Социальная ответственность спортсмена
Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач: укрепление здоровья населения, отвлечение молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворение спроса на зрелищные услуги, экономические стимулы, защита чести страны, формирование патриотизма и т.д. Из многообразия социальных функций сформировались следующие направления спорта:
массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);
спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);
профессиональный (коммерческий) спорт.
Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.
Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны не только заботиться о спортивной форме юных спортсменов,
но и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим — необходимые условия для формирования личности спортсмена.
Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет. Он превращается в героя, кумира молодежи. Образ жизни спортсмена становится моделью социального поведения. В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алкоголь, то тем самым «тиражирует» девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих идолов. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.
Другая сторона социальной ответственности спортсмена связана с противоречиями, которые обусловливаются личными и общественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорарами отказываются выступать даже на Олимпийских играх (как это было в Атланте с Евгением Кафельниковым).
Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой, — заграничный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры.
Социальная ответственность в спорте должна не только формироваться с помощью эффективного воспитательного процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами. Например, необходимо законодательно признать, что выступления за сборные команды поощряются денежными выплатами. Спортсменам, которые приносят славу российскому спорту, даются гарантии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Таким образом, можно найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные
гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно повышать их социальную ответственность перед обществом.
Вопросы и задания
1. Дайте социологическое понятие личности.
2. Что является предметом исследования в социологии личности?
3. Что важно изучать с социологических позиций в личности спортсмена?
4. Раскройте социологизирующую роль спорта для общества и личности.
5. В чем суть «первичной» и «вторичной» социализации?
6. Раскройте содержание основных стадий социализации.
7. Обоснуйте взаимосвязь между этапами формирования спортивной карьеры и социализацией спортсмена.
8. В чем вы видите различие социальной ответственности спортсмена, занимающегося массовым спортом, спортом высших достижений и профессиональным спортом?
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная социология. — М., 1994.
2. Берне Э. Я-концепция и воспитание. — М., 1968.
3. Гуськов СИ., Гуськов С. С. Телевидение и спорт. — М., 2000.
4. Кон И. С. Социология личности. — М., 1979.
Глава VI
МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКРЕТНОГО
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ,
МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЙ
В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Понятие о конкретном социологическом исследовании (КСИ), его методологии, методике и процедуре. Методологические основы социологического анализа. Общая характеристика методов КСИ: наблюдение, документальный анализ, опрос, социальный эксперимент.
Понятие о конкретном социологическом исследовании (КСИ), его методологии, методике ипроцедуре
Прикладное социологическое исследование... Кому не знакомо это понятие? Оно на устах специалистов практически всех областей обществознания. Им все чаще пользуются управленцы. Журналисты и политологи обращаются к нему в своих материалах. С каждым годом увеличивается число социологических исследований, растет число социологов. Что это — дань моде или насущное веление времени? Сама жизнь, логика социального развития дали ответы на эти вопросы, определили возможность социологических исследований. А возможности действительно широки и многогранны.
Социологическое исследование позволяет решить такие важные социальные проблемы, как:
отражение реального состояния социальных процессов;
обновление планов и управленческих решений;
выяснение ведущих тенденций развития общественных отношений;
анализ и обобщение опыта и прогнозирования социальных си-туаций;
изучение противоречий и выработка рекомендаций по их преодолению;
обеспечение действенного социологического контроля.
Социологические теории опираются на КСИ, в том числе на результаты опросов, наблюдений, анализа документов. Таким образом, КСИ — это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения прикладных теоретических и социальных проблем.
В КСИ важно не только получить данные об объекте, но и провести анализ, который в конечном итоге мог бы служить основой принятия управленческих решений для эффективного развития социальных процессов.
Основная задача КСИ — это добывание фактов о социальной действительности, ее отдельных явлениях, сторонах, иначе говоря — социальных фактов, т. е. фактов, которые каким-то образом фиксируют, описывают фрагменты социальной действительности. Как показывает опыт, научному описанию и строгой фиксации поддаются следующие стороны социальной действительности:
поведенческие акты индивидов (что делают люди);
продукты человеческой деятельности (что сделали люди);
вербальные действия людей — мнения, взгляды, суждения (что высказывают люди).
В начале научного поиска исследователь стоит перед множеством социальных фактов. Как же выбрать те из них, которые могут дать или помогут найти достоверный ответ на вопросы исследователя?
Для отбора социальных фактов социологическая наука выработала целую систему научных процедур и понятий.
Рассмотрим наиболее часто употребляемые термины, понятия и процедуры КСИ.