Анализ социокультурной ситуации в Свердловской области
Социокультурная ситуация в Свердловской области представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность по воспитанию детей.
Одной из особенностей Свердловской области является eё многонациональность и многоконфессиональность, что определяет характер уральской толерантности, готовность и способность жить в мире и согласии.
Сложность демографических процессов обусловливает негативный фон социального самочувствия, что чревато социально-экономическими проблемами (запустение сельских территорий, рост мигрантов из других регионов и стран, рост социальной напряженности). Для закрепления на малой родине молодых людей необходимы целенаправленные усилия не только социально-экономического характера (по изменению социокультурной инфраструктуры, повышению качества образования через развитие разноплановой сети культурно-образовательных услуг для всех возрастов, в том числе и через обеспечение возможности получения профессионального образования непосредственно в территории), но и по формированию и развитию регионального патриотизма – осознание значимости для личности места жизни, «малой родины».
Урал представляет специфическую целостность – региональную культуру (составную часть общероссийской культуры), в которой за многие годы сформировались собственная система ценностей и этос (совокупность стойких черт индивидуального характера), определившие тип личности и региональную идентичность.
Однако последние два десятилетия существенно изменили как ценностные ориентации общества и личности, так и понимание значимости региональной истории и культуры как условия их формирования и развития. Трансформация ценностей, смена картины мира, доминирование массовой культуры в ситуации социальной и экономической нестабильности оказали существенное влияние на развитие подрастающего поколения.
Как отмечают авторы социологического исследования в целях выяснения уровня социальной напряженности в образовательных средах в Свердловской области и иных факторов экстремистской направленности, проведенного в 2016 году под руководством профессора Е.В. Прямиковой, «для учеников Свердловской области в целом характерны общие тенденции, свойственные этой возрастной группе в целом. На первом
плане – приоритеты приватной, частной жизни: семья, здоровье и дружба выбирается в качестве самых значимых позиций большинством школьников (от 50 до 80 % респондентов).
Полученные данные позволяют выстроить иерархию ценностных ориентаций учеников и разделить всю совокупность ответов школьников на 4 условные группы:
1) доминирующие ценности – их выбрали от 50 до 78 % школьников – это, как уже отмечалось ценности частного, приватного характера;
2) существенные ценности – за них «отдали голоса» от 30 до 50% респондентов – любовь, образование, свобода и самореализация. Представляется, что их можно в целом охарактеризовать как ценности-двойники: они могут выступать как терминальные ценности, ценности-цели (например, образование значимо само по себе, потому что интересно, увлекательно и т.д.), и в то же время как инструментальные ценности, как ценности-средства, способы достижения поставленных жизненных целей (образование значимо потому, что это необходимый ресурс для получения хорошей работы, солидного заработка, продвижения по карьерной лестнице);
3) периферийные – они отмечены 15-30%
школьников – профессионализм, дети, свобода, деньги, карьера. Эти ценности представляются периферийными не только с точки зрения их «удаленности» от вершины иерархии, но и с точки зрения «отложенности» их осуществления, это своего рода футуро-ценности, ценности-ожидания;
4) рецессивные – их указали от 5 до 13 % информантов – слава, власть, удовольствие. Это ценности престижного, гедонистического характера»[1].
Изменения в ценностных ориентациях с общественно-значимых на приватные свидетельствует и о том, что в плане личностного развития приоритеты находятся не в сфере социального, а в сфере индивидуального.
Нельзя сказать, что эти изменения произошли на протяжении одного-двух десятилетий. Напротив, социологи и в 1970-е годы фиксировали в качестве терминальных, т. е. ценностей-идеалов, хорошую работу и семейное счастье. Но мотивация поиска «хорошей работы» в большей степени соотносилась с принесением пользы людям и их уважением, а личное материальное благополучие как ценность в иерархии ценностей занимало не самое высокое место. Конечно, активистски-альтруистический тип личности на протяжении последней трети ХХ века не был доминирующим, но как ориентир воспитания продолжал сохраняться достаточно долго. Для уральского сознания это можно было определить, как ощущение ответственности за судьбу страны, готовность встать на ее защиту (что мотивировано историей советского Урала и может рассматриваться как своеобразный культурный код).
