Педагогический артистизм как особенность личности педагога-аниматора
Профессионально-педагогическая аниматорская деятельность как интегрированный вид профессиональной деятельности социального педагога, сочетает в себе логику воспитательного процесса и в большей или меньшей степени элементы художественного творчества, тем самым, позволяя специалисту проявлять креативность в довольно широком диапазоне.
Анимация включает в себя творческие возможности личности аниматора; педагогический артистизм; общекультурный и эстетический вкус; способность к экспромту и импровизации.
Творческий потенциал личности педагога подчинен поиску и решению творческой идеи как аккумулятора духовных сил личности. Проектирование педагогической идеи, предвидение возможного пути развития досугово-воспитательного взаимодействия, планирование его перспектив основывается на развитом воображении.
Творческое воображение можно рассматривать в качестве стержневого психологического образования личности педагога, которое по отношению к педагогической аниматорской деятельности носит сквозной характер и присутствует на всех ее этапах. Такое воображение есть педагогический механизм внутреннего видения идеи досугового взаимодействия и способности посредством эмоционально активной передачи увлечь этой идеей воспитанников. Это способность не только создавать в своем сознании новые образы, но и педагогическое умение своей фантазией эстетически воздействовать на детей.
Творческие возможности социального педагога в сфере организации детско-юношеского досуга предполагают легкость генерирования новых идей, гибкость, оригинальность мышления, целостность восприятия досугово-воспитательного процесса, умение прогнозировать результаты деятельности, способность к ассоциативным связям, на основе чего появляется возможность интуитивных решений педагогической задачи.
В последнее десятилетие педагогический артистизм довольно часто включается исследователями в структуру педагогической деятельности (В. А. Кан-Калик, Э. А. Гришин, Ю. А. Львова, Т. Е. Левшенко и др.). Однако как самостоятельный компонент в структуре готовности педагога-организатора досуга педагогический артистизм не выделяется. Педагогический артистизм мы рассматриваем как составляющую креативного компонента готовности социального педагога к педагогической аниматорской деятельности и понимаем его как умение педагога найти тактичный, ненавязчивый контакт с аудиторией, настроить себя на вдохновенное отношение к воспитанникам, сохраняя достаточно высокий уровень самоконтроля и способность к перевоплощению.
В процессе того или иного досугового взаимодействия педагог воспринимает эмоциональную реакцию детей, в определенном смысле идентифицируя себя с ними. Эта идентификация проявляется как следование педагога поведенческим и личностным характеристикам воспитанника и как воспроизведение этих характеристик либо реально, либо символически, мысленно. А. А. Леонтьев отмечает, что талантливый педагог «играет роль самого себя», подавая себя аудитории в нужном повороте, наиболее выгодном для установления и поддержания контакта. Чтобы играть ту или иную роль, также «самого себя», необходима способность к перевоплощению, «игре». В этом процессе в полной мере присутствует темперамент педагога, его чувства, юмор как качество личности.
Для педагогического артистизма велика также роль сценического обаяния, внешнего облика педагога-аниматора (речь, мимика, жестикуляция, походка, одежда, стиль самопрезентации).
В основе общекультурного вкуса педагога-аниматора сложный комплекс психических свойств личности, в котором отражается способность воспринимать прекрасное, отличать эстетичное от неэстетичного, разумно их осмысливать и эмоционально оценивать. Вкус в процессе педагогической аниматорской деятельности выступает ориентиром в утверждении гармонии, с точки зрения исторически сложившейся системы взглядов и представлений о красоте, совершенстве, идеале.
Ведущее значение в этом комплексе принадлежит эстетической образованности как системе знаний, умений и навыков в области эстетики, различных видов искусства, гуманитарных наук, культуры в целом. Обобщенные культурно-эстетические знания должны стать внутренним состоянием личности педагога, ее убеждениями. Будучи прочувствованными и соотнесенными с собственной деятельностью, они становятся качественными стимулами педагогической аниматорской деятельности.
В профессионально-педагогической аниматорской деятельности следует выделить также импровизационные возможности педагога. Творческая деятельность всегда есть процесс взаимодействия стереотипного и импровизационного. Импровизация как вид сиюминутной публичной аниматорской деятельности придает ей действительно творческий характер, выступает мерой ее творческой насыщенности и условием ее развития.
Одной из перспективных технологий обучения педагогической аниматорской деятельности является технология использования элементов театральной педагогики. В последние годы метод театрализации активно разрабатывается в психологии как психотехника общения, как метод психотерапии (социодрама). В педагогике проблеме использования элементов театрального искусства в деятельности учителя также посвящены исследования многих ученых (Ю. П. Азаров, Н. Ф. Гончарова, Э. П. Гришин, В. А. Кан-Калик, О. А. Казанский, Ю. Л. Львова и др.).
В диссертационном исследовании Н. В. Ивановой выделены признаки принципиального сходства педагогической деятельности и театрального художественного творчества:
· в процессе организации и осуществления педагогического и сценического взаимодействия с воспитанником и зрителем и педагог, и актер используют, прежде всего, свой психофизиологический аппарат, обеспечивающий выражение внутренних психических процессов при помощи внешних физических выразителей – голоса, речи, пластики, мимики, жестов, пантомимики;
· педагогическая и актерская деятельность делают партнера по взаимодействию (воспитанника, зрителя) субъектом творчества, вне активного участия которого, сам творческий акт взаимодействия невозможен. Это обусловлено публичностью выступления педагога и актера, где группа людей является активным участником-зрителем процесса педагогического актерского творчества;
· деятельность педагога и деятельность актера есть всегда деятельность по управлению деятельности других людей (воспитанников, зрителей). Для того чтобы управление состоялось, цель деятельности педагога и актера должна быть понята и принята воспитанником и зрителем, в противном случае, педагогическое и сценическое взаимодействие не состоится;
· общей характеристикой педагогической и актерской деятельности выступает также стадия общения. Специфика характера общения, как в деятельности педагога, так и в деятельности актера заключается в следующем: для осуществления деятельности используют законы, способы и средства, характерные для общения (экспрессия, аффективность, самопрезентация, эмоциональная выразительность);
· воспитательное и театральное взаимодействие обладает пространственным временным признаком, поскольку оно развивается на протяжении определенного времени и пространства.
Таким образом, использование элементов театрально-художественного творчества в учебно-воспитательном процессе – актуальная проблема для современной педагогической теории и практики. Однако в научных исследованиях проблема использования элементов театральной педагогики в процессе подготовки студентов к педагогической аниматорской деятельности не выделяется как самостоятельная.