Воспитательная система сельской школы

Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), спецификой учебно-вос­питательного процесса, численностью и составом педагогов и учащихся, наличием учебно-методической базы и др.

При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, осо­бый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с со­циумом.

Показательна в этом отношении воспитательная система В. А. Сухомлинского, примененная в Павлышской сельской шко­ле. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концеп­ции, включающей следующие личностные ценности: Нравствен­ный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Достоинство, Долг, Справедливость, Истина, Добро,

Красота, творчество. Цель воспитания — подготовка образованных, творческих граждан. Красной нитью в деятельности В. А. Сухомлинского проходит внимание к Человеку, его физическому и духовному развитию.

Ведущими идеями его концепции являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения и вос­питания с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учащихся; совместная творческая дея­тельность; самоуправление и взаимопомощь.

Большое внимание В. А. Сухомлинский уделял созданию усло­вий для гармоничного развития личности: дружный, творческий коллектив учителей-единомышленников; духовное обогащение школьной среды; тесное взаимодействие школы и семьи; твор­ческое содружество детей и взрослых.

Главными источниками учебно-воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. Соответ­ственно, предъявлял к педагогу следующие требования: духовно обновляться и обогащаться, каждодневно совершенствовать свою педагогическую культуру и мастерство, направлять гармоническое развитие и саморазвитие личности ребенка.

Методика воспитания коллектива Павлышской школы пред­полагала наряду с традиционными широкое использование гума­нистических методов и приемов. Ведущими из них были методы убеждения, основанные на уважении личности ребенка (этичес­кая беседа, личный пример, дискуссия), требования, обществен­ное мнение, перспективы, методы самопознания, самоинформи­рования, самовоспитания.

Другим примером воспитательной системы сельской школы является ВС Сахновской школы Черкасской области. В ее основе — авторская концепция, разработанная в 80-е гг. XX в. директором школы А.А. Захаренко. Она базируется на идеях воспитательных центров, средового подхода, созидательного, творческого, соци­ально значимого труда.

Идея воспитательных центров в школе состоит в создании и разработке их технологий. Такими центрами стали: школьное зда­ние с его кабинетами, рекреациями; школьный двор с дорожка­ми, клумбами, фонтаном, скамейками для отдыха; зеленые угол­ки классов, краеведческий музей села; школьная обсерватория; школьная теплица; центры здоровья: бассейны (зимний и лет­ний) и целебная туевая роща. Центры предусматривают целе­направленное воздействие на личность и активное участие каждо­го педагога и школьника в работе.

Смысл идеи средового подхода состоит в воспитании грамотно­го, творческого, интеллигентного труженика села в условиях школы и социума. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и создавались ведущие воспитательные центры, на развитие которых

направлялись усилия педагогов, школьников и родителей. Например, краеведческий музей стал одним из самых соци­ально значимых центров села. В экспозициях музея отражена исто­рия села, его далекое прошлое и настоящее, его быт и культура, судьбы его жителей.

Основополагающей идеей воспитательной системы А. А. Захаренко является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Все, что есть в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учи­телей.

Большое внимание А. А. Захаренко уделял организации эмо­циональной жизни детей. По его мнению, важно, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, про­изведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слу­шателями и зрителями, но и активными участниками. В арсенале школы — множество средств эмоционального воздействия на де­тей. Мастерством остроумия, экспромта, шутки владели все: и учителя, и дети, и родители.

Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги отчетливо понимали, что это лишь часть воспитательной системы, нужна обратная связь и коррекция относительно каждой личности, ее воспитан­ности.

Основу воспитательной системы составляли разнообразные способы и приемы обучения и воспитания, включенные в каж­дый компонент системы. В школе была разработана методика изу­чения, воспитания и коррекции развития каждого ученика (метод независимых характеристик, метод анализа деятельности, оценки и самооценки личностных качеств). Главным в своей работе А. А. Захаренко считал создание новых идей, а воплощение их в жизнь было для него настоящим праздником.

Справедливые сообщества

«Справедливые сообщества», как разновидность воспитатель­ной системы, создавались в школах США в 70-е гг. XX в. В основу концепции данной ВС были положены идеи Лоуренса Кольберга, которые перекликаются с принципами «педагогики общей забо­ты» И.П.Иванова. Это идеи гуманизма, демократии, справедли­вости, заботы друг о друге, самоуправления, нравственных цен­ностей. В концепции нашла отражение и теория Жана Пиаже о стадийном умственном развитии, о единстве умственного и мо­рального в процессе целостного формирования личности. Эмо­ционально-когнитивная концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного,


а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего гума­нистические взаимоотношения педагогов и воспитанников, сис­тематическое включение детей в нравственный анализ своих и чу­жих поступков.

В качестве этапов нравственного развития личности Л. Кольберг рассматривает следующие уровни и ступени. Первый уровень (предсоциальный) включает две ступени: ориентация на покорность и наказание; мораль достижения наслаждения. Второй уровень (социальный) также имеет две ступени: мо­раль «хорошего мальчика», сохранение добрых взаимоотношений; мораль поддержания авторитета. Третий уровень (постсоци­альный) составляют следующие ступени: мораль ориентации на общественный договор, выражающий основные принципы кон­ституции; мораль индивидуальных принципов совести.