Сегодня не стоит задача полностью изменить векторы ценностных ориентаций (это не возможно), но есть потребность в сопоставлении прагматических и альтруистических устремлений, с акцентом на значимость последних прежде всего для сохранения человеческого в человеке. Соответственно, в направлениях воспитательной работы с детьми и подростками необходимо подчеркивать разнонаправленность деятельности в социальной реальности как условие свободного личностного выбора.
Актуальной задачей становится «оптимизация процесса формирования ценностного сознания», которая состоит в ориентации на человека, признающего приоритет традиционных ценностей, свойственных носителю российской культуры, в сочетании с общечеловеческими (честность, справедливость, уважение, гармония, ответственность, семья, свобода, творческая самореализация) как смысложизненных.
Дифференциация между жителями городов и сельских поселений в определении ценностных приоритетов – не значительная: «…для сельских школьников в сравнении с их сверстниками из крупных городов менее значимы такие ценности, как деньги, свобода. Одновременно для них более значимы, чем для горожан, ценности хорошего образования и хорошей работы», или инструментальные ценности (ценности-средства, инструменты для достижения целей повседневной жизни), которые помогут «устроиться в жизни» в большом городе. Социологи фиксируют высокий уровень миграционных настроений подростков и молодежи, проживающих в сельских районах.
Сегодня миграция из сельских поселений в крупные города дополняется ростом миграционных настроений у молодежи малых и средних городов. Так, по данным социологического исследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС доля молодежи, выбирающих миграционную стратегию, выросла с 64% в 2004 году до 75% в 2015-м. Причем, больше половины опрошенных в 2015 году намерены уехать навсегда, что ведет к снижению количества молодежи, проживающих в сельской местности и малых городах[2]. А при сегодняшней ситуации в Свердловской области, характеризующейся отрицательной демографической динамикой (в 2016 году в регионе родились 60 тыс. 449 человек, что на 2 тыс. 348 меньше, чем в 2015 году; умерли в 2016 году 60 тыс. человек; рост рождаемости был отмечен только в пяти более социально благополучных населенных пунктах области: в городах Екатеринбург, Березовский, Верхняя Пышма, Заречный и поселке Свободный) это создает серьезные риски для социокультурного и экономического развития региона.
На формирование позитивного социокультурного образа региона влияют (прямо или косвенно) разнообразные факторы. Назовем некоторые из них.
1. Возможности для сохранения здоровья.
Качество оказания медицинских услуг, экологическая ситуация, развитие возможностей для занятий физкультурой и спортом являются значимыми для каждого человека. Одной из важнейших задач системы здравоохранения в Свердловской области является профилактика заболеваний и мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни, раннее выявление и коррекция факторов риска. Сегодня среди приоритетных задач развития региона называются сохранение и укрепление здоровья, профилактика и лечение хронических заболеваний у детей и подростков (около 70% детского населения – дети школьного возраста).
Для Свердловской области решение этих задач носит первоочередной характер, поскольку негативных факторов, влияющих на здоровье населения, достаточно много, а статистические данные далеко не оптимистичны: по данным 2016 года распространенность потребления табака среди взрослого населения – 40,7%, потребление алкогольной продукции
(в перерасчете на абсолютный алкоголь) – 8,2 литра на душу населения в год, наблюдается рискованное поведение молодого поколения, приводящее к заражению ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами и наркотической зависимости.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного Институтом развития образования Свердловской области в 2016 году, наиболее распространенными формами девиантного поведения школьников являются курение (21,0%) и употребление алкогольных напитков (7,1%)[3].
