Глава viii. организация учебной

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СЕМИНАР 1

Тема:Воспитание и воспитательный процесс в гуманистической педагогике.

Цель:Усвоить определения и сущность понятий «воспитание», «воспитательный процесс», отличия в подходах к определению поня­тия «воспитание» в традиционной и гуманистической педагогике, со­держание основных структурных компонентов воспитания, особен­ности цели воспитания и целей воспитательного процесса.

Форма проведения:Студия.

Вопросы для обсуждения

1. Воспитание как культурно-исторический феномен.

2. Воспитание как категория педагогической науки. Разнообра­зие определений понятия «воспитание». Их анализ.

3. Воспитание как система. Характеристика структурных эле­ментов воспитания в традиционной и гуманистической педагоги­ке (сравнительный анализ).

4. Гуманистическая педагогика, ее характеристика. Концепции гуманистического воспитания (проанализировать одну из совре­менных концепций):

• гуманистические взгляды Ш.А. Амонашвили на воспитание;

• личностно-ориентированное воспитание в концепции Е.В. Бондаревской;

• гуманизация образования в концепции М.В. Берулавы.

5. Воспитательный процесс, его сущность и цели.

6. Воспитательная работа, ее роль в организации воспитатель­ного процесса.

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главе 1.



СЕМИНАР 2

Тема:Система методов воспитания.

Цель:Овладеть понятиями «метод воспитания», «прием», «сиитема методов»; знать классификации методов воспитания; разли­чать методы воспитания и приемы воздействия; отработать уме­ние выбора методов воспитания и приемов воздействия.

Форма проведения:Беседа и практикум.

Ход занятия

I. Беседа по следующим вопросам.

1. Проанализируйте различные подходы к определению мето­дов воспитания, используя указанную литературу.

2. Охарактеризуйте и проанализируйте различные классификации методов воспитания (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Т.А. Ильиной, Г.И.Щукиной. Т.Д. Конниковой, Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, Б.Т.Лихачева, Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.).

3. Дайте характеристику отдельных методов и приемов воспита­ния, определите условия выбора конкретного метода или приема.

4. Проанализируйте различия в понятиях «метод воспитания» и «прием педагогического воздействия».

5. Дайте характеристику методов педагогического воздействия (педагогического требования, перспективы, общественного мне­ния, поощрения, наказания и др.).

II. Практикум.

Задание: Подберите педагогическую ситуацию, предложите свои методы воспитания или приемы педагогического воздей­ствия. Аргументируйте свой выбор.

Рекомендуемая литература

НатанзонЭ.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972.

Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. — М., 1991.

Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. — С. 569.

Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательно­го процесса. — М., 1994.

См. также учебные пособия указанных ранее авторов: Т.А.Ильиной, П.И.Огородникова, Ю.К.Бабанского, Б.Т.Лихачева, П.И.Пидкасис­того, В. А. Сластенина и др.

СЕМИНАР 3

Тема:Современные воспитательные системы.

Цель:Усвоить концепции воспитания и основные особенности развития современных воспитательных систем; овладеть умением анализа воспитательных систем на основе системно-структурного подхода.

Форма проведения:Коллективное творческое дело (устный журнал, общественный смотр знаний и др.).

Подготовка и ход работы

1. Создать микрогруппы студентов и провести исследователь­
скую работу по анализу воспитательных систем (см. главу II):

• концепции воспитания;

• структура воспитательной системы;

• характеристики воспитательной системы;

• методики воспитательной работы.

2. Каждой группе провести презентацию выбранной воспита­тельной системы.

Самостоятельная работа:Выполнение творческого задания по одной из воспитательных систем.

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главе II.

Практическое занятие 1

Тема:Авторские воспитательные системы школы.

Цель:Овладеть умениями изучения и обобщения опыта школ по развитию воспитательной системы (на основе регионального компо­нента).

Форма проведения:Защита проектов.

Подготовка и ход работы

1. Сформировать научно-исследовательские группы.

2. Изучить опыт работы по созданию и развитию авторской воспитательной системы (группы работают в разных образова­тельных учреждениях) и оформить полученную информацию в виде проекта творческого задания.

3. Провести защиту авторской воспитательной системы школы.

4. Выполнить анализ и оценку исследовательской работы каж­дой группы.

Самостоятельная работа:Создание модели воспитательной системы образовательного учреждения будущего.