«Справедливые сообщества» в школе — это добровольные объе­динения администрации, учащихся и учителей, имеющие проч­ные связи с родителями. Все члены сообщества обладают правом голоса в решении основных проблем. Школа живет по разработан­ному собственному кодексу поведения, управление осуществляет­ся органами, выбранными демократическим путем. Содержанием жизни сообщества является разнообразная деятельность на пользу окружающих, например: расчистка игровых площадок, сбор средств для нуждающихся, творческие конкурсы, собрания в кру­гу. Собрания помогают не только организовывать деятельность, но и разрешать конфликтные ситуации, анализировать поступки каж­дого, оценивать дела «справедливого сообщества». Одним из мето­дов нравственного воспитания является решение дилемм. Общими характеристиками сообществ являются эмоционально комфортная обстановка в школе, чуткость и забота друг о друге, нравственная и интеллектуальная развитость детей и взрослых, сотрудничество. Наиболее удачно реализует концепцию «Справедливых сообществ» Л.Кольберга Скарсдейльская альтернативная школа в пригороде Нью-Йорка, в которой перспективно действуют такие органы са­моуправления, как общее собрание и «комитет справедливости». Важнейшие школьные проблемы систематически обсуждаются на страницах журнала, авторами которого выступают учителя, уча­щиеся и родители. Результатом умственного и нравственного вос­питания детей является сформированность у них таких гуманных качеств, как вежливость, предупредительность, приветливость, высокий уровень ответственности, гордость за свою школу, сво­бода личности, чувство собственного достоинства, творчество. В данной школе широко используются такие методы и приемы, как диалог, дилемма, общественное мнение, требование, перс­пектива и др.

Вальдорфская школа

Воспитательные системы вальдорфских школ существуют с начала XX в. Первая школа появилась в 1919 г. в Штутгарте. В осно­ву концепции ВС положено антропософское учение Рудольфа Штейнера; главная идея заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, ду­ховного и душевного, а становление личности ребенка должно проходить в соответствии с его физическим и психическим разви­тием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, мысль, интеллект и нравственность человека. Главный принцип, который заложен в организацию воспитательной системы, -принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависимых ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К ре­шению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учеб­ных планов, учебников. Учителям предоставляется полная само­стоятельность в выборе содержания, форм, методов учебно-вос­питательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности явля­ется культура. При этом под культурой понимают все, что окру­жает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, му­зыка, изобразительные виды искусств, театр, эвритмия, интегри­рованные знания о мире составляют основу содержания разнооб­разной деятельности учителей и школьников.

Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников вос­принимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспи­тания — видеть результаты своего труда.

Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в со­вершенстве. Они опираются на свои глубокие знания индивиду­альных особенностей детей, их душевных переживаний, которые становятся стимулом к осознанию своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к ин­теллектуальному.

Вальдорфские учителя — это высокоэрудированные, прекрас­но подготовленные специалисты. Они считают, что главное в об­разовании — развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса.

Классный учитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия не по готовым ре­цептам, они вместе с учениками ищут ответы на возникающие вопросы, открывают новые знания. При этом они не скрывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказыва­ют в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.

Воспитательная система школ глобального образования

Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые возникли в США в 70-е гг. XX в. Они сочетают общечеловеческий и локаль­ный аспекты, философское осмысление и конкретную реализа­цию. Отвечая насущным нуждам человечества на данном этапе развития, они рассматривают мир как единое целое, как огром­ную глобальную общину, существующую в виде системы взаимо­связей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.

По мнению Р.Хенви, суть глобального образования — это совокупность следующих «измерений»: 1) формирование непред­взятого взгляда на мир; 2) осознание состояния планеты; 3) кросскультурная грамотность; 4) осознание динамики мировых процессов; 5) осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М.Бот­кина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательно­му предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспек­тов: предвосхищения (способности справляться с новыми ситуа­циями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимае­мых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответ­ственность за принятые решения) и сопричастности (способно­сти к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопережива­нию, совершенствованию умения общаться с людьми).

Достичь этого практически невозможно без специальной учеб­ной программы, без учебных планов и особой структуры, которая отличала бы глобально-ориентированную школу от школ, базирую­щихся на другой образовательной философии. Учебные планы для начальной и средней школ, по Уиллорду Книпу, должны быть

совершенно различными, но при этом осязательно дополнять друг друга. В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концепту­альных основ, а также базисным навыкам и умениям. К послед­ним относят следующие способности: получать и перерабатывать информацию; решать проблемы; критически мыслить; участвовать в общественной жизни; а также грамотность и коммуникативную компетенцию на родном и иностранных языках.

К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь отно­сит: широту восприятия мира, возможности специализации и со­вершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Восприятие мира можно сделать всеобъемлющим за счет изучения естественно-научных, математических, социальных си­стем, различных культур и этических ценностей (в русле гумани­тарных и общественных наук), насущных проблем человечества (в рамках естественных и общественных наук и собственно глобаль­ных курсов), а также за счет видения мира в исторической перс­пективе (при изучении истории, литературы и др.).

Что же касается возможностей специализации на старшей сту­пени, то У. Книп предлагает глобально-ориентированные направ­ления специализации, не замыкающиеся в рамках изолированно­го предмета: иностранные языки; современные системы и техно­логии; страноведение; изучение чужих культур, непривычных для западной цивилизации, перспектив в восприятии мира; глобаль­ные проблемы, стоящие перед человечеством; так называемые «академические дисциплины».

Каждый учебный предмет в отдельности способствует созда­нию у обучающихся целостного представления о мире в конкрет­ной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они могут создать многомерное видение мира в пространстве и времени.

Каждый предмет, помимо практической ценности, может обес­печить максимальную реализацию воспитательных целей, спо­собностей человека, его творческого плана. В нем заложены боль­шие возможности для развития личности.

Наши рекомендации