Занятие 9-10. Способы выражений чувств.
Цель: поиск безопасных путей выражения чувств и конструктивных способов высказывания претензий.
Обсуждение проблемы: что происходит с эмоциональной сферой человека, употребляющего наркотики (в семье и других сферах жизни). «Словарь чувств» и его анализ (группы чувств, их встречаемость). Как меняются чувства и почему? - игра «Клопы» (рефлексия чувств до и после). Особенности чувств: не все осознаются (упражнение «айсберг»), не всегда выражаются, интенсивность зависит от значимости ситуации (упражнение «спектр значимых ситуаций»). Обсуждение вопроса: что происходит со спектром значимых ситуаций и выражение чувств человека, который морально готов начать употреблять наркотики? Обсуждение: нужно ли открыто выражать эмоции? Все ли эмоции нужно выражать?
Связь эмоций с психосоматикой. Упражнения «чайник», «калека».
Обучение алгоритму безопасного выражения чувств. Ситуация - чувства:
1. Подавить
2. Выразить неконструктивно
3. Выразить конструктивно (обучение способам «Я»-высказывания)
Тренировка эмоциональной открытости и преодоления запрета на выражение социально неодобряемых чувств (упражнение «Колода эмоций»). Тренировка правил «Я»-высказываний.
Занятие 11-12. Что такое уверенность в себе?
Цель: развитие у учащихся уверенности в себе. Обсуждение вопроса: почему мы обращаемся к этой теме в рамках курса? «Словарь бытовых представлений», функции данного качества.
Тест «Насколько вы уверены в себе» Самооценка: упражнение «Полигон уверенности» (по значимым ситуациям). Психологический портрет уверенного и неуверенного поведения; биологические предпосылки и параллели; тренировка умения сказать «нет». Упражнение «Машина времени». Тяжело ли чувствовать себя неудачником? Тренировка умений отстаивать свои убеждения, не поддаваясь на провокации (упражнение «лошадь»). Обсуждение: что помогло-помешало сохранить свои убеждения? Как это распространяется на отношения с друзьями, учителями и т.д.? Обсуждение возможных уязвимых мест принципиального человека (например, «взять на слабо» и т. д.). Соотношение гибкости поведения, ригидности и беспринципности.
Занятие 13. Отношения с противоположным полом.
Цель: рассмотрение проблем, связанных с особенностями полового поведения в подростковом возрасте.
Взаимоотношения с противоположным полом как одна из основных стрессогенных сфер в подростковом возрасте.
Проблема привязанности, ее роль в нашей жизни («словарь ситуаций»). Проблема начала половой жизни (половая и псевдополовая мотивация). Подростковая беременность и аборты. Упражнение «Мой этический кодекс в отношениях с противоположным полом» (индивидуально или в малых группах).
Занятие 14. Оптимизм или пессимизм?
Цели: определение учащимися собственного отношения к жизни; обучение приемам позитивного отношения к жизни.
Рисунок «моя жизнь» - обратная связь (оптимизм или пессимизм).
Рисунок «как бы вы нарисовали жизнь человека, употребляющего наркотики» - обсуждение различий (содержание, эмоциональный фон). Соотношение оптимизма и риска (упражнение «Яша»), Чем оптимизм отличается от бесшабашности, азарта?
Как преодолеть минуты пессимизма? (упражнения «Лови момент», «Роль» и т. д.). Люди, которые могут мне помочь. В малых группах: упражнение «5 заповедей неудачника». Обратная связь.
Занятие 15-17.
Цель: определяется запросом группы. Тематика и алгоритм проведения занятия формируется исходя из потребностей и запросов, возникающих в контексте проведения спецкурса.
Занятие 18
Цель: завершение работы, подведение итогов и результатов занятий.
Проводится в форме дискуссионного клуба с обсуждением следующих вопросов:
- Ваши впечатления от встреч?
- Что было наиболее полезно в течение работы?
- Что изменилось, если изменилось, в вас и вашей жизни?
- Что хотели бы предложить по тематике спецкурса?
- Как вам может пригодится то, что вы получили в течение года от совместной работы?
Участникам предлагается нарисовать групповой портрет себя до начала занятий и после них. (74)
Подводя итоги описанию групповых занятий с подростками, можно сделать вывод, что основой таких занятий должно быть обучение жизненно важным навыкам или психосоциальной компетентности — способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и ее проявлению в гибком и адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. Включение подростков в такие занятия будет способствовать не только сохранению их психологического здоровья, но и улучшению учебной мотивации, повышению работоспособности, стабилизации внимания и памяти, а также снижению риска возникновения отклонений в поведении.
Список литературы:
1. Алемаскин, М.Л. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.Л. Алемаскин. - М. : Знание, 1979.- 42с.
2. Алмазов, Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся [Текст] / Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко. – Свердловск, 1987.- 150с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1997.- 375с.
4. Антонян, Ю.М. Преступность и психические аномалии [Текст] / Ю.М. Антонян, С.В. Бородин. – М. : Наука, 1987.- 207с.
5. Арефьев, А.Л. Поколение, которое теряет Россия [Текст] / А.Л. Арефьев // Социс. - 2002. - № 8. С. 97-100.
6. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальнных групп подростков и молодежи [Текст] / И.П. Башкатов. – Воронеж : НПО МОДЕК, 2002.- 135с.
7. Башкатов, И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков [Текст] / И.П. Башкатов // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. – Тюмень : ТГУ, 1985.- С.15-26.
8. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / С.А. Беличева. - М. : Консорциум "Социальное здоровье России", 1994.- 221с.
9. Беличева, С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения [Текст] / С.А. Беличева // Проблемы социальной работы в России: Матер. 1-й нац. конф. - М., 1995. - С.91-95.
10. Беличева, С.А. Этот «опасный» возраст [Текст] / С.А. Беличева. - М. : Знание, 1982. - 94с.
11. Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева. – Свердловск : Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.
12. Беличева, С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации "трудных" подростков [Текст] / С.А. Беличева // Психол. журн. - 1984. - № 6. - С. 48 - 54.
13. Белкин, А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А.С. Белкин – Свердловск. : Средне-Уральск. кн. изд-во, 1981. - 128с.
14. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М. : Мысль, 1988.- 301с.
15. Братусь, Б.С. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность [Текст] / Б.С Братусь,. О.В. Мишина // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. - 1982. - №1. - С.12-16
16. Бэрон, Р. Ричардсон Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2000. – 352с.
17. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., