Опросник «Шкала социально-психологической адаптированности»
(авторы К Роджерс, Р. Раймонд)
(модифицированный вариант Т.В.Снегирёвой)
Цель методики:определить уровень социально-психологической адаптированности растущего человека как субъекта собственного развития, способного адаптироваться к ценностям и нормам социальной среды, выстраивать отношений с социальным окружением и самим собой.
Рекомендации по проведению: данная методика упрощена и адаптирована. Из 101 вопроса нами были отобраны 44, непосредственно относящиеся к шкале социально-психологической адаптированности (СПА). Из всех вопросов 4 составляют «шкалу лжи». Вместо сложного выбора из семи вариантов нами предложена дихотомическая шкала ответов «да» или «нет», что упрощает выполнение теста обучающимися.
Дорогой друг!
Прочтите высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При прочтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам. Если вы согласны с высказыванием, то в бланке рядом с его номером поставьте знак «+», а если не согласны, поставьте знак «-».
№ | Да | Нет | |
1. | Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу своё лицо под маской. | ||
2. | Я предъявляю к себе большие требования. | ||
3. | Я часто сам ругаю себя за то, что делаю. | ||
4. | Я часто чувствую себя униженным. | ||
5. | Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девушек (парней). | ||
6. | Я всегда сдерживаю свои обещания. | ||
7. | Я сам виноват в своих неудачах. | ||
8. | Я ответственный человек. На меня можно положиться. | ||
9. | У меня чувство безнадежности. Все напрасно. | ||
10. | Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди. | ||
11. | У меня мало своих собственных убеждений и правил. | ||
12. | У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, обзываюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику... Трудно сдерживать себя в таких вещах. | ||
13. | Я умею управлять собой и своими поступками — заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Самоконтроль для меня — не проблема. | ||
14. | Люди, как правило, нравятся мне. | ||
15. | Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую. | ||
16. | Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться. | ||
17. | Обычно я легко лажу с окружающими. | ||
18. | Мои самые тяжелые битвы — с самим собой. | ||
19. | Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мною более приятельски, чем я ожидаю. | ||
20. | В душе я оптимист и верю в лучшее. | ||
21. | Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно. | ||
22. | Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им. | ||
23. | Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться. | ||
24. | У меня красивое лицо, фигура. Я привлекателен (привлекательна). | ||
25. | Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом. | ||
26. | Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему. | ||
27. | Мои решения — не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей. | ||
28. | Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня. | ||
29. | Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя. | ||
30. | Я чувствую вялость, апатию: всё, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным. | ||
31. | Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение. | ||
32. | Разозлившись, я нередко выхожу из себя. | ||
33. | Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению. | ||
34. | Бывает, что я сплетничаю. | ||
35. | Я не очень доверяю своим чувствам, они подводят меня иногда. | ||
36. | Это довольно трудно — быть самим собой. | ||
37. | У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-либо сделать, я обдумываю свои поступки. | ||
38. | Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад... Словом, не отличаюсь реалистичностью. | ||
39. | Я терпим в своем отношении к людям, и принимаю каждого таким, каков он есть. | ||
40. | Я стараюсь не думать о своих проблемах. | ||
41. | Я считаю себя интересным человеком — заметным, привлекательным как личность. | ||
42. | Я стеснительный, легко тушуюсь. | ||
43. | Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь. | ||
44. | Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я». |
Спасибо за сотрудничество!
Ключ к тесту:
Показателями адаптированности (А+) служат высказывания 2, 3, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 17, 20, 22, 24, 26, 31, 33, 37, 39, 41.
Показателями дезадаптивности (А-) служат высказывания 1, 4, 5, 9, 11, 12, 16, 18, 19, 21, 25, 27, 28, 29, 30, 32, 35, 36, 38, 40, 42, 44.
В шкалу лжи входят высказывания: 6 (+), 23 (-), 34 (-), 43 (-). Если по «шкале лжи» респондент набирает 3 или 4 балла, то его ответы лучше не учитывать как недостоверные. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается 1 баллом, то есть обучающийся максимально может набрать 40 баллов.
Чтобы подсчитать коэффициент СПА, необходимо сложить ответы, на которые респондент ответил «да» по показателю адаптированности, с ответами, на которые он ответил «нет» по показателю дезадаптированности.
Уровни социально-психологической адаптированности:
31 – 40 баллов – максимально высокий;
21 – 30 – высокий;
11 – 20 –средний;
0 -10 – низкий.
Данную методику необходимо проводить не менее двух раз с интервалом по времени не менее 6 месяцев. При оценке социально-психологической адаптированности обучающихся важен не абсолютный показатель, а его положительная динамика.
_______________