают детскую речь и позволяют устранить ее недостатки.

Эффективность занятий повышалась за счет использования на занятиях различных логопедических упражнений, а именно изолированного произношения, автоматизации в слогах, чистоговорок, автоматизация в словах (вначале, середине и в конце), в предложениях, в связных текстах творческих рассказах.

Стоит отметить, что во всех заданиях уровень их выполнения повысился, и это неудивительно, так как именно в дошкольном возрасте игровые приёмы являются самым эффективным средством развития и фонетической стороны речи в том силе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – Москва: Изд-во Эксмодетство 2016. – 120с.

2. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс» 2015. – 45с.

3. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93с.

4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, Москва, 2009.

5. Варенцова, Н. С, Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет./ Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова - М., 1998.

6. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. - М.: 2005.- С. 38

7. Гвоздев А. Н. Усвоение дошкольником фонетической стороны русского языка. - СПб.,2012.

8. Ельцова О.М. и др. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова. СПб: Детство-Пресс, 2005.

9. Копылова А. А. Формирование звукового анализа слова у детей пятилетнего возраста посредством игровых приёмов // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 471-473.

10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. /Р.Е. Левина– М.: Просвещение, 1968. - 367 с.

11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: КомКнига, 2010.- 405 с.

12. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.

13. Максаков А. И. Воспитание фонетической культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 64с.

14. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 2001. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 2004.

15. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 2010.

16. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М., 2015.

17. Салахова А. Д. Развитие фонетической стороны речи дошкольника. - М., 1973.

18. Соловьева О.И. Говори правильно. - М., «Просвещенно», 1966.

19. Сухин И. Чистоговорки, наоборотки, запрятки, на звук «С».- М.: Новое знание, 1997.

20. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. - М.: Просвещение, 2002.

21. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

23. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

24. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., 1989.

25. Чевелева, Н.А. Приемы развития фонемного восприятия у дошкольников снарушениями речи / Н.А. Чевелёва //Дефектология. - 1986. - № 5. – С.57-61.

26. Шапошникова Н. В. Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 117-120.

27. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. – М., 2012.

28. Яшина В. И., Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей/ М., Изд. центр «Академия», 2013.

Приложения

Приложение 1

Звук Слово Картинка
[с] Санки
[с] Оса
[с] Нос
[с'] Сено
[с'] Апельсин
[с'] Гусь
[з] Замок
[з] Коза
[з'] Зима
[з'] Гвозди
[ц] Цапля
[ц] Овца
[ц] Палец
[ш] Шапка
[ш] Машина
[ш] Мышь
[ж] Жук
[ж] Лыжи
[ч] Чайник
[ч] Качели
[ч] Мяч
[щ] Щука
[щ] Овощи
[л] Лампа
[л] Балалайка
[л] Дятел
[л'] Лимон
[л'] Пальма
[л'] Фасоль
[р] Ракета
[р] Картошка
[р] Комар
[р'] Репка
[р'] Карета
[р'] Дверь

Приложение 2

Обследование звукопроизношения детей средней группы «Теремок» ДОУ№97

Дата обследования 3.04.2017

Ф. И. Свистящие Шипящие Сонорные Уровень нарушения
[с] [с'] [з] [з'] [ц] [ш] [щ] [ж] [ч] [л] [л'] [р] [р']
Иван М. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 3/3 1/2 1/2 2/3 0/3 0/3 0/3 0/3 4ый
Крис П. 3/3 3/3 2/2 2/2 2/3 2/3 1/2 1/2 2/3 0/3 1/3 1/3 1/3 3ий
Роман Д. 1/3 1/3 1/2 1/2 1/3 1/3 1/2 2/2 1/3 1/3 0/3 0/3 0/3 2ой
Матвей Х. 3/3 3/3 2/2 2/2 2/3 3/3 3/3 2/2 3/3 1/3 1/3 0/3 0/3 4ый
Феликс З. 3/3 1/3 1/2 1/2 0/3 0/3 0/3 0/2 1/3 0/3 0/3 0/3 0/3 2ой
Ростик Х. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 3/3 1/3 0/2 1/3 0/3 0/3 0/3 0/3 3ий
Кристина М. 2/3 2/3 2/2 2/2 1/3 3/3 2/3 1/2 1/3 0/3 0/3 0/3 0/3 3ий
Лилия В. 1/3 1/3 1/2 1/2 1/3 1/3 1/2 2/2 1/3 1/3 0/3 0/3 0/3 2ой
Катя Н. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 3/3 3/3 2/2 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 5ый
Нора З. 3/3 3/3 2/2 2/2 2/3 3/3 3/3 2/2 3/3 1/3 1/3 0/3 0/3 4ый

Приложение 3

Обследование звукопроизношения детей средней группы «Теремок» ДОУ№97

Дата обследования 31.05.2017

Ф. И. Свистящие Шипящие Сонорные Уровень нарушения
[с] [с'] [з] [з'] [ц] [ш] [щ] [ж] [ч] [л] [л'] [р] [р']
Иван М. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 3/3 2/2 2/2 2/3 1/3 2/3 1/3 0/3 4ый
Крис П. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 2/3 2/2 1/2 2/3 0/3 1/3 1/3 1/3 3ий
Роман Д. 3/3 3/3 1/2 1/2 1/3 1/3 1/2 2/2 1/3 1/3 2/3 0/3 0/3 3ий
Матвей Х. 3/3 3/3 2/2 2/2 2/3 3/3 3/3 2/2 3/3 1/3 1/3 0/3 0/3 4ый
Феликс З. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 3/3 2//3 1/2 1/3 0/3 1/3 0/3 0/3 3ий
Ростик Х. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 3/3 1/3 0/2 1/3 0/3 0/3 0/3 0/3 3ий
Кристина М. 2/3 2/3 2/2 2/2 1/3 3/13 2/3 1/2 1/3 0/3 1/3 0/3 0/3 3ий
Лилия В. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 3/3 2/2 2/2 1/3 3/3 0/3 0/3 0/3 3ий
Катя Н. 3/3 3/3 2/2 2/2 3/3 3/3 3/3 2/2 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 5ый
Нора З. 3/3 3/3 2/2 2/2 2/3 3/3 3/3 2/2 3/3 1/3 3/3 0/3 1/3 4ый

Наши рекомендации