Опросник «Определение стратегии поведения детей и подростков в различных ситуациях взаимодействия»
(методика «Коммуникативные умения» автора Л. Михельсон в модификации Ю.З. Гильбуха)
Цель методики: определение стратегий поведения школьников в ситуациях межличностного взаимодействия. Методика выявляет преобладание одной из стратегий поведения: агрессивного, пассивного (зависимого) или уверенного (ассертивного) поведения на основе сформированности коммуникативных навыков.
Рекомендации по проведению:
- данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю;
- тест имеет две формы, первая из которых предназначена для диагностики обучающихся 8-11 лет, вторая - для диагностики обучающихся подросткового и юношеского возраста;
- диагностические замеры необходимо проводить не менее двух раз с временным интервалом не менее 6 месяцев.
Для определений эффективности педагогической деятельности необходимо учитывать положительную динамику, то есть возрастание ответов, характеризующих уверенное (компетентное, ассертивное) поведение.
Опросный лист для обучающихся 8-11 лет
Дорогой друг!
Прочти внимательно каждое задание. Выбери и отметь один из трех вариантов ответов, который соответствует твоему поведению. Отмечай, как ты делаешь, а не как следует делать. Для этого обведи нужную букву в начале варианта. Задания выполняются в несколько приемов.
1. Если кто-нибудь совершает хороший поступок, в таких случаях ты обычно:
а) ничего не говоришь;
б) говоришь: «Я мог бы сделать гораздо лучше»;
в) говоришь: «Это действительно замечательно, здорово!»
2. Ты занимаешься делом, которое тебе нравится, и думаешь, что оно получается у тебя хорошо. Кто-либо из взрослых говорит: «Мне это не нравится!» Обычно ты в таких ситуациях:
а) говоришь: «Вы ничего не понимаете!»;
б) говоришь: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»
в) чувствуешь себя обиженным, но не возражаешь.
3. Ты забыл взять с собой какой-то предмет, а думал, что принес его. Кто-то из сверстников говорит тебе: «Какой ты растяпа! Хорошо еще, что свою голову не забыл!» Обычно ты в ответ говоришь:
а) «Это может случиться с каждым. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;
б) «Да, ты прав» или промолчишь;
в) «Если кто-то растяпа, так это ты!»
4. Тебе нужно, чтобы кто-то сделал за тебя одно дело. Обычно в таких ситуациях ты:
а) говоришь: «Вы должны это сделать за меня!»;
б) говоришь: «Не могли бы вы сделать за меня одно дело?», — после этого объясняешь, что именно;
в) слегка намекаешь, что тебе нужна услуга или помощь этого человека.
5. Ты видишь, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких случаях ты:
а) ничего не говоришь и оставляешь этого человека наедине с собой;
б) смеясь, говоришь: «Ты просто как маленький!»;
в) говоришь: «Ты выглядишь расстроенным, что-то случилось? »
6. Ты чувствуешь себя расстроенным, а кто-то говорит: «Ты выглядишь расстроенным». Обычно в таких ситуациях ты:
а) ничего не отвечаешь;
б) говоришь: «Не твое дело!»;
в) говоришь: «Да, я немного расстроен, спасибо за сочувствие».
7. Кто-то обвиняет тебя за ошибку, совершенную другим. В таких случаях ты обычно:
а) говоришь: «С чего вы взяли, вы же сами не разобрались!»;
б) говоришь: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил ошибку»;
в) принимаешь обвинение и не отвечаешь ничего.
8. Кто-то просит тебя сделать что-то, но ты не знаешь, зачем. Обычно ты в таких ситуациях:
а) говоришь: «Если вы этого хотите, то я сделаю»;
б) говоришь: «Это не имеет смысла, я не собираюсь этого делать»;
в) вначале пытаешься выяснить, зачем это нужно, а потом решаешь, делать это или нет.
9. Кто-то из взрослых говорит тебе: «То, что ты сделал, замечательно!» В этих случаях ты:
а) говоришь: «Спасибо, мне это тоже нравится»;
б) говоришь: «Да, обычно у меня получается лучше, чем у других»;
в) ничего не отвечаешь или говоришь: «Получилось не так уж хорошо».
10. Кто-то из сверстников был очень вежлив с тобой. Обычно в таких ситуациях ты:
а) не замечаешь или ничего не говоришь;
б) говоришь: «Не нужны мне твои любезности»;
в) говоришь: «Мне приятно, когда ко мне так обращаются, спасибо».
11. Ты разговариваешь с приятелем очень громко, и кто-то говорит тебе: «Извини, но ты ведешь себя слишком шумно». Обычно ты в таких случаях говоришь:
а) «Извините» и прекращаешь беседу;
б) «Если не нравится, отойди!»;
в) «Извините, я буду говорить тише», после чего разговариваешь тихим голосом.
12. Кто-то из сверстников делает что-нибудь такое, что тебя раздражает. Обычно в таких случаях ты:
а) говоришь: «Ну и дурак (болван)!» или «Ненавижу тебя!»;
б) стараешься не замечать этого, промолчишь;
в) говоришь: «Я рассержен. Мне не нравится то, что ты делаешь».
13. Кто-то из сверстников имеет вещь, которой ты бы хотел попользоваться. Обычно в таких случаях ты:
а) говоришь этому человеку, что ты хотел бы попользоваться этой вещью, и затем просишь ее у него.
б) отбираешь или, не спрашивая, берешь эту вещь;
в) говоришь об этом предмете, но прямо не просишь дать его.
14. Кто-либо просит твою вещь, но она новая, тебе не хочется давать ее даже на время. В таких случаях ты обычно:
а) говоришь: «Не дам, приобретай свою!»;
б) говоришь: «Вообще-то я не хотел давать ее никому, но ты ее можешь взять ненадолго»;
в) одалживаешь вещь вопреки своему нежеланию.
15. Сверстники ведут разговор об увлечениях, которые нравятся и тебе. Ты тоже хочешь присоединиться к разговору. В таких случаях ты:
а) ничего не говоришь, молча слушаешь или ждешь, когда на тебя обратят внимание;
б) включаешься в беседу и начинаешь рассказывать, чем ты занимаешься и как тебе это нравится;
в) подходишь к сверстникам и в удобный момент вступаешь в разговор.
16. Ты занимаешься своим любимым делом. Кто-то спрашивает: «Ты что делаешь?» Обычно ты:
а) говоришь: «Не мешайте, видите, я занят!»;
б) продолжаешь работать молча или говоришь: «Да ничего особенного»;
в) объясняешь, рассказываешь, что именно ты делаешь.
17. Ты видишь споткнувшегося и упавшего незнакомого человека. В таких случаях ты:
а) рассмеявшись, говоришь: «Надо смотреть под ноги!»;
б) спрашиваешь: «У вас все в порядке? Может быть, нужно помочь?»;
в) никак не реагируешь и проходишь мимо.
18. Ты стукнулся головой о полку (шкаф) и набил шишку. Кто-то подошел и спрашивает: «С тобой все в порядке?» Обычно ты:
а) ничего не говоришь или отворачиваешься;
б) говоришь: «Отстаньте, займитесь своими делами!»;
в) говоришь: «Ничего страшного, немного ушибся».
19. Кто-то часто перебивает, когда ты говоришь. В таких ситуациях ты:
а) говоришь: «Извини, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»;
б) прерываешь этого человека или говоришь: «Помолчи, дай я расскажу!»;
в) ничего не говоришь, позволяя другому продолжить свой рассказ.
20. Кто-то из взрослых просит тебя сделать что-либо, что помешало бы тебе сделать свои дела. Ты обычно говоришь:
а) «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;
б) «Нет, мне некогда, попросите кого-нибудь другого!»;
в) «Я уже делаю другое дело, а попозже могу выполнить вашу просьбу».
21. Если ты встретил родителей своего друга и тебе что-то нужно спросить о нем, то ты:
а) предпочтешь не обращаться;
б) поздороваешься, а потом спросишь;
в) сразу спрашиваешь, что тебе нужно.
22. В школе на перемене к тебе обращается сверстник с предложением поиграть, ты в ответ:
а) с удовольствием соглашаешься, если это интересно;
б) отвечаешь: «Я занят другим делом, не приставай»;
в) не отвечаешь на его предложение.
23. Вы с ребятами играли в интересную игру и ты проиграл. В этом случае ты:
а) обидишься на тех, кто выиграл, но ничего не скажешь;
б) подумаешь о том, почему не удалось выиграть, и скажешь: «Ничего страшного. В следующий раз буду больше стараться и мне больше повезет»;
в) скажешь: «Подумаешь, выиграли, а я и не старался!» или «Вы нечестно выиграли!»
24. Ты выиграл в интересной игре, и тебе это очень приятно. Ты скажешь другим ребятам:
а) «Я так и знал! У вас было не трудно выиграть!»;
б) «В этот раз у меня неплохо получилось и еще, наверное, повезло»;
в) будешь молчать и ждать, когда тебя другие поздравят или похвалят.
Ключ:
Результаты теста подсчитываются на основе ключа. Для этого нужно отнести все ответы к трём категориям: уверенное, агрессивное и неуверенное поведение.
№ вопроса | Стили поведения | ||
зависимое, неуверенное поведение | уверенное, компетентное поведение | агрессивное поведение | |
А | В | Б | |
В | Б | А | |
Б | А | В | |
В | Б | А | |
А | В | Б | |
А | В | Б | |
В | Б | А | |
А | В | Б | |
В | А | Б | |
А | В | Б | |
А | В | Б | |
Б | В | А | |
В | А | Б | |
В | Б | А | |
А | В | Б | |
Б | В | А | |
В | Б | А | |
А | В | Б | |
В | А | Б | |
А | В | Б | |
А | Б | В | |
В | А | Б | |
А | Б | В | |
В | Б | А |
Опросный лист для обучающихся подросткового и юношеского возраста
Дорогой друг!
Мы просим вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать.
1. Кто-либо говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный человек». Вы обычно в подобных случаях:
а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;
б) говорите: «Спасибо, я действительно человек выдающийся»;
в) говорите: «Спасибо»;
г) ничего не говорите и при этом краснеете;
д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».
2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:
а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;
б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты получше»;
в) ничего не говорите;
г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;
д) говорите: «Это действительно замечательно!»
3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Кто вы такой, чтобы мне указывать»;
б) говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;
в) говорите: «Вы правы», — хотя на самом деле не согласны с этим;
г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Кроме того: что вы в этом понимаете!»;
д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.
4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно вы в ответ:
а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»;
б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»;
в) говорите: «Если кто-либо растяпа, то это вы»;
г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;
д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.
5. Кто-либо, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно:
а) говорите: «Я расстроен тем, что вы заставили меня столько ждать»;
б) говорите: «Я все думал, когда же вы придете»;
в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ждать вас»;
г) ничего не говорите этому человеку;
д) говорите: «Какое безобразие! Как вы смели так опаздывать!»
6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для вас одну вещь. Обычно в таких случаях вы:
а) никого ни о чем не просите;
б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;
в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь? », после этого объясняете суть дела;
г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека;
д) говорите: «Я хочу, чтобы вы сделали это для меня».
7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы:
а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»;
б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;
в) говорите: «У вас какая-то неприятность?»;
г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;
д) смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»
8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы:
а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете;
б) говорите: «Это не ваше дело!»;
в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;
г) говорите: «Пустяки»;
д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».
9. Кто-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Вы с ума сошли!»;
б) говорите: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил эту ошибку»;
в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;
г) говорите: «Оставьте меня в покое, вы не знаете, что вы говорите»;
д) принимаете свою вину или не говорите ничего.
10. Кто-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;
б) выполняете просьбу и ничего не говорите;
в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»;
г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Я не понимаю, почему вы хотите, чтобы это было сделано»;
д) говорите: «Если вы этого хотите...», после чего выполняете просьбу.
11. Кто-то говорит вам, что, по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;
б) говорите: «Нет, это не было столь здорово»;
в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»;
г) говорите: «Спасибо»;
д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.
12. Кто-либо был очень любезен с вами. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;
б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;
в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего»;
г) игнорируете этот факт и ничего не говорите;
д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».
13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:
а) немедленно прекращаете беседу;
б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;
в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведется беседа приглушенным голосом;
г) говорите: «Извините» и прекращаете беседу;
д) говорите: «Все в порядке», и продолжаете громко разговаривать.
