Звуковая культура речи, ее закономерности развития.
Под звуковой культурой речи дошкольников понимается нормативное произношение звуков родного языка, правильное четкое произношение слов, соответствующее орфоэпическим нормам, а также богатство и уместность использования средств интонационной выразительности.
Звуковая культура речи сочетает в себе:
· развитие речевого дыхания,
· развитие голоса,
· развитие подвижности органов артикуляционного аппарата,
· постановку и уточнение произношения звуков,
· выработку нормального темпа, ритма речи,
· развитие выразительности речи,
· развитие фонематического слуха,
· воспитание навыков звукового анализа и синтеза.
Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.
Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.
Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.
Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:
1. Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
2. Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;
3. При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).
В работе по звуковой культуре речи последовательно ставятся педагогические задачи:
Первая младшая группа
1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.
2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.
3. Развитие пространственного слуха.
4. Вызывать правильное произношение звуков.
Вторая младшая группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Отстукивание простых алгоритмов без выделения ударного слога. Например, "Машина"-"та- ТА-та". Определение тембра мужского, женского и детского голосов. Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (Ой, ну, ах, да ну и др).
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками:т, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков:с, с', з, з', ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Игра: "Что лишнее" па-па-па-ба-па". " Игра в звуки" ветер дует - сссс, жук жужжит – жжжж.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Старшая группа
1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звукамиj, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.
2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуковш, ж, ч, щ и сонорных л, л', р, р'.
3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса. Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Игра "Отгадай слово".Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л"( . ампа, мы . о, . ук, ку . ак)
4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
Подготовительная к школе группа
1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
2. Развивать навыки звукового анализа слов. Игра " Цепочка ". Что общего в словах "мак" и "кот"?
3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки. Игра " Выбери лишнее слово". Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.
Так, вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука;
На прогулке – отдельных детей потренировать в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.
В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.
Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.
Воспитание звуковой культуры речи сводится не только к формированию правильного произношения звуков, к фонетической стороне речи. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи