Глава viii. организация учебной
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 1
Тема:Воспитание и воспитательный процесс в гуманистической педагогике.
Цель:Усвоить определения и сущность понятий «воспитание», «воспитательный процесс», отличия в подходах к определению понятия «воспитание» в традиционной и гуманистической педагогике, содержание основных структурных компонентов воспитания, особенности цели воспитания и целей воспитательного процесса.
Форма проведения:Студия.
Вопросы для обсуждения
1. Воспитание как культурно-исторический феномен.
2. Воспитание как категория педагогической науки. Разнообразие определений понятия «воспитание». Их анализ.
3. Воспитание как система. Характеристика структурных элементов воспитания в традиционной и гуманистической педагогике (сравнительный анализ).
4. Гуманистическая педагогика, ее характеристика. Концепции гуманистического воспитания (проанализировать одну из современных концепций):
• гуманистические взгляды Ш.А. Амонашвили на воспитание;
• личностно-ориентированное воспитание в концепции Е.В. Бондаревской;
• гуманизация образования в концепции М.В. Берулавы.
5. Воспитательный процесс, его сущность и цели.
6. Воспитательная работа, ее роль в организации воспитательного процесса.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главе 1.
СЕМИНАР 2
Тема:Система методов воспитания.
Цель:Овладеть понятиями «метод воспитания», «прием», «сиитема методов»; знать классификации методов воспитания; различать методы воспитания и приемы воздействия; отработать умение выбора методов воспитания и приемов воздействия.
Форма проведения:Беседа и практикум.
Ход занятия
I. Беседа по следующим вопросам.
1. Проанализируйте различные подходы к определению методов воспитания, используя указанную литературу.
2. Охарактеризуйте и проанализируйте различные классификации методов воспитания (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Т.А. Ильиной, Г.И.Щукиной. Т.Д. Конниковой, Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, Б.Т.Лихачева, Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.).
3. Дайте характеристику отдельных методов и приемов воспитания, определите условия выбора конкретного метода или приема.
4. Проанализируйте различия в понятиях «метод воспитания» и «прием педагогического воздействия».
5. Дайте характеристику методов педагогического воздействия (педагогического требования, перспективы, общественного мнения, поощрения, наказания и др.).
II. Практикум.
Задание: Подберите педагогическую ситуацию, предложите свои методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор.
Рекомендуемая литература
НатанзонЭ.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972.
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. — М., 1991.
Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. — С. 569.
Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.
См. также учебные пособия указанных ранее авторов: Т.А.Ильиной, П.И.Огородникова, Ю.К.Бабанского, Б.Т.Лихачева, П.И.Пидкасистого, В. А. Сластенина и др.
СЕМИНАР 3
Тема:Современные воспитательные системы.
Цель:Усвоить концепции воспитания и основные особенности развития современных воспитательных систем; овладеть умением анализа воспитательных систем на основе системно-структурного подхода.
Форма проведения:Коллективное творческое дело (устный журнал, общественный смотр знаний и др.).
Подготовка и ход работы
1. Создать микрогруппы студентов и провести исследователь
скую работу по анализу воспитательных систем (см. главу II):
• концепции воспитания;
• структура воспитательной системы;
• характеристики воспитательной системы;
• методики воспитательной работы.
2. Каждой группе провести презентацию выбранной воспитательной системы.
Самостоятельная работа:Выполнение творческого задания по одной из воспитательных систем.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главе II.
Практическое занятие 1
Тема:Авторские воспитательные системы школы.
Цель:Овладеть умениями изучения и обобщения опыта школ по развитию воспитательной системы (на основе регионального компонента).
Форма проведения:Защита проектов.
Подготовка и ход работы
1. Сформировать научно-исследовательские группы.
2. Изучить опыт работы по созданию и развитию авторской воспитательной системы (группы работают в разных образовательных учреждениях) и оформить полученную информацию в виде проекта творческого задания.
3. Провести защиту авторской воспитательной системы школы.
4. Выполнить анализ и оценку исследовательской работы каждой группы.
Самостоятельная работа:Создание модели воспитательной системы образовательного учреждения будущего.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главе П.
Практическое занятие 2
Тема:Система деятельности педагога-воспитателя.
Цель:Усвоить основные понятия и сущность педагогической деятельности.
Форма проведения:Коллективная, познавательная деятельность.
Подготовка и ход работы
1. Создать микрогруппы по 5 —6 человек.
2. На основе изученной литературы об опорных сигналах составить логические схемы, таблицы, рисунки, диаграммы и т.п. по предложенным ниже вопросам:
• деятельность педагога как система, характеристика основных видов деятельности;
• функции и основные направления деятельности классного руководителя;
• органы школьного и классного самоуправления;
• методика воспитывающей деятельности педагога;
• методика организации детского коллектива на разных эта пах его развития;
• методика деятельности органов самоуправления.
3. Прослушать выступления представителей микрогрупп.
4. Прослушать выступления оппонентов из других микрогрупп.
5. Провести анализ и оценку проведенной работы каждого студента и каждой микрогруппы и заполнить лист контроля.
Лист контроля
Самостоятельная работа:Составить схему системы школьного самоуправления.
Список студентов | Индивидуальная работа | Групповая работа | Участие в дискуссии | Общая сумма баллов |
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главам I, III.
Практическое занятие 3
Тема:Методика воспитательной работы.
Цель:Ознакомиться с системой методов воспитательной работы. Овладеть методами педагогической деятельности.
Форма проведения:Диалог, анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач.
1. Изучить литературу по теме.
2. Дать характеристику основных методов воспитательной работы.
3. Охарактеризовать конкретные методики воспитательной работы.
4. Провести анализ ситуаций и решения педагогических задач.
Самостоятельная работа:Подобрать примеры учебно-воспитательных ситуаций.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главам I —V.
Лабораторное занятие 1
Тема:Методика и техника планирования воспитательной работы в классе.
Цель:Овладеть умениями прогнозирования, проектирования и конструирования воспитательной работы.
Форма проведения:Практикум.
Подготовка и ход работы
1. Проанализировать различные подходы к планированию воспитательной работы.
2. Определить общие положения-рекомендации по планированию воспитательной работы в классе.
3. Создать микрогруппы студентов и провести работу по анализу планов воспитательной работы классных руководителей.
4. В микрогруппах составить план воспитательной работы (структура плана дана в главе III).
5. Провести анализ работы в микрогруппах и оценку деятельности.
6. Самостоятельная работа:Составить план воспитательной работы в классе.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главе III.
Лабораторное занятие 2
Тема:Технология организации воспитывающей деятельности.
Цель:Усвоить основные понятия и отработать умения организации воспитывающей деятельности на примере подготовки и проведения коллективного творческого дела (КТД).
Форма проведения:Практикум.
Подготовка и ход работы
1. Провести беседу по изученной литературе:
• понятие коллективной деятельности;
• сущность КТД;
• технология организации КТД;
• технология игровой деятельности (ролевой, деловой, дидактической игры, блиц-игры и др.).
2. Провести КТД по выбору группы.
3. Выполнить анализ проведения КТД.
4. Выполнить анализ и оценку работы студентов на занятии.
5. Самостоятельная работа:Разработать сценарий одной из форм воспитательной работы.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главам II —III.
СЕМИНАР 4
Тема:Методика индивидуального подхода к учащимся в воспитательном процессе.
Цель:Углубить знания об индивидуальном подходе к ученику, методике организации индивидуальной работы.
Подготовительная работа
1. Заполнить ориентировочную таблицу системы конкретных методов и форм индивидуального воспитательного воздействия на личность по следующему образцу:
Этапы индивидуальной работы | Методы и приемы | Формы деятельности | Советы и рекомендации |
I. Изучение личности учащегося | |||
П. Проектирование развития личности | |||
III. Организация деятельности | |||
IV. Корректирование |
2. Составить на основе целенаправленного наблюдения за учащимися индивидуальную и групповую программы развития личности по следующим схемам:
118
Примерная индивидуальная программа
Фамилия, имя ученика | Имеющиеся недостатки | Проектируемые качества | Методы и приемы педагогического воздействия | Условия, обеспечивающие действенность методов педагогического воздействия | Результаты |
Примерная групповая программа
Фамилия, имя ученика | Содержание программы | Воспитательные приемы | Условия обеспечения | Виды деятельности | Результаты |
3. Определить и обосновать, каким путем можно устранить смысловой барьер, заключающийся в том, что ученик оказывается невосприимчивым к некоторым нижеприведенным педагогическим воздействиям:
• использованию общественного мнения коллектива;
• организации разъяснительной работы с учащимися;
• применению приемов индивидуального воздействия на ученика;
• усилению контроля за поведением ученика;
• организации медицинского обследования умственного развития ученика.
4. Ознакомившись с перечнем полярных качеств, приведенным в данной таблице, отметить степень их выраженности у себя.
Оцениваемые качества | Степень выраженности качества в баллах | Оцениваемые качества | ||||
Общительный | Замкнутый | |||||
Щедрый | Скупой | |||||
Активный | Пассивный | |||||
Откровенный | Скрытный | |||||
Смелый | Трусливый | |||||
Сдержанный | Развязный | |||||
Честный | Лживый | |||||
Принципиальный | Беспринципный | |||||
Волевой | Безвольный |
Ход работы
1. Провести обсуждение (или творческое представление, защиту точек зрения, диалог) следующих вопросов:
• индивидуальный, личностный, дифференцированный подходы к воспитанию; их сущность, взаимосвязь и взаимозависимость;
• система методов индивидуальной работы с учащимися, их характеристика;
• мастерство классного руководителя (воспитателя) по реализации принципа индивидуального подхода к воспитанию (опыт, творчество на основе анализа практики воспитания).
2. Представить к защите систему методов индивидуального воспитательного воздействия.
3. Провести анализ и оценку представленных систем.
4. Выполнить мини-контрольную работу по закреплению понятий, сущности и методов индивидуального подхода, их значимости в воспитательном процессе.
Лабораторное занятие 3
Тема:Опыт реализации принципа индивидуального подхода к воспитанию.
Цель:Отработка методики индивидуального подхода, составление индивидуальных и групповых программ развития личности и группы школьников.
Форма проведения:Беседа и практикум.
Ход работы
1. Провести беседу с педагогами-воспитателями о системе индивидуальной работы в школе и классе. Ознакомиться с индивидуальными и групповыми программами развития школьников.
2. Составить программы воспитания личности ученика на основе наблюдений, бесед с классными руководителями, воспитателями, родителями.
3. Провести анализ учебно-воспитательных ситуаций, взятых из жизни школы.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главе III.
Практическое занятие 4
Тема:Использование методов психологической диагностики для оптимизации воспитательного процесса.
Цель:Познакомить студентов с методами психодиагностики, сформировать умения применять их и использовать результаты < практике воспитания.
Форма проведения:Беседа и практикум.
Вопросы и задания
1. Познакомьтесь с содержанием главы VI и ответьте на следующие вопросы:
Какие психодиагностические методики используются для совершенствования учебно-воспитательного процесса?
Каковы требования к процедуре осуществления психолого-педагогической диагностики?
Назовите этапы технологической цепочки педагогической диагностики.
2. Изучите под руководством педагога ряд диагностических методик, позволяющих получить сведения о типологических свойствах, личностных особенностях и способностях ученика. Можно использовать следующие методики:
- краткий ориентировочный тест (см.: Еремкин Ю.Л., Еремкина О. В., Еремкин А. Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. — Рязань, 2000. — С. 83-89);
- методика «Пластичность-ригидность» (см.: там же, С. 46 — 47);
- методика Ильина — теппинг-тест для изучения силы—слабости нервной системы (см.: Практикум по общей и экспериментальной психологии/Под ред. А.А.Крылова.— Л., 1987. — С. 183-186);
- тесты Айзенка и Лири (см.: Приложение 7).
3. Используя результаты педагогической диагностики, составьте
краткий психологический портрет. Ответьте на следующие вопросы:
- Какую информацию вы сможете использовать для оптимизации воспитательного процесса?
- Как преодолеть ригидность нервных процессов школьника при изучении учебного материала?
- Какие черты характера школьников следует учитывать при со здании в классе благоприятного психологического климата?
Рекомендуемая литература
См. литературу к главе VI.
Приложения
Приложение