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главе П.

Практическое занятие 2

Тема:Система деятельности педагога-воспитателя.

Цель:Усвоить основные понятия и сущность педагогической деятельности.

Форма проведения:Коллективная, познавательная деятельность.

Подготовка и ход работы

1. Создать микрогруппы по 5 —6 человек.

2. На основе изученной литературы об опорных сигналах соста­вить логические схемы, таблицы, рисунки, диаграммы и т.п. по предложенным ниже вопросам:

• деятельность педагога как система, характеристика основ­ных видов деятельности;

• функции и основные направления деятельности классного руководителя;

• органы школьного и классного самоуправления;

• методика воспитывающей деятельности педагога;

• методика организации детского коллектива на разных эта­ пах его развития;

• методика деятельности органов самоуправления.

3. Прослушать выступления представителей микрогрупп.

4. Прослушать выступления оппонентов из других микрогрупп.

5. Провести анализ и оценку проведенной работы каждого сту­дента и каждой микрогруппы и заполнить лист контроля.

Лист контроля

Самостоятельная работа:Составить схему системы школьного самоуправления.

Список студентов Индивидуальная работа Групповая работа Участие в дискуссии Общая сумма баллов

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главам I, III.

Практическое занятие 3

Тема:Методика воспитательной работы.

Цель:Ознакомиться с системой методов воспитательной рабо­ты. Овладеть методами педагогической деятельности.

Форма проведения:Диалог, анализ учебно-воспитательных си­туаций и решение педагогических задач.

1. Изучить литературу по теме.

2. Дать характеристику основных методов воспитательной ра­боты.

3. Охарактеризовать конкретные методики воспитательной работы.

4. Провести анализ ситуаций и решения педагогических задач.
Самостоятельная работа:Подобрать примеры учебно-воспитательных ситуаций.

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главам I —V.

Лабораторное занятие 1

Тема:Методика и техника планирования воспитательной рабо­ты в классе.

Цель:Овладеть умениями прогнозирования, проектирования и конструирования воспитательной работы.

Форма проведения:Практикум.

Подготовка и ход работы

1. Проанализировать различные подходы к планированию вос­питательной работы.

2. Определить общие положения-рекомендации по планирова­нию воспитательной работы в классе.

3. Создать микрогруппы студентов и провести работу по анализу планов воспитательной работы классных руководителей.

4. В микрогруппах составить план воспитательной работы (струк­тура плана дана в главе III).

5. Провести анализ работы в микрогруппах и оценку деятельности.

6. Самостоятельная работа:Составить план воспитательной рабо­ты в классе.

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главе III.

Лабораторное занятие 2

Тема:Технология организации воспитывающей деятельности.

Цель:Усвоить основные понятия и отработать умения органи­зации воспитывающей деятельности на примере подготовки и про­ведения коллективного творческого дела (КТД).

Форма проведения:Практикум.

Подготовка и ход работы

1. Провести беседу по изученной литературе:

• понятие коллективной деятельности;

• сущность КТД;

• технология организации КТД;

• технология игровой деятельности (ролевой, деловой, дидак­тической игры, блиц-игры и др.).

2. Провести КТД по выбору группы.

3. Выполнить анализ проведения КТД.

4. Выполнить анализ и оценку работы студентов на занятии.

5. Самостоятельная работа:Разработать сценарий одной из форм воспитательной работы.

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главам II —III.

СЕМИНАР 4

Тема:Методика индивидуального подхода к учащимся в воспита­тельном процессе.

Цель:Углубить знания об индивидуальном подходе к ученику, ме­тодике организации индивидуальной работы.

Подготовительная работа

1. Заполнить ориентировочную таблицу системы конкретных методов и форм индивидуального воспитательного воздействия на личность по следующему образцу:

Этапы индивидуальной работы Методы и приемы Формы деятельности Советы и рекомендации
I. Изучение личности учащегося      
П. Проектирование развития личности      
III. Организация деятельности      
IV. Корректирование      

2. Составить на основе целенаправленного наблюдения за уча­щимися индивидуальную и групповую программы развития лич­ности по следующим схемам:

118

Примерная индивидуальная программа

Фамилия, имя ученика Имеющиеся недостатки Проекти­руемые качества Методы и приемы педагоги­ческого воздействия Условия, обеспечиваю­щие действен­ность методов педагогического воздействия Результа­ты
           

Примерная групповая программа

Фамилия, имя ученика Содержание программы Воспита­тельные приемы Условия обеспечения Виды деятельно­сти Результаты
           

3. Определить и обосновать, каким путем можно устранить смысловой барьер, заключающийся в том, что ученик оказывает­ся невосприимчивым к некоторым нижеприведенным педагоги­ческим воздействиям:

• использованию общественного мнения коллектива;

• организации разъяснительной работы с учащимися;

• применению приемов индивидуального воздействия на уче­ника;

• усилению контроля за поведением ученика;

• организации медицинского обследования умственного раз­вития ученика.

