Организация режима пребывания детей в ДОУ

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Следует стремиться к тому, чтобы приблизить режим дня к индивидуальным особенностям ребенка.

В таблице приведены режимы дня для различных возрастных групп. Режим дня составлен с расчетом на 11-часовое пребывание ребенка в детском саду.

В режиме дня указана общая длительность занятий, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки.

В середине занятий статического характера должны проводится физкультминутки.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Климатические условия Свердловской области имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательный процесс включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости;

При организации режима формируется образ жизни ребенка, закладываются основы здоровой организации жизни на будущее, когда рядом может не оказаться воспитателей и подрастающему человеку многое придется решать самому. Итогами этой кропотливой работы с детьми на протяжении всех лет должны стать:

- понимание ребенком необходимости планировать свое время в течении дня, то есть понимание необходимости так называемого распорядка дня ( и в детском саду, и дома);

- знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным, красивым, здоровым;

- умение самостоятельно готовиться к таким постоянным компонентам распорядка дня, как прогулка, прием пищи, сон.

Важнейшие требования организации режимных процессов:

  • Спокойный, доброжелательный тон воспитателя.
  • Отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов.
  • Недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей, т.к. она является ведущей в дошкольном возрасте.

Рациональный режим дня предусматривает:

1. Достаточной длительности дневной сон: 2 - 2,5 часа (в зависимости от возраста).

2. Соблюдение периода бодрствования детей младшего и среднего дошкольного возраста 5,5-6 часов; старшего 5,5-6,5 часов.

3. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе (до 3 - 4 часов суммарно в холодное время года; в теплое время года нахождение детей на свежем воздухе как можно больше времени).

4. Соблюдение интервалов между приемами пищи от 3,5 до 4,5 часов с учетом возраста детей.

5. Реализацию здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми.

6. Регламентацию длительности непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей.

7. Выделение времени для игровой и других видов самостоятельной деятельности детей.

Самостоятельная деятельность детей занимает в режиме дня не менее 2,5-3,5 часов.

Режим дня разработан на принципах гибкости, адекватности возрастным психофизиологическим особенностям детей группы и способствует их гармоничному развитию.

В условиях организации режимных моментов планируются и не директивно решаются задачи образовательной деятельности с детьми.

Процесс воспитания и обучения в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

- холодный период − образовательный (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание организованных образовательных форм;

- летний период − оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой режим организации жизнедеятельности детей

Режим дня в холодный период года в старшей группе

Режимные моменты время
Встреча воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, утренняя гимнастика 7.00-8.15
Подготовка к завтраку, завтрак 8.15-8.35
Игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа 8.35-9.00
Организованная образовательная деятельность (общая длительность, включая перерывы) 9.00-10.00
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, спорт, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа по развитию ОВД, творчество) 10.00-12.00
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.00-12.20
Подготовка к обеду, обед 12.00-12.30
Спокойные игры, подготовка ко сну, дневной сон 12.30-15.00
Постепенный подъем, закаливающие процедуры 15.00-15.20
Подготовка к полднику, полдник 15.20-15.35
Чтение художественной литературы, организованная деятельность, самостоятельная деятельность 15.35-16.55
Подготовка к ужину, ужин 16.55-17.15
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 17.15-18.00

Режим дня в летний период в старшей группе



Режимные моменты время
Прием детей на улице, игры, утрен­няя гимнастика, прогулка 07.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.55
Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке 8.55-9.15
Прогулка. Игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воз­душные и солнечные процедуры. 9.15-10.15
Прогулка. Игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воз­душные и солнечные процедуры. 10.15-10.45
Возвращение с прогулки, водные процедуры, закаливание 10.45-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну. Дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъем, закаливание, полдник 15.00-15.25
Подготовка к прогулке, прогулка 15.25-16.40
Подготовка к ужину, ужин 16.40-17.15
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 17.15-18.00

Наши рекомендации