Основные характеристики детского коллектива

Педагогический процесс основывается на организации жизне­деятельности коллективов, которые создаются в различных учеб­но-воспитательных, образовательных учреждениях. Между тем ис­следованием проблем коллектива занимаются различные обще­ственные науки. Философия изучает коллектив как социальную общность людей, информацию о которой необходимо учитывать при управлении развитием общества. Социология рассматривает преимущественно трудовые коллективы как социальные системы. Объект исследования психологии — контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии. Педагогика за­нимается организованными общностями детей и взрослых, прак­тическое применение имеют результаты исследований различных наук, если они помогают использовать возможности коллектива для развития личности.

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М., 1993. — Т. 1. — С. 450). Основной категори­ей педагогики является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных частей: педагогического коллектива (воспи­татели, учителя) и детского коллектива (воспитанники). Детский коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление. Для ребенка он — среда обитания, будь то школьный класс, группа в интернате, клубное объединение или отряд в лаге­ре. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, ис­пользуя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получа­ют возможности для самореализации. Для педагогов детский коллектив – объект воздействия с помощью инструментов воспитания,

а если принять точку зрения, что коллективом можно назвать лишь группу высокой степени развития, то его можно охарактери­зовать как цель воспитательных усилий педагога.

Структура коллектива

Детский коллектив первоначально имеет формальную (офици­альную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, напри­мер: набирают детей в школьный класс, в спортивную секцию, кружок, отряд в лагере и т. п. В одной группе оказываются дети, которые отвечают определенным критериям отбора: по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню обученности, соответствующему требованиям специализированного класса, и т.д. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, и определяет условия деятельности коллектива (количество детей, оборудование помещений и т.п.), а также позицию взрослого (учителя, наставника, тренера, воспи­тателя и т.п.). Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллек­тиве. Внутри формальной структуры образуются малые контакт­ные группы на основе общих интересов, симпатий, привязаннос­тей. В связи с этим возникает одна из важнейших педагогических задач — формирование в детском коллективе гуманистических норм отношений.

Поле коллектива

По мнению Л.И.Новиковой, основной характеристикой кол­лектива, рассматриваемого как субъект воспитания, является поле коллектива. В практике воспитания о поле можно судить по ценностным ориентациям, общественному мнению, традициям и эмоциональному настрою. Основу отношений в коллективе со­ставляют принятые в нем ценности, т.е. то, что признается наибо­лее важным и значимым. Педагог задает нормы поведения, требо­вания, предъявляемые образовательным учреждением, демонст­рирует образцы, на которые надо ориентироваться. Однако до­биться их принятия детским коллективом — немалый труд. Неред­ко поступки, индивидуальные качества людей по-разному оцени­ваются детьми и педагогами. Это происходит в силу различного жизненного опыта, представлений о хорошем и плохом, особен­ностей характера. Эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько высок статус педагога в детском коллективе. То есть его позиция учителя, воспитателя еще не означает безус­ловности его авторитета. Педагог должен быть включен во взаимо­отношения в детском коллективе, выстраивать профессиональное общение с воспитанниками, прививая гуманистически ориентированные ценности.

Одобрение или осуждение, поддержка или отклонение коллективом каких-либо точек зрения формируют об­щественное мнение, которое является не только характеристикой коллектива, но и используется как один из методов педагогичес­кого взаимодействия. Метод общественного мнения заключается в привлечении воспитанников к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив, ока­зывает решающее влияние на действенность поощрения и наказа­ния. Назначение метода общественного мнения состоит в стиму­лировании всего положительного в жизни коллектива и преодо­лении негативных явлений и тенденций.

Одной из форм внешнего, поведенческого выражения коллек­тивных норм являются традиции, которые закрепляют ценност­ные отношения.

Роли и статусы в коллективе

Дети по-разному вписываются в коллективные отношения, за­нимая определенный статус, принимая на себя те или иные роли. В социальной психологии роль определяется как нормативно за­данный одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека; статус — это степень его авторитетности, положение в системе коллективных отношений. Очевидно, что ребенок ориентируется в нормах, задаваемых взрослыми («Так поступать хорошо, а так — плохо»), и может соответствовать предъявляемым требованиям. Однако самоутверждение в среде сверстников происходит гораздо труднее. Важно, чтобы педагог сумел наладить благоприятные вза­имоотношения в детском коллективе, обеспечивая тем самым возможность каждому ребенку проявить свои лучшие качества.

В теории и практике формирования детского коллектива сложи­лись различные точки зрения в оценке значения коллектива в воспитании личности. Так, Р. С. Немов предлагает отказаться от догмы однозначно положительного влияния реального кол­лектива на личность (Немов Р. С. Психология образования. — М., 2000. — С. 402). Другие ученые считают развитие личности и кол­лектива взаимообусловленными процессами: «Активность воспи­танников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитатель­ную силу и воздействие коллектива». (Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., ШияновЕ.Н. -- М., 1997. — С. 211). По мнению М.И.Рожкова и Л.В. Байбородовой, воспитательная работа пред­полагает представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллекти­ве и обособлении его в коллективе («быть со всеми» и «оставаться самим собой»)

В самом деле, в педагогическом процессе детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребенка взаимодействию с другими людьми, выстраиванию взаимоотношений. Коллективная жизне­деятельность открывает возможности для реализации личностных потенциалов, приобретения социального опыта.

Наши рекомендации