Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Понятие конфликта. Основные стадии развития конфликта. Функции конфликтов. Конструктивные функции конфликта: общие, функции на личностном уровне. Конструктивная функция конфликта на личностном уровне. Деструктивные функции конфликта на общем уровне. Направленность и последствия конфликтов. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: сотрудничество, соперничество, избегание,

приспособление, компромисс.

§ Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

§ функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

§ «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

§ функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

§ функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

§ гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

§ оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

§ оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта,т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

§ неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

§ уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

§ абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

§ представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

§ сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

§ увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

§ смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

§ возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

§ отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

§ подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

§ степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

§ следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

Психологи выделяют следующие пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях: 1. Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам).

2. Компромисс (урегулирование разногласий путем взаимных уступок).

3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу).

4. Игнорирование конфликта (стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее).

5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

Наши рекомендации