Технология развития коллектива: перспектива, традиции, стиль и тон, воспитание актива, самоуправление
Формирование коллектива предполагает соответствие педагогических усилий и своеобразие путей, к которым относятся: перспектива, традиции, стиль и тон, воспитание актива, самоуправление, формирование здорового общественного мнения.
Перспектива – это взгляды членов коллектива, их виды на ожидаемое или возможное будущее. Идея проектирования перед коллективом ближних, средних и дальних «перспективных линий» принадлежит А.С. Макаренко. В своей педагогической деятельности он широко использовал ее, считая, что если перед коллективом возникает перспективная линия, способная увлечь всех, облегчается задача педагога по выбору способов и форм его организации.
Традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. Традиции многообразны. Выделяются следующие виды традиций:
▪ по содержанию (трудовые, учебные, боевые, бытовые, спортивные);
▪ по принадлежности к различным группам (общенародные, национальные, классовые, территориальные, возрастные, внутригрупповые, профессиональные, смешанные);
▪ по сферам проявления (политические, моральные, художественные, правовые, религиозные).
В устоях, обычаях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив). Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени их интересы связаны с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями и ценностями.
Установление традиций относится к одному из важных педагогических условий, способствующих развитию и сплочению коллектива. По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Традиции разнообразят и украшают коллективную жизнь. Они воспитывают патриотизм, чувство долга и достоинства, содействуют стабильности коллектива, уверенности его членов в своих силах.
Стиль и тон коллектива являются отображением объективных черт его жизни и деятельности. Стиль – это совокупность способов и приемов коллективного общения, а тон – его тембр и эмоциональная окраска. А.С. Макаренко выделял разные стили детского коллектива: просто возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный. Стиль создается медленно потому, что немыслим без поколения традиций. Здоровый стиль коллектива характеризуется деловым тоном, бодрым настроением, творческой инициативой, сознательной дисциплиной и постоянной готовностью к практическим действиям.
Воспитание актива – непременное педагогическое условие успешности в управлении развитием коллектива. Актив – это опорное ядро в работе каждого педагога по формированию коллектива. Воспитать надежный актив, не ошибиться в его выборе – трудная педагогическая задача. Надо уметь заметить инициативных и деятельных ребят, у которых в большей степени развиты организаторские навыки и склонности к руководству. При этом следует учитывать их неформальный авторитет. В интересах практической целесообразности считается предпочтительным, если выбор состава актива будет осуществлен членами коллектива. Вначале состав актива может быть немногочисленным. Педагог советуется с активом, прибегает к его помощи, представляет активистам возможность принимать самостоятельное решение. Каждому члену актива поручается определенный участок работы. За постоянные и временные поручения активисты отчитываются.
Таким образом, закладываются основы самоуправления, которое устанавливают отношения сотрудничества, а не начальствование одних членов коллектива над другими. Укрепление актива, его расширение – постоянная забота педагога. Он стремится к включению всех членов коллектива к участию в общественно полезной деятельности.
Самоуправление– это широкое участие членов в управлении и жизни коллектива. Оно является одним из основных принципов реализации воспитательной функции коллектива. Самоуправление коллектива формирует моральный облик его членов, является школой демократического воспитания. Практика показывает, что целенаправленное и умелое педагогическое воспитание способствует более продуктивному решению усложняющихся педагогических задач.
Примерный план работы с активом можно представить следующим образом: определение сектора, группы, в которых будет находиться (отвечать за него) учащийся; инструктирование, разъяснение активистам их функций; составление плана работы секторов и его обсуждение в коллективе; оказание помощи в процессе их деятельности; заслушивание творческих отчетов перед классом.
Формы работы с активом могут быть разнообразными: индивидуальные беседы, обмен опытом работы, творческий показ, демонстрация умений (конкурсы мастерства) и т.п.
Под формированием здорового общественного мнения понимается та преобладающая оценка, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Определить зрелость общественного мнения учащихся возможно благодаря специальным методикам, выявляющим:
● диапазон общественного мнения (широта интересов данного коллектива, круг проблем, по которым высказывается коллектив);
● уровень оценочных суждений, сложившихся в данном коллективе. Речь идет о тех идеях, принципах, идеалах, ценностях, которые являются основой оценки определенных фактов, явлений, качеств личности и т.д.;
● степень единства общественного мнения как условие эффективного решения поставленных задач;
● спектр принципиальности общественного мнения, который отражает способность ученического коллектива к критической оценке поведения одноклассников, их отношение к недостаткам и антиобщественным явлениям;
● объективность общественного мнения (способность коллектива правильно оценивать действия личности, не поддаваясь эмоциям, личным симпатиям и антипатиям).
К методам формирования общественного мнения относят:
- методы обогащения содержания общественного мнения (раскрытие сущности интересующих учеников явлений международной, общественной, культурной жизни);
- педагогический анализ волнующих учеников фактов и явлений из жизни данного ученического коллектива;
- систематическое разъяснение положений нормативных документов, регулирующих жизнь школьников.
Методы воспитания культуры функционирования общественного мнения:
- развитие критики и самокритики;
- регулирование и анализ дискуссионных ситуаций;
- личный пример поведения учителя в сфере функционирования мнений.
Комбинированные методы:
- коллективный анализ и оценка учебной, трудовой и общественной деятельности;
- коллективный анализ и оценка взаимоотношений в коллективе;
- коллективный анализ и оценка личностных качеств отдельных учеников.
Таким образом, при наличии инициативности и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на отдельных его членов и наоборот, т.е. коллектив выступает как субъект воспитания.