Позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей
Низкий уровень: низкая учебная мотивация и творческая активность на занятиях, нежелание участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д., отсутствие достижений на всех уровнях.
Средний уровень: высокая учебная мотивация и творческая активность на занятиях, отсутствие у обучающихся негативного отношения и наличие личных достижений в концертах, конкурсах, фестивалях, различного уровня.
Высокий уровень: высокая учебная мотивация и творческая активность на занятиях, стремление к оказанию помощи товарищам внутри класса, стремление к самореализации в музыкально – творческой деятельности, наличие личных достижений в творческих мероприятиях различного уровня, желание продолжить обучение на профессиональном уровне.
_______________
Методика диагностики личностного роста школьников (автор Д.В. Григорьев)
(модифицированный вариант)
Цель методики: диагностика личностного роста воспитанника как совокупности ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе.
Рекомендации по проведению:
- опрос по данной методике целесообразно проводить в течение учебного года: первый раз – в начале года, второй – в конце. Это позволит увидеть личностные приращения ребёнка, динамику его личностного роста. В случае аттестации педагога необходимо, чтобы опрос и обработку результатов проводил психолог или другой педагог, имеющий навыки проведения диагностических процедур;
- для оценки личностного роста детей выбирается группа от 10 до 15 воспитанников, с которыми непосредственно работает педагог. Если группа больше 15 человек, то для экспертной оценки воспитанники отбираются по списку в алфавитном порядке;
- каждому воспитаннику в зависимости от возраста выдаётся текст опросника и Оценочный лист. Ребёнок заполняет оценочный лист и выставляет оценки по второму заданию;
- опросник содержит 70 вопросов и имеет два варианта: 1. для обучающихся 10-14 лет; 2. для обучающихся 15-18 лет.
Опросный лист для обучающихся 10-14 лет
Дорогой друг!
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочитай их и подумай ‑ согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то отметь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в графе рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то отметь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).
Положительные и отрицательные оценки в опросном листе означают:
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «О» - ни да ни нет;
«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«-2» — в общем, нет (среднее несогласие);
«-3» — нет, конечно (сильное несогласие);
«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!
№ п/п | Высказывания | Оценка в баллах |
1. | Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами. | |
2. | Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны. | |
3. | Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам. | |
4. | Я способен с радостью выполнять разную работу. | |
5. | То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью. | |
6. | Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю ‑ ведь это не так уж и важно. | |
7. | Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим. | |
8. | Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды. | |
9. | Занятия физкультурой и спортом – необходимость для здоровья каждого человека. | |
10. | Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми. | |
11. | Мне повезло, что я живу именно в России. | |
12. | Человек ‑ царь природы, а потому он может делать с ней все, что захочет. | |
13. | Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы. | |
14. | Физическим трудом занимаются одни неудачники. | |
15. | Внешний вид ‑ показатель уважения не только к себе, но и к окружающим. | |
16. | Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов. | |
17. | Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей. | |
18. | Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились. | |
19. | Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы. | |
20. | Я часто недоволен тем, как я живу. | |
21. | Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину. | |
22. | Держать животных в передвижных зверинцах ‑ бесчеловечно. | |
23. | Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными. | |
24. | Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа. | |
25. | Нецензурные выражения в общении ‑ признак бескультурья. | |
26. | Учеба ‑ занятие только для зануд и зубрил. | |
27. | Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости. | |
28. | Мне кажется, что большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают люди, приехавшие к нам из других мест. | |
29. | Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом. | |
30. | Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие. | |
31. | День Победы (9 Мая) ‑ праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей. | |
32. | Торговля животными, занесенными в Красную книгу, ‑ неплохой способ заработать деньги. | |
33. | К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги. | |
34. | Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе. | |
35. | Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного ‑ ребенок тоже имеет право высказаться. | |
36. | Человек не может всего знать, поэтому меня и не волнует, что я не знаю многих важных вещей. | |
37. | Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека. | |
38. | Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит. | |
39. | Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму. | |
40. | Мне тяжело знакомиться с новыми людьми: я часто при этом стесняюсь и смущаюсь. | |
41. | Мне не нравится, когда исполняется наш гимн ‑ это скучно и приходится все время вставать. | |
42. | Убирать чужой мусор на туристических стоянках ‑ глупое занятие. | |
43. | Уступить в споре ‑ значит показать свою слабость. | |