В Свердловской области систематически занимается физической культурой и спортом более 887 тыс. человек, что составляет 20,6 процента от общего числа жителей области (что ниже, чем в соседних областях). Несмотря на то, что в настоящее время в Свердловской области наблюдается положительная динамика этого показателя, темпы прироста не достаточны.
Для обеспечения занятий физической культурой и развития массового спорта в Свердловской области уровень инфраструктуры не в полной мере соответствует современным задачам развития. Рост количества спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта, является наиболее действенным механизмом увеличения численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом.
2. Региональная социальная политика.
Обеспечение равных возможностей для реализации потенциала каждого человека на основе его способностей и таланта, мер социальной поддержки семей с детьми; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; многодетных семей; семей, в которых воспитываются дети с особыми потребностями, в сочетании с обеспечением условий для развития ответственности граждан за свою жизнь (условий для самостоятельного ответственного выбора гражданами вариантов решения своих жизненных проблем с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства) и созданием условий для формирования семейной среды как среды личностного саморазвития супругов, воспитания и развития детей, повышением престижа социально благополучной
семьи – определяют не только направленность усилий государственных органов власти, но и социальный «климат» в территории[4].
По данным Министерства труда и социальной политики Свердловской области в регионе проживает 44 455 многодетных семей, в которых воспитывается 145 685 детей. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 19 034 человека (в течение 2016 года 2 491 ребенок был устроен в приемные семьи). Ежегодно около 2000 детей в возрасте до 18 лет признаются инвалидами.
Несмотря на то, что в Свердловской области стабилизировалась численность инвалидов с некоторой положительной тенденцией к сокращению, вопрос об обеспечении условий доступности для инвалидов и иных маломобильных граждан является одним из значимых[5]. По информации Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, в нашем регионе по состоянию на 2015/16 учебный год из 446 805 обучающихся 21 400 – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задача реализации социальной политики – обеспечение равных возможностей для реализации потенциала каждого человека на основе его способностей и таланта.
3. Региональная культурная политика.
Направленная на поддержку, сохранение и развитие культуры, обеспечение реализации творческой деятельности граждан и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей культурная политика в регионе призвана обеспечить условия для вовлеченности населения в культуротворческую деятельность на самых разных уровнях – от внедрения новых технологий в производство до проведения творческих акций и развития творческих индустрий. Популяризация культурного наследия региона, культурно-просветительская деятельность, поддержка и обеспечение возможностей для развития одаренных детей – все это позволяет говорить о приоритетах социокультурного развития региона.
Традиционное для Свердловской области взаимодействие сфер культуры и образования как единой воспитательной среды может рассматриваться как залог реализации поставленных задач (например, Свердловская область занимает третье место среди субъектов Российской Федерации по количеству профессиональных театров: на 1 млн. жителей в области приходится 7 театров, тогда как в целом по России – 3,2 театра; на начало 2017 года в государственных и муниципальных музеях Свердловской области было реализовано 3135 выставочных проекта). Частично преодолеть этот «разрыв» может помочь использование возможностей информационно-коммуникационных технологий (в частности, в области действует 33 виртуальных музея, более 40 тыс. человек посещали в 2016 году концерты в виртуальном зале Свердловской филармонии).
Решение задачи по созданию условий для развития творческого потенциала населения в Свердловской области предполагает не только увеличение численности посетителей разнообразных мероприятий, но и увеличение доли посещающих культурно-досуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе, от общего числа детей в возрасте до 18 лет (около 40% от общего числе детей в Свердловской области в 2016 году).
4. Возможности для социализации детей и их будущего профессионального самоопределения.