14. Вы стоите в очереди, и кто-то вдруг становится впереди вас. Обычно в таких случаях вы:
а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;
б) говорите: «Становитесь в хвост очереди!»;
в) ничего не говорите этому типу;
г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты здесь не стоял»;
д) говорите: «Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».
15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравится и вызывает у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:
а) выкрикиваете: «Вы болван, кретин, я ненавижу вас!»;
б) говорите: «Я сердит на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;
в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите;
г) говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь»;
д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.
16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;
б) воздерживаетесь от всяких просьб;
в) отбираете эту вещь;
г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;
д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.
17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться, может быть, когда-нибудь потом»;
б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете попользоваться им»;
в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»;
г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию;
д) говорите: «Вы с ума сошли!»
18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и вам, и вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких ситуациях вы обычно:
а) не говорите ничего;
б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби;
в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор;
г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;
д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это хобби.
19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: «Что вы делаете?» Обычно вы:
а) говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного»;
б) говорите: «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?»;
в) продолжаете молча работать;
г) говорите: «Это совсем вас не касается»;
д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.
20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях вы:
а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги?»;
б) говорите: «У вас все в порядке? Может быть, я что-либо могу для вас сделать?»;
в) спрашиваете: «Что случилось? »;
г) говорите: «Это все колдобины в тротуаре»;
д) никак не реагируете на это событие.
21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С вами все в порядке?» Обычно вы:
а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»;
б) ничего не говорите, игнорируя этого человека;
в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»;
г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание»;
д) говорите: «Пустяки, у меня все будет о'кей».
22. Вы допустили ошибку, по вина за нее возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях вы:
а) не говорите ничего;
б) говорите: «Это их ошибка!»;
в) говорите: « Эту ошибку допустил я »;
г) говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек»;
д) говорите: «Это их горькая доля».
23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. В таких условиях вы обычно:
а) уходите прочь от" этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас;
б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этот делать;
в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным;
г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени;
д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал и что он не должен этого делать снова.
24. Кто-либо часто перебивает, когда вы говорите. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»;
б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»;
в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;
г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;
д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»
25. Кто-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:
а) говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что вы хотите»;
б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще»;
в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;
г) говорите: «Забудьте, убирайтесь прочь с вашей просьбой»;
д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».
26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:
а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;
б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор;
в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;
г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о каких-либо делах, совершенных вами;
д) ничего не говорите этому человеку.
27. Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Что вам угодно?»;
б) не говорите ничего;
в) говорите: «Оставьте меня в покое. Убирайтесь прочь!»;
г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;
д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.
Ключ:
Результаты теста подсчитываются на основе ключа. Для этого нужно отнести все ответы к трём категориям: уверенное, агрессивное и неуверенное поведение.
№ вопроса | Стили поведения | ||
зависимое, неуверенное поведение | уверенное, компетентное поведение | агрессивное поведение | |
А Г | Б В | Д | |
А В | Д | Б Г | |
В Д | Б | А Г | |
Б Д | Г | А В | |
Г | А Б | В Д | |
А Г | В Д | Б | |
Б Г | А Б | Д | |
А Г | В | Б Д | |
Д | Б В | А Г | |
Б Д | Г | А В | |
Б Д | Г | А В | |
Б Г | А | В Д | |
А Г | В | Б Д | |
А В | Д | Б Г | |
В Д | Б | А Г | |
Б Д | Г | А В | |
Г | А Б | Д В | |
А Г | В | Б Д | |
А В | Д | Б Г | |
Г Д | Б В | А | |
Б | Г Д | А В | |
А | В Г | Б Д | |
А В | Д | Б Г | |
Г | А Б | В Д | |
В | А Д | Б Г | |
В Д | А Б | Г | |
Б Д | А Г | В |
При определении эффективности деятельности педагога по развитию коммуникативных умений воспитанников необходимо учесть два фактора: 1) преобладание ответов, указывающих на уверенное поведение, над двумя другими стилями поведения; 2) положительную динамику после второго диагностического среза, выражающуюся в росте числа уверенных реакций (компетентное поведение) и сокращении числа агрессивных и неуверенных реакций.
_______________