Театральные технологии в педагогической анимации
Данная технология предполагает использование в учебно-воспитательном процессе таких элементов театрального искусства как драматургия, режиссура, актерское мастерство. Специфика досуговой театрализации заключается в том, что педагог-организатор досугового взаимодействия чаще всего совмещает в себе три составляющие театрально-художественного творчества (драматург, режиссер, актер), что требует от него видения замысла, знания закономерностей развития сюжетно-образной линии действа, импровизации по ходу, внутреннего предвосхищения будущего результата.
Сюжетно-образная концепция досугового действа отражена в его драматургии. Особенностью досуговой драматургии является ее зависимость от участников досугового взаимодействия, так как процесс педагогического взаимодействия строится не только на содержании самого материала, но и на «внутриаудиторном общении». В отличие от театральной драматургии, рассчитанной на то, что сцена представляет собой закрытое пространство, а затемненный зрительный зал создает эффект «четвертой стены», праздничная драматургия ориентирована на аудиторию, когда сцена является продолжением зрительного зала. Это обстоятельство влияет на специфику досуговой драматургии, которая, по мнению А. Д. Жаркова, состоит в следующем: ориентация действа на совместное творчество, воплощенное в «коллективной самодеятельности»; оперативность и подвижность сюжетной линии; использование готовых литературно-художественных и музыкальных произведений; связь сюжета с реальной жизнью и социально-возрастными особенностями участников; герой – конкретный реальный человек, который рядом с нами; построение сюжета осуществляется по эпизодам, с использованием монтажа.
Основное содержание досуговой режиссуры заключается в реализации идейно-художественного замысла всего действа. Режиссер выявляет те черты драматургии, которые, с его точки зрения, являются наиболее важными и актуальными, способными побудить участников праздника к сопереживанию, сочувствию, содействию. Замысел режиссера реализуется через организованное им коллективное творчество всех участников праздника. Такое коллективное творчество предполагает осмысленное единство всех компонентов действа: декораций, костюмов, предметов обстановки, света, звука, игры актеров и пр. В этом случае на первый план выдвигаются организаторские способности режиссера, позволяющие не только вдохновить на совместное творчество, но и наладить взаимодействие всех, кто занят в подготовке и проведении досугового взаимодействия.
Таким образом, технология использования элементов театральной педагогики в процессе подготовки студентов к педагогической аниматорской деятельности рассматривается нами как многоуровневая система, которая включает в себя:
Первый этап – обучение целеполаганию: включает в себя постановку сверхзадачи (цели), которая направлена на содействие активизации личности в процессе праздничного досуга; постановку ситуационно-ролевой задачи, рассматриваемой как стремление включить участников во взаимодействие.
Второй этап – определение собственного участия включает в себя выбор ролевой позиции, выражающей пристройку к участникам взаимодействия; осуществление ролевых действий как способа существования организаторов взаимодействия в роли; формирование ролевой компетентности как набора необходимых алгоритмов досугового взаимодействия и овладение механизмами и средствами их практической реализации; развитие ролевой пластичности – умения быстро перестраивать процессы праздничного взаимодействия адекватно ситуации.
Третий этап – обучение технике актерской игры в досуговом взаимодействии.
Четвертый этап – рефлексия и анализ результатов.
Совершенно очевидно, что часть позиций в данной системе отражает реализацию актерской игры в досуговом взаимодействии. Владение техникой актерской игры ведущим-организатором праздника – одно из условий успешности досугового взаимодействия. Педагог-организатор досуга должен обладать искусством внутреннего перевоплощения и техникой внешней выразительности.
К средствам внешней выразительности относятся, прежде всего, мимика, жестикуляция, пантомимика, речевая экспрессия. В целом, осуществление театрализованного праздничного взаимодействия требует от педагога-организатора существования в двух планах: реальном и условно-игровом. Оба эти плана связываются рефлексией, которая в данном случае выступает в качестве механизма, приводящего в действие всю систему коммуникативных, организаторских, аналитических возможностей личности педагога.
В настоящее время исследователи при выборе оптимальных средств эффективного взаимодействия педагога и воспитанников обращают внимание на использование в учебно-воспитательном процессе возможностей педагогической импровизации (Э. А. Гришин, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, В. А. Сластенин, В. Н. Терский, В. Н. Харькин).
Сущность педагогической импровизации, по мнению В. Н. Харькина, заключается в следующем: это акт, в процессе которого исполнение совпадает или следует сразу за созданием объективно или субъективно нового, представляющего собой один из элементов педагогической деятельности, и в то же время – своеобразный механизм трансформации профессиональных знаний, умений, навыков, техники в педагогические действия творческого характера.
Отличительным признаком педагогической импровизации является то, что она имеет общедидактическую ценность, т. е. способствует воспитанию, обучению, развитию детей. Особенно педагогическая импровизация находит применение в сфере свободного времени. Объективными критериями педагогической импровизации являются внезапность, сиюминутность, новизна, публичность, педагогическая значимость.
Технология использования элементов педагогической импровизации в процессе подготовки студентов к педагогической аниматорской деятельности включает в себя следующие элементы: педагогическое озарение («возникновение идеи в фантазии»): инсайт, выбор пути; публичное воплощение (спонтанная реакция на ситуацию, «импровизированные ловушки», домашние заготовки); осмысление (мгновенный анализ процесса воплощения, плавный переход от импровизации к запланированному ранее).
Данная технология предполагает обучение студентов различным моделям импровизационной техники, которые были предложены американским исследователем М. Эпштейном и адаптированы для социокультурной анимации Тарасовым.
Первый вариант реализации технологии включает в себя шесть этапов. На первом этапе организуется коллективное обсуждение возможных тем, которые спонтанно возникают в аудитории, выбирается одна из них и распределяются ее различные аспекты среди участников группы. Второй этап предполагает индивидуальную работу студентов по написанию эссе по выбранной теме. На третьем этапе все участники зачитывают свои эссе, обсуждают и включают дополнения. На следующем этапе студентам предлагается создание пост-эссе с учетом пожеланий и комментариев, возникших в процессе предыдущего коллективного обсуждения. Пятый этап – коллективное обсуждение вновь созданных текстов. На шестом этапе происходит создание метаимпровизации как общего текста в пределах определенной композиции.
Второй вариант обучения импровизационной техники позволяет каждому участнику развивать свою тему как продолжение предыдущего обсуждения. В этом случае спонтанные замечания участников группы заносятся в эссе по каждой теме, таким образом, участник группы интерпретирует (то есть является соавтором) всех получившихся в результате текстов.
Третий вариант реализации технологии предполагает усложнение задания таким образом, чтобы каждый участник интерпретировал темы товарищей в связи с его собственной темой и включал эту тему в свое повествование, не нарушая логики. В этом случае текст метаимпровизации создается сразу, а участники пишут свою часть текста, получая его от товарища, как «незаконченный рассказ» или «незаконченную фразу». В целом, включение технологии использования элементов импровизационной техники в процесс подготовки студентов к педагогической анимации способствует развитию и актуализации у них творческих возможностей (постижение смысла через установление связи между явлениями и процессами; овладение различными способами воспроизведения и интерпретации информации; проявление творческой активности как реализации актов вдохновения).