Правовые основы семейного воспитания
Правовые отношения семьи и государства регламентируются нормативными документами, указами и постановлениями. Правовые основы семейного воспитания базируются на соответствующих статьях Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Семейном кодексе РФ.
Семья связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году. Этот документ для нашей страны очень своевременный. В эпоху разрушения политизированных стереотипов, пересмотра многих жизненных ориентиров по привычке повторяют: «Все лучшее – детям», «Дети – единственный привилегированный класс». В практике же повсеместно и достаточно активно разрушаются эти принципы.
Родителям в каждой семье нужно усвоить такие положения Конвенции, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей. Им также необходимо усвоить три принципа осуществления Конвенции:
- знание ее основных положений;
- понимание провозглашенных в ней прав;
- поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность.
Программе реальных действий в пользу детей посвящены еще два документа, подписанные в интересах детей в 1990 г. в ООН на Всемирной встрече на высшем уровне: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы. В этих двух документах разработаны меры сообщества по защите прав ребенка, охране его здоровья, обеспечению продовольствием и питанием, по защите гарантий семейных возможностей.
Резюмируя сказанное, следует акцентировать внимание на следующих положениях.
Семья – первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации.
Ведущий компонент воспитательного потенциала семьи – внутрисемейные отношения. Они выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности.
Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции.
Наилучшая позиция, к которой следует стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без переоценки или недооценки его роли.
Психолого-педагогическими основами установления контактов семьей с учебным учреждением являются: укрепление и повышение авторитета родителей; доверие к воспитательным возможностям родителей; повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании; педагогический такт; недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи; опора на сильные стороны семейного воспитания.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем состоит цель и каковы задачи семейного воспитания?
2. Каковы функции семьи?
3. Что необходимо знать, чему научиться, чтобы овладеть профессией «родитель»?
4. Каковы методы и средства семейного воспитания?
5. Каковы правовые основы семейного воспитания?
6. Каким должно быть взаимодействие семьи, школы и общества для полноценного развития и становления личности ребенка?
7. Типология современной семьи: ваша позиция?
8. Каковы содержание и формы оказания помощи родителям по семейному воспитанию в процессе их педагогического просвещения?
Задание 1. Опишите, каким образом вы можете обеспечить «хорошие взаимоотношения» с детьми (возраст детей по выбору)? При описании необходимо обосновать важность проблемы межличностных отношений в семье, эффективность осуществляемых педагогических воздействий (методы, приемы, средства), на какие качества детей будут направлены педагогические воздействия.
Литература
Основная
1. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания [Текст]: 5-9 классы: методика подготовки, новые сценарии, возрастные особенности учащихся, тренинги, тесты / Н.И. Дереклеева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2006. – 320с.
2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.
3. Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Дополнительная
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] / А. Адлер; пер. с англ. А.А. Валеева, Р.А. Валеевой. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 413с.
2. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст]: учебное пособие для вузов / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: МГУ: Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. – 302с.
3. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями [Текст] / Д.В. Винникотт. – М.: Класс, 1995. – 112с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 158с.
5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст]: информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейн. жизни»: кн. для учителя. / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 208с.