4. Ознакомившись с перечнем полярных качеств, приведен­ным в данной таблице, отметить степень их выраженности у себя.

Оцениваемые качества Степень выраженности качества в баллах Оцениваемые качества
Общительный           Замкнутый
Щедрый           Скупой
Активный           Пассивный
Откровенный           Скрытный
Смелый           Трусливый
Сдержанный           Развязный
Честный           Лживый
Принципиальный           Беспринципный
Волевой           Безвольный


Ход работы

1. Провести обсуждение (или творческое представление, защи­ту точек зрения, диалог) следующих вопросов:

• индивидуальный, личностный, дифференцированный под­ходы к воспитанию; их сущность, взаимосвязь и взаимоза­висимость;

• система методов индивидуальной работы с учащимися, их характеристика;

• мастерство классного руководителя (воспитателя) по реали­зации принципа индивидуального подхода к воспитанию (опыт, творчество на основе анализа практики воспитания).

2. Представить к защите систему методов индивидуального вос­питательного воздействия.

3. Провести анализ и оценку представленных систем.

4. Выполнить мини-контрольную работу по закреплению поня­тий, сущности и методов индивидуального подхода, их значимо­сти в воспитательном процессе.

Лабораторное занятие 3

Тема:Опыт реализации принципа индивидуального подхода к вос­питанию.

Цель:Отработка методики индивидуального подхода, составле­ние индивидуальных и групповых программ развития личности и груп­пы школьников.

Форма проведения:Беседа и практикум.

Ход работы

1. Провести беседу с педагогами-воспитателями о системе ин­дивидуальной работы в школе и классе. Ознакомиться с индивидуальными и групповыми программами развития школьников.

2. Составить программы воспитания личности ученика на основе наблюдений, бесед с классными руководителями, воспитате­лями, родителями.

3. Провести анализ учебно-воспитательных ситуаций, взятых из жизни школы.

Рекомендуемая литература

См. список литературы к главе III.

Практическое занятие 4

Тема:Использование методов психологической диагностики для оптимизации воспитательного процесса.

Цель:Познакомить студентов с методами психодиагностики, сформировать умения применять их и использовать результаты < практике воспитания.

Форма проведения:Беседа и практикум.

Вопросы и задания

1. Познакомьтесь с содержанием главы VI и ответьте на следующие вопросы:

Какие психодиагностические методики используются для совершенствования учебно-воспитательного процесса?

Каковы требования к процедуре осуществления психолого-педагогической диагностики?

Назовите этапы технологической цепочки педагогической диагностики.

2. Изучите под руководством педагога ряд диагностических методик, позволяющих получить сведения о типологических свойствах, личностных особенностях и способностях ученика. Можно использовать следующие методики:

- краткий ориентировочный тест (см.: Еремкин Ю.Л., Еремкина О. В., Еремкин А. Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. — Рязань, 2000. — С. 83-89);

- методика «Пластичность-ригидность» (см.: там же, С. 46 — 47);

- методика Ильина — теппинг-тест для изучения силы—слабости нервной системы (см.: Практикум по общей и экспериментальной психологии/Под ред. А.А.Крылова.— Л., 1987. — С. 183-186);

- тесты Айзенка и Лири (см.: Приложение 7).

3. Используя результаты педагогической диагностики, составьте
краткий психологический портрет. Ответьте на следующие вопросы:

- Какую информацию вы сможете использовать для оптимизации воспитательного процесса?

- Как преодолеть ригидность нервных процессов школьника при изучении учебного материала?

- Какие черты характера школьников следует учитывать при со здании в классе благоприятного психологического климата?

Рекомендуемая литература

См. литературу к главе VI.




Приложения

Приложение

Наши рекомендации