Процесс и результат освоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта в региональном контексте акцентирует такие аспекты в организации образования, как создание условий для формирования позитивной региональной идентичности для самореализации в пространстве территории области/региона, обеспечение успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), разработка программ адаптации к новым социокультурным условиям проживания детей мигрантов. В системе образования на всех уровнях делается попытка по воспитанию человека культуры, усвоившего и сделавшего основой для собственной жизни нормы, ценности, установки, социальные стереотипы. В процессе социализации происходит «перевод» (интериоризация) внешних по отношению к человеку социально-культурных регулятивов во внутренние, определяющие формы поведения, стратегии самореализации, межличностное, внутри- и межкультурное взаимодействие, что обусловливает становление социально-ориентированного образования как фундамента для формирования и воспитания гармонично развитой личности.
Реализация этих задач идет по нескольким направлениям: в области дополнительного образования, в рамках краткосрочных программ каникулярного отдыха в оздоровительных лагерях, в создании среды открытого образования на основе информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время организация дополнительного образования детей носит межведомственный характер (ведомственная подчиненность сферам образования, физкультуры и спорта, культуры и туризма).
Среди актуальных задач для Свердловской области можно назвать не только сохранение и появление новых организаций, занимающихся дополнительным образованием детей и молодежи, но принципиальное изменение качества предоставляемых услуг, соответствия их потребностям развития региона. Особую значимость приобретает новый тип взаимодействий «дети – семья/родители – культурно-образовательная среда».
Самоопределение рассматривается как важный этап социализации. В психологическом плане сомоопределившаяся личность осознает свои жизненные цели, соотносит их с идеалами и ценностями культуры, понимает и объективно оценивает свои возможности, склонности, дарования, личностные и физические свойства, рефлексирует требования общества и собственную готовность функционировать в системе общественных отношений. Таким образом, воспитательная задача может быть сформулирована как обеспечение условий для позитивной социализации и личностного самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это составная часть личностного самоопределения, процесс, в ходе которого человек ищет «свою» профессию, стремится осознать «себя в профессии», определяет свои профессиональные позиции, пути достижения и профессиональные перспективы, обретает готовность к самореалиазации в профессиональном плане.
Для Свердловской области профессиональное самоопределение школьников связывается с уже имеющимся промышленными предприятиями и по преимуществу акцентирует внимание на работу в производственном секторе экономики (программы робототехники, Worldskills). В то же время чрезвычайно актуально готовить детей и молодежь к жизни в условиях гуманитарно-ориентированной среды. Важное место в этом процессе занимает готовность к коммуникациям «человек-человек» (сложным социальным коммуникациям), в том числе и опосредованных технологически (медиатворчество).
Перспективными направлениями в современном формальном и информальном образовании называют научно-техническое творчество молодежи, учебно-исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельность, участие в различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
В то же время особое значение приобретает вопрос о стратегиях личностного и профессионального развития педагога как условии успешной реализации программ социализации и самоопределения (концептуальная модель «успешный учитель – успешный ученик») и их обеспеченности на региональном уровне.
5. Защита гражданских прав и свобод.
Соблюдение гражданских прав и свобод личности является приоритетом демократического государства. От того, насколько защищенным чувствует себя человек, зависит его социальная активность. Соблюдение законодательства о правах и свободах человека и гражданина, правовое просвещение и борьба с правовым нигилизмом, умение предотвращать конфликты – не только направления деятельности уполномоченного по правам человека, но и составная часть общей культуры личности.
Проведенный в 2016 году социологический опрос значимости прав и свобод человека и гражданина показал: приоритетное значение для российских граждан имеют права и свободы в социальной сфере. Социальные права (право на бесплатную медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, жилище, социальное обеспечение, труд и его справедливую оплату) имеют максимальный индекс значимости – 55 (по шкале значений от 0 до 100), для Свердловской области показатель – 68.
На втором месте – право на доступ к правосудию, справедливый суд, равенство перед законом, право на получение квалифицированной юридической помощи (при среднем индексе 22, у жителей Свердловской области – 28).