44. | Хорошая учеба - это тоже важный и серьезный труд. | |
45. | На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается. | |
46. | Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного. | |
47. | Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены. | |
48. | Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми. | |
49. | Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора. | |
50. | Я неловко себя чувствую в незнакомой компании. | |
51. | Бывает, что я испытываю сильное волнение и чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине. | |
52. | Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире. | |
53. | Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться. | |
54. | Субботник по очистке территории дома или школы ‑бесполезное занятие. | |
55. | Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого ‑ ведь он уже взрослый. | |
56. | Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу. | |
57. | Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди. | |
58. | Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности. | |
59. | Я думаю, что здоровье сегодня ‑ не самое главное для человека. | |
60. | Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве. | |
61. | Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране. | |
62. | Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц. | |
63. | Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия, и это плохо ‑ его количество можно было бы уменьшить. | |
64. | Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится. | |
65. | Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится. | |
66. | Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать что-то новое - ведь на это есть школа. | |
67. | Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе. | |
68. | Люди другой национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать. | |
69. | Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность. | |
70. | Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего. |
Спасибо за сотрудничество!
Опросный лист для обучающихся 15-18 лет
Дорогой друг!
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочитай их и подумай ‑ согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то отметь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в графе рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то отметь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).
Положительные и отрицательные оценки в опросном листе означают:
«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» - да, конечно (сильное согласие);
«+2» - в общем, да (среднее согласие);
«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «О» - ни да ни нет;
«-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«-2» - в общем, нет (среднее несогласие);
«-3» - нет, конечно (сильное несогласие);
«-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!
№ п/п | Высказывания | Оценка в баллах |
1. | Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами. | |
2. | Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны. | |
3. | Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе. | |
4. | Я способен с радостью выполнять разную работу. | |
5. | То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью. | |
6. | Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного. | |
7. | Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему. | |
8. | Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды. | |
9. | Занятия физкультурой или спортом ‑ жизненная необходимость для каждого человека. | |
10. | Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми. | |
11. | Я многим обязан своей стране. | |
12. | Человек ‑ царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и манер. | |
13. | Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты. | |
14. | Физический труд ‑ удел неудачников. | |
15. | Внешний вид ‑ показатель уважения не только к себе, но и к окружающим. | |
16. | Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов. | |
17. | Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей. | |
18. | Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились. | |
19. | Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение. | |
20. | Я часто чувствую разочарование от жизни. | |
21. | Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности. | |
22. | Держать животных в передвижных зверинцах ‑ бесчеловечно. | |
23. | Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество. | |
24. | Домохозяйка тоже может быть творческим человеком. | |
25. | Нецензурные выражения в общении ‑ признак бескультурья. | |
26. | Учеба - занятие только для зануд и зубрил. | |
27. | Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости. | |
28. | Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают приезжие. | |
29. | От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом. | |
30. | Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи. | |
31. | День Победы (9 Мая) ‑ праздник только для ветеранов и пожилых людей. | |
32. | Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа ‑ нормальный способ заработать деньги. | |
33. | На военнопленных не должны распространяться права человека. | |
34. | Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе. | |
35. | Какое общение без бутылочки пива! | |
36. | Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей. | |
37. | Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного. | |
38. | Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит. | |
39. | Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму. | |
40. | Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми. | |
41. | Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина. | |
42. | Убирать чужой мусор на туристических стоянках ‑ глупое занятие. | |
43. | Идти на уступки ‑ значит проявлять слабость. | |
44. | Хорошая учеба тоже серьезный труд. | |
45. | Вандализм ‑ допустимая форма молодежного протеста против «взрослого» мира. | |
46. | Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного. | |
47. | Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены. | |
48. | Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми. | |
49. | Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера. | |
50. | Я неловко себя чувствую в незнакомой компании. | |
51. | Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине. | |
52. | Если учесть все за и против, то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда. | |
53. | Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать. | |
54. | Субботник по очистке территории дома или школы ‑ пережиток прошлого. | |
55. | Я не могу представить русскую разговорную речь без мата. | |
56. | Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру. | |
57. | Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди. | |
58. | Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности. | |
59. | Я думаю, что здоровье сегодня ‑ не самое главное в жизни. | |
60. | Меня не угнетает временное одиночество. | |
61. | Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей. | |
62. | Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если, конечно, это не связано с суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) безнравственно. | |
63. | Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия. | |
64. | Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится. | |
65. | Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится. | |
66. | Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую ‑ источником информации о событиях в стране и мире. | |
67. | Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе. | |
68. | Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества. | |
69. | Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности. | |
70. | В глубине души я знаю, что недооцениваю себя. |
Спасибо за сотрудничество!
Для удобства проведения и подсчета результатов предлагается опросный бланк (приложение 1).
Обработка и интерпретация результатов личностного роста обучающихся
Ответы школьников распределяются по 10 шкалам: им соответствуют 10 столбцов в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале. Для этого в опросном бланке необходимо сложить баллы с учётом знака в каждом столбце и записать их сумму в нижнем ряду в свободной графе. Каждый столбец в опросном бланке соответствует одному из показателей отношения воспитанника к окружающему его миру.
Ключ к обработке результатов опросника:
1. Характер отношений школьника к Отечеству показывают его оценки высказываний №1,11,21,31,41,51,61. При этом в ответах на вопросы № 11, 21, 51, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 1, 31, 41 знак меняется на противоположный.
2. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний № 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62. При этом в ответах на вопросы № 22, 62 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 2, 12, 32, 42, 52 знак меняется на противоположный.
3. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний № 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63. При этом в ответах на вопросы № 3, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 13, 23, 33, 43, 53 знак меняется на противоположный.
4. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний № 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64. При этом в ответах на вопросы № 4, 24, 34, 44, 64 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 14, 54 знак меняется на противоположный.
5. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний № 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65. При этом в ответах на вопросы № 15, 25 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 5, 35, 45, 55, 65 знак меняется на противоположный.
6. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний № 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66. При этом в ответах на вопросы № 16, 46 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 6, 26, 36, 56, 66 знак меняется на противоположный.
7. Характер отношений школьника к другим людям показывают его оценки высказываний № 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67. При этом в ответах на вопросы № 37, 47, 57 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 7, 17, 27, 67 знак меняется на противоположный.
8. Характер отношений школьника к иным людям, представителям иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний № 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68. При этом в ответе на вопрос № 8 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 18, 28, 38, 48, 58, 68 знак меняется на противоположный.
9. Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я» показывают его оценки высказываний № 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69. При этом в ответах на вопросы № 9, 39, 49 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 19, 29, 59, 69 знак меняется на противоположный.
10. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному «Я» показывают его оценки высказываний № 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70. При этом в ответе на вопрос № 60 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 10, 20, 30, 40, 50, 70 знак меняется на противоположный.
Сумма баллов по каждой шкале составляет:
‑ от -28 до 0 – низкий уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить об устойчиво-негативном или ситуативно-негативном отношении респондента к соответствующему феномену);
‑ от 1 до 14 – средний уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить о ситуативно-позитивном отношении респондента к соответствующему феномену);
‑ от 15 до 28 ‑ высокий уровень развития ценностного отношения личности к объектам действительности (условно можно говорить об устойчиво-позитивном отношении респондента к соответствующему феномену).
