Организация режима пребывания детей в ДОУ
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Следует стремиться к тому, чтобы приблизить режим дня к индивидуальным особенностям ребенка.
В таблице приведены режимы дня для различных возрастных групп. Режим дня составлен с расчетом на 11-часовое пребывание ребенка в детском саду.
В режиме дня указана общая длительность занятий, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки.
В середине занятий статического характера должны проводится физкультминутки.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Климатические условия Свердловской области имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в образовательный процесс включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости;
При организации режима формируется образ жизни ребенка, закладываются основы здоровой организации жизни на будущее, когда рядом может не оказаться воспитателей и подрастающему человеку многое придется решать самому. Итогами этой кропотливой работы с детьми на протяжении всех лет должны стать:
- понимание ребенком необходимости планировать свое время в течении дня, то есть понимание необходимости так называемого распорядка дня ( и в детском саду, и дома);
- знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным, красивым, здоровым;
- умение самостоятельно готовиться к таким постоянным компонентам распорядка дня, как прогулка, прием пищи, сон.
Важнейшие требования организации режимных процессов:
- Спокойный, доброжелательный тон воспитателя.
- Отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов.
- Недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей, т.к. она является ведущей в дошкольном возрасте.
Рациональный режим дня предусматривает:
1. Достаточной длительности дневной сон: 2 - 2,5 часа (в зависимости от возраста).
2. Соблюдение периода бодрствования детей младшего и среднего дошкольного возраста 5,5-6 часов; старшего 5,5-6,5 часов.
3. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе (до 3 - 4 часов суммарно в холодное время года; в теплое время года нахождение детей на свежем воздухе как можно больше времени).
4. Соблюдение интервалов между приемами пищи от 3,5 до 4,5 часов с учетом возраста детей.
5. Реализацию здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми.
6. Регламентацию длительности непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей.
7. Выделение времени для игровой и других видов самостоятельной деятельности детей.
Самостоятельная деятельность детей занимает в режиме дня не менее 2,5-3,5 часов.
Режим дня разработан на принципах гибкости, адекватности возрастным психофизиологическим особенностям детей группы и способствует их гармоничному развитию.
В условиях организации режимных моментов планируются и не директивно решаются задачи образовательной деятельности с детьми.
Процесс воспитания и обучения в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
- холодный период − образовательный (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание организованных образовательных форм;
- летний период − оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой режим организации жизнедеятельности детей
Режим дня в холодный период года в старшей группе
Режимные моменты | время |
Встреча воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, утренняя гимнастика | 7.00-8.15 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.35 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа | 8.35-9.00 |
Организованная образовательная деятельность (общая длительность, включая перерывы) | 9.00-10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, спорт, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа по развитию ОВД, творчество) | 10.00-12.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.00-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.30 |
Спокойные игры, подготовка ко сну, дневной сон | 12.30-15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20-15.35 |
Чтение художественной литературы, организованная деятельность, самостоятельная деятельность | 15.35-16.55 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.55-17.15 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 17.15-18.00 |
Режим дня в летний период в старшей группе
Режимные моменты | время |
Прием детей на улице, игры, утренняя гимнастика, прогулка | 07.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке | 8.55-9.15 |
Прогулка. Игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры. | 9.15-10.15 |
Прогулка. Игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры. | 10.15-10.45 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, закаливание | 10.45-12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40-13.10 |
Подготовка ко сну. Дневной сон | 13.10-15.00 |
Постепенный подъем, закаливание, полдник | 15.00-15.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 15.25-16.40 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.40-17.15 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 17.15-18.00 |