Важным показателем является сфера гражданских и культурных прав и свобод, таких как право иметь любые убеждения, право определения и указания национальности, право на неприкосновенность собственности и жилища, свобода совести, свобода передвижения и выбора места проживания, личную и семейную тайну, личную свободу и неприкосновенность (такие культурные права, как: право на образование, свободу творчества и преподавания, при среднем значении 15, для жителей Свердловской области особенно значимы, индекс – 19)[6].
Сегодня социологи фиксируют, что ситуация с соблюдением прав и свобод человека в российском обществе оценивается скептически. Неудовлетворенность населения уровнем соблюдения прав и свобод человека сохраняется, что является тревожным показателем, свидетельствующим о необходимости повышать их защищенность. Соответственно, одним из важных направлений в воспитании гражданина остается его правовое просвещение.
Для Свердловской области, как и для других регионов, вопросы соблюдения трудовых и социальных прав детей и молодежи находятся в ряду первоочередных.
Развитие политического самосознания, готовность отстаивать свои убеждения, готовность к участию в деятельности институтов гражданского общества позволяет говорить об этих областях деятельности как важных для становления демократического общества.
Особое направление в воспитательной работе на современном этапе уделяется умению решать конфликты, поэтому деятельность школьных служб медиации, психологов рассматривается как наиболее перспективная.
В настоящий момент можно констатировать, что в Свердловской области функционирует региональная модель системы воспитания, являющаяся составным компонентом системы образования. Структурными компонентами региональной системы образования выступают образовательные организации разного уровня (от системы дошкольного до послевузовского и дополнительного образования), организации, занимающиеся решением задач обучения и воспитания и имеющие различную ведомственную принадлежность, общественные объединения.
Система воспитания может быть представлена как упорядоченная совокупность учреждений и социальных институций, оказывающих влияние на развитие личности обучающихся. Определение «региональная» применительно к системе воспитания означает ориентацию на ценности и образцы региональной культуры как составной части общероссийской культуры, функционирование разнообразных социальных институций в культурно-образовательном пространстве региона.
Региональное культурно-образовательное пространство мы рассматриваем как микромодель, в котором каждое из «измерений» культуры приобретает особую наполненность: как физическое пространство (учреждения культуры и образования в целом), как ментальное пространство (представления/образы региона, закрепленные в сознании людей), как символическое пространство (пространство, «населенное» смыслами культуры, воплощенными в конкретные формы и артефакты), как социальное (пространство социальных связей).
Региональная система воспитания в Свердловской области включает в себя 1) организации и учреждения сфер образования, культуры, спорта и др., обеспечивающих удовлетворение образовательных и культурных потребностей; 2) социальные институции, под которыми понимается совокупность социального опыта, передаваемого из поколения в поколение в семье, различных социальных группах, конфессиональных и этнических объединениях, субкультурных сообществах.
При всем многообразии выполняемых функций (от образовательных до досугово-рекреационных, от здоровьесберегающих до социально-политических) учреждения и социальные институции фокусируются вокруг образовательной организации (школы). Существующую модель региональной системы воспитания можно назвать школоцентричной, ориентированной на выполнение «социального заказа». Школа выступает как в качестве доминирующего социального пространства, транслирующего образцы поведения и общественные идеалы, так и основного субъекта, формулирующего цели и задачи воспитания, исходя из идеального образа.
Решение задач воспитания было исключительно прерогативой школы и системы общего образования, в целом. Все остальные субъекты культурно-образовательного пространства (семья, социальные группы, конфессии, этнокультурные общности и пр.) выступали как вспомогательные, способствующие / затрудняющие / мешающие решению сформулированных школой целей. Ответственность за социализацию личности и ее развитие также лежала по преимуществу на школе. Обращение к истории региональной культуры, взаимодействие школы с различными учреждениями, представляющими регион (от заводов до культурно-досуговых организаций), носило не системный, а скорее казуальный характер, что со стороны контрагентов системы образования воспринималось как потребительское отношение.
