Опросник «Шкала социально-психологической адаптированности»

(авторы К Роджерс, Р. Раймонд)

(модифицированный вариант Т.В.Снегирёвой)

Цель методики:определить уровень социально-психологической адаптированности растущего человека как субъекта собственного развития, способного адаптироваться к ценностям и нормам социальной среды, выстраивать отношений с социальным окружением и самим собой.

Рекомендации по проведению: данная методика упрощена и адаптирована. Из 101 вопроса нами были отобраны 44, непосредственно относящиеся к шкале социально-психологической адаптированности (СПА). Из всех вопросов 4 составляют «шкалу лжи». Вместо сложного выбора из семи вариантов нами предложена дихотомическая шкала ответов «да» или «нет», что упрощает выполнение теста обучающимися.

Дорогой друг!

Прочтите высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При прочтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам. Если вы согласны с высказыванием, то в бланке рядом с его номером поставьте знак «+», а если не согласны, поставьте знак «-».

  Да Нет
1. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу своё лицо под маской.    
2. Я предъявляю к себе большие требования.    
3. Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.    
4. Я часто чувствую себя униженным.    
5. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девушек (парней).    
6. Я всегда сдерживаю свои обещания.    
7. Я сам виноват в своих неудачах.    
8. Я ответственный человек. На меня можно положиться.    
9. У меня чувство безнадежности. Все напрасно.    
10.   Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.    
11. У меня мало своих собственных убеждений и правил.    
12. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, обзываюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику... Трудно сдерживать себя в таких вещах.    
13. Я умею управлять собой и своими поступками — заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Самоконтроль для меня — не проблема.    
14. Люди, как правило, нравятся мне.    
15. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.    
16. Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.    
17. Обычно я легко лажу с окружающими.    
18. Мои самые тяжелые битвы — с самим собой.    
19. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мною более приятель­ски, чем я ожидаю.    
20. В душе я оптимист и верю в лучшее.    
21. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.    
22. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.    
23. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться.    
24. У меня красивое лицо, фигура. Я привлекателен (привлекательна).    
25. Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.    
26. Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.    
27. Мои решения — не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.    
28. Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня.    
29. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя.    
30. Я чувствую вялость, апатию: всё, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.    
31. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.    
32. Разозлившись, я нередко выхожу из себя.    
33. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.    
34. Бывает, что я сплетничаю.    
35. Я не очень доверяю своим чувствам, они подводят меня иногда.    
36. Это довольно трудно — быть самим собой.    
37. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-либо сделать, я обдумываю свои поступки.    
38. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад... Словом, не отличаюсь реалистичностью.    
39. Я терпим в своем отношении к людям, и принимаю каждого таким, каков он есть.    
40. Я стараюсь не думать о своих проблемах.    
41. Я считаю себя интересным человеком — заметным, привлекательным как личность.    
42. Я стеснительный, легко тушуюсь.    
43. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.    
44. Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».    

Спасибо за сотрудничество!





Ключ к тесту:

Показателями адаптированности (А+) служат высказывания 2, 3, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 17, 20, 22, 24, 26, 31, 33, 37, 39, 41.

Показателями дезадаптивности (А-) служат высказывания 1, 4, 5, 9, 11, 12, 16, 18, 19, 21, 25, 27, 28, 29, 30, 32, 35, 36, 38, 40, 42, 44.

В шкалу лжи входят высказывания: 6 (+), 23 (-), 34 (-), 43 (-). Если по «шкале лжи» респондент набирает 3 или 4 балла, то его ответы лучше не учитывать как недостоверные. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается 1 баллом, то есть обучающийся максимально может набрать 40 баллов.

Чтобы подсчитать коэффициент СПА, необходимо сложить ответы, на которые респондент ответил «да» по показателю адаптированности, с ответами, на которые он ответил «нет» по показателю дезадаптированности.

Уровни социально-психологической адаптированности:

31 – 40 баллов – максимально высокий;

21 – 30 – высокий;

11 – 20 –средний;

0 -10 – низкий.

Данную методику необходимо проводить не менее двух раз с интервалом по времени не менее 6 месяцев. При оценке социально-психологической адаптированности обучающихся важен не абсолютный показатель, а его положительная динамика.

_______________

Наши рекомендации