Если определить средний балл с учётом знака (плюс, минус) по всем 10 шкалам (интегративный показатель личностного развития школьника), то можно получить более или менее целостное представление о характере отношений школьника ко всем основным ценностям общества и сделать вывод о возможных перспективах его личностного роста.
Чтобы получить результаты по группе, нужно определить долю обучающихся (в %) с низким, средним и высоким уровнем развития ценностного отношения личности к объектам действительности по каждой шкале. Это дает возможность представить наиболее проблемные аспекты отношения обучающихся к тем или иным ценностям окружающего мира.
Что дадут обработанные и систематизированные результаты проведенной диагностики?
Во-первых, если иметь на руках результаты как минимум двух опросов, проведенных среди одних и тех же школьников в начале и в конце года, то эти результаты дадут представление о динамике личностного развития воспитанников, а значит ‑ и представление об успешности или безуспешности реализуемой аттестуемым педагогом в этот период воспитательной деятельности.
Во-вторых, они дадут представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников.
В-третьих, они покажут соотношение благополучных и неблагополучных в плане воспитания детей. Это позволит понять масштабы той или иной проблемы, связанной с воспитанностью школьников, и соответственно распределять педагогу свои силы и ресурсы, выстраивая педагогический процесс.
В-четвертых, характер ответов на последний вопрос (он стоит особняком и предлагается воспитаннику уже после заполнения им бланка ответов) может дать представление о том, каково влияние именно аттестуемого педагога на личностное развитие воспитанников группы.
Чтобы подсчитать средний балл по группе, необходимо подсчитать средний балл по 10 шкалам для одного человека (с учётом знаков). В каждом случае необходимо вычислять среднеарифметическое значение.
Также как дополнительный фактор необходимо учитывать «оценку влияния» (приложение 1), которую выставил воспитанник в пункте № 3 дополнительного вопроса. В скобках необходимо вписать Ф.И.О. аттестуемого педагога.
Уровни влияния:
- от 0 до 3 баллов – низкий уровень (педагог не является значимым для воспитанника лицом);
- от 4 до 6 баллов – средний уровень (кроме педагога, на воспитанника достаточно сильное влияние оказывают другие факторы, агенты влияния);
- от 7 до 10 баллов – высокий уровень (педагог играет большую роль в жизни воспитанника, в процессе его личностного становления).
Данное задание также позволит выделить реальные зоны влияния, что поможет педагогу скорректировать воспитательный процесс, минимизировав влияние негативных факторов, например улицы, и усилить педагогические факторы (внеурочная деятельность, личный пример и т.п.).
Приложение 1
Оценочный лист
1) | 2) | 3) | 4) | 5) | 6) | 7) | 8) | 9) | 10) |
11) | 12) | 13) | 14) | 15) | 16) | 17) | 18) | 19) | 20) |
21) | 22) | 23) | 24) | 25) | 26) | 27) | 29) | 30) | |
31) | 32) | 33) | 34) | 35) | 36) | 37) | 38) | 39) | 40) |
41) | 42) | 43) | 44) | 45) | 46) | 47) | 48) | 49) | 50) |
51) | 52) | 53) | 54) | 55) | 56) | 57) | 58) | 59) | 60) |
61) | 62) | 63) | 64) | 65) | 66) | 67) | 68) | 69) | 70) |
Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше.
Как тебе кажется, что больше всего повлияло на это твое отношение:
‑ твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)? -
‑ твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)? –
- твой педагог ( ) -
‑ твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы? -
‑ твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)? -
‑ книги, журналы, телевизор, Интернет? -
‑ что-то еще (укажи, что именно?) _______
Оцени цифрами перечисленные выше пункты по степени их влияния. Для этого после каждой группы влияния поставь цифры от 1 до 10 (где 1 – это наименьшая оценка степени влияния, 10 – наибольшая). Фамилию и имя ты можешь указать по желанию.
_______________