Теория Гарри К. Триандиса культура и социальное поведение.
1. Гарри Триандис – американский психолог, философ, культуролог. Занимался изучением влияния культуры на социальное поведение, в частности - на эмоциональное восприятие, смысловые образования, мыслительные процессы, межличностные отношения.
Автор работы «Культура и социальное поведение».
2. Он занимался исследованием параметра индивидуализма- коллективизма. На основе теоретических работ других авторов он выделил основные 4 атрибута индив-коллект.
3. Определение Я. Взаимозависимое Я (коллект) / Независимое Я (индвив).
4. Личностные и групповые цели. Тесно связанные (коллект) / Практически совсем не связанные (индив).
5. Степень следования нормами обычаям / Личное право и потребности.
6. Акцент на взаимосвязях. Взаимосвязи, даже если они не невыгодны, являются общими и поддерживаются (коллект). При взаимосвязях (в индив культ) акцент ставится на рациональном анализе преимуществ и выгодности-невыгодности поддержания взаимоотношений.
7. Теория «Я, связанного с культурой». В индив культурах – включает более личностные элементы, в том числе и публичном Я. В коллектив культ – включает более коллективные элементы.
8. Количество групп, в которые включён человек. Ингруппа – переменная, определяемая как «группа индивидов, с которыми человек чувствует себя одинаковым». В коллект люди включены в группы с рождения, в индив по сходству ценностей, рода деятельности. Человек может покидать группы и вступать в них.
9. Индивидуализм связан с: 1) количеством доступных групп; 2) достатком; 3) высокой соц мобильностью; 4) высокой географ мобильностью.
Коллективизм связан с: 1) вниманием к влиянию действия индивида на других членов группы; 2) распределением ресурсов; 3) взаимозависимость членов группы; 4) причастность к жизни группы; 4) стремление индивидов поддерживать целостность группы.
Модель развития межкультурной чувствительности Мильтона Беннета.
1. Мильтон Беннет – американский антрополог. Он выделил 6 стадий развития межкультурной чувствительности (1986, 1993). Первые 3 стадии – этноцентрические, другие 3 – этнорелятивистские. Шкалы обозначают уровень сложности понятийного аппарата человека при восприятии других культур.
2. Этноцентризм:
Один. Отрицание разницы (своя культура – единственная существующая и истинная).
Два. Защита от разницы (своя культура понимается как более развитая и правильная, другая же принижается, демонизируется и очерняется, окружается негативными стереотипами).
Три. Минимизация отличия (признаются различия в традициях, одежде, еде, но физиология и общечеловеческие ценности считаются одинаковыми, при этом, за основу берутся ценности своей культуры).
3. Этнорелятивизм:
Четыре. Принятие различий (на этой стадии человеком вполне понимаются существующие различия, человек стремится лучше узнать других людей, это стадия обучения).
Пять. Адаптация к различиям (взгляды о мире достаточно широки, что позволяет успешно взаимодействовать с представителями других культур при активном использовании эмпатии).
Шесть. Интеграция различий (стадия полного приспособления к другой культуре, способность действовать подобно представителю другой культуры в соответствующих ситуациях).
Концепция Ричарда Льюиса об источниках культурных различий.
1. Ричард Льюис – британский учёный. В 1996 году он выпустил книгу «Когда сталкиваются культуры. Успешные кросс-культурные коммуникации». Он разделил культуры на 3 типа: моноактивыне, полиактивные и реактивные.
2. Моноактивные культуры: 1) линейное восприятие времени, планирование, пунктуальность, нацеленность на результат. 2) Фактическая, точная информация. 3) Равенство с другими людьми, уважение. 4) Интроверты, уединение, личное пространство. (немцы, американцы, скандинавы).
3. Полиактивные культуры: 1) гармонизация отношений, общительность. 2) Гибкость в отношении времени, выполнение разных задач в одно и то же время. 3) Детали и факты малозначимы. 4) Предпочтение иерархии, страх потерять лицо. 5) Связи и контакты приветствуются. (латиноамериканцы, арабы, африканцы, русские).
4. Реактивные, или слушающие культуры: 1) гармонизация отношений, сохранение лица. 2) Предпочтение молчанию и обдумыванию, созерцание. 3) Гибкость графиков, пунктуальность. 4) Точность и конкретика неважны. (японцы, китайцы, финны).