Несовпадение «стандартов воспитания», его цели и задач приводило и продолжает приводить, например, к скрытой конфронтации школы и семьи, школы и отдельного ребенка, желании создать «параллельные» пространства социализации (кружки, секции, клубы, дополнительное образование, неформальные сообщества) – всего того, что расширяло жесткие нормативные рамки.
С конца 1990-х – начала 2000-х годов начинает формироваться иная модель организации образования в целом и воспитания как его составной части. При преобладании школоцентричной модели наметился сдвиг в сторону полицентричности в организации культурно-образовательного пространства и, как следствие, во включении в него в качестве равноправных различных субъектов культурного поля.
Полицентричнаямодель региональной системы воспитания соответствует новому качеству культурной среды – многополярности. Полицентричная модель более адекватна современным требованиям, так как обладает качествами вариативности и обеспечивает решение разноплановых задач.
Если в школоцентричной модели образцы, транслируемые системой воспитания, носили устойчивый характер, то в полицентричной модели реализуется принцип множественности. Соответственно, и ответственность за решение воспитательных задач в полицентричной модели несут в равной степени все субъекты культурно-образовательного пространства.
Если представить визуальный образ школоцентричной модели, то это будет окружность, в центре которой – школа, а социальные институты будут находиться на периферии или за границами четко очерченного пространства. Тип структуры – линейный, движение направленное: от школы – к различным институтам.
В полицентричной модели школа больше не занимает центр окружности, а функционирует наряду с другими институтами, группами, сообществами, как реальными, так и виртуальными. В школоцентричной модели задача воспитания были изначально заданы обществом школе (формирование гармонично развитой личности), в полицентричной модели – задачи воспитания конкретизируются и связаны с потребностями растущего человека. Основание, по которому происходит «группировка» социальных институций в полицентричной модели, каждый раз изменяется зависимости от заданной цели. Тип структуры – матричный, для которого характерно объединение разнообразных элементов для решения конкретной задачи.
Специфика полицентричной модели региональной системы воспитания состоит в том, что школа будучи одним из равнозначных субъектов культурно-образвоательного пространства, одновременно выступает в качестве интегративного начала, объединяющего различные общественные или государственные организации, неформальные сообщества, определяющего приоритетные задачи, связанные с социально-культурными направлениями регионального развития.
3. Общая характеристика состояния системы воспитания в сфере образования
Воспитание – составная часть процесса социализации. Воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе духовно-нравственных, трудовых, эстетических ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Инфраструктура системы воспитания в Свердловской области представляет собой совокупность учреждений, организаций, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей; защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья; создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.
Система дошкольного образования Свердловской области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области на 31 декабря 2016 года, включает 1683 дошкольных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования.
На начало 2016/2017 учебного года в Свердловской области насчитывалось 1148 общеобразовательных организаций, среди которых:
муниципальные образовательные организации – 1020 единиц, из которых 967 учреждений являются юридическими лицами, 53 – филиалы образовательных организаций;
образовательные организации, подведомственные Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, – 104 единицы, из которых 88 – юридические лица, 16 – филиалы образовательных организаций;
образовательные организации других министерств и ведомств – 8 единиц;
негосударственные образовательные организации – 16 учреждений;
дневные образовательные организации – 1032 единицы;
вечерние (сменные) общеобразовательные организации – 23 учреждения.
Система общего образования Свердловской области помимо организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, включает дневные и вечерние (сменные) общеобразовательные организации, отдельные образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, образовательные организации для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется через урочную и внеурочную деятельность по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное). План внеурочной деятельности в муниципальных образовательных организациях является структурным элементом основной образовательной программы основного общего образования и отражает не только направления развития личности, но и формы организации деятельности, а также количество часов в неделю.
Внеурочная деятельность планируется с учетом интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм, отличных от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.).
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта.
Главными элементами в структуре сети образовательных организаций Свердловской области, осуществляющих трудовое воспитание, являются общеобразовательные организации, организации дополнительного образования детей и профессиональные образовательные организации.
В 2016 году сеть государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области представлена 109 организациями, в том числе: 97 организаций являются подведомственными Министерству общего и профессионального образования; 9 организаций – Министерству культуры Свердловской области, 1 организация – Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области;
1 организация – Министерству здравоохранения Свердловской области,
1 организация – Министерству социальной защиты Свердловской области.
В 2016 году количество автономных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования, составило 54. При этом доля от общего количества указанных учреждений не изменилась в сравнении с предыдущим 2015 годом и составила 56 процентов.
Сеть профессиональных образовательных организаций Свердловской области характеризуется:
с одной стороны, многопрофильностью, увеличением доли многопрофильных профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих подготовку кадров по различным профилям, что соответствует потребностям малых городов;
с другой стороны, комплексностью, позволяющей осуществлять подготовку кадров в условиях сетевого взаимодействия.
Сеть образовательных организаций Свердловской области обеспечивает мобильность в подготовке кадров по запросам экономики конкретной территории на основе большей адресности образовательных программ.
Сеть профессиональных образовательных организаций является основой гибкой организационной структуры, более эффективного использования и развития имущественных комплексов профессиональных образовательных организаций, в том числе, в условиях государственно-частного партнерства.
Ресурс реализуемых образовательных программ связан с приоритетными направлениями подготовки кадров: подготовки кадров по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, включенным в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, реализации модели дуального обучения, реализации адаптированных профессиональных образовательных программ обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ресурсом является сложившаяся системы государственно-частного партнерства профессиональных образовательных организаций с предприятиями-работодателями в подготовке кадров и профориентационной работе.
В 2016 году как структурное подразделение профессиональных образовательных организаций осуществляет свою деятельность 21 Многофункциональный центр прикладных квалификаций (далее – МЦПК). Кадровый состав центров составляет 22,5 штатных единицы.
МЦПК осуществляют обучение по программам профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки.
Также в 2016 году в Свердловской области на базе государственных профессиональных образовательных организаций Свердловской области функционирует 5 специализированных центров компетенций (далее – СЦК), функции которых связаны с развитием системы компетенций, соответствующей мировым стандартам, обучением и подготовкой участников соревнований по методике Worldskills (в том числе JuniorSkills).
В СЦК возможно пройти подготовку по компетенциям и осуществить профессиональные пробы по компетенциям: кондитерское дело, обслуживание холодильной и вентиляционной техники, выпечка хлебобулочных изделий, фрезерные работы на станках с ЧПУ, токарные работы на станках с ЧПУ, мехатроника, сварочные работы, мобильная робототехника, управление производственным процессом, электромонтаж, промышленная автоматика, прототипирование, облицовка плиткой, столярное дело, сантехника и отопление, кузовной ремонт, покраска автомобилей, малярные и декоративные работы, электроника, сетевое и системное администрирование.
В профессиональных образовательных организациях, подведомственных Министерству общего и профессионального образования, функционирует 11 Ресурсных центров развития программ профессиональной ориентации молодежи, содействия трудоустройству, предпрофильного и профильного обучения.
В Свердловской области по состоянию на 01.01.2017 функционировало 469 организаций дополнительного образования детей, в них занималось порядка 315,3 тыс. детей и подростков от 5 до 18 лет. Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только в учреждениях дополнительного образования, но и в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в которых дополнительным образованием охвачено около 200 тыс. детей.
Наиболее массовое направление развития дополнительного образования Свердловской области – художественное творчество. Им занимается 40,0 процентов от общего количества детей в организациях дополнительного образования системы образования.
Вторым по массовости является спортивное направление: 23,5 процентов, на третьем месте – техническое творчество – около 10,0 процентов от количества занимающихся.
В Свердловской области организована работа по вовлечению обучающихся в деятельность детских и молодежных объединений, функционирующих на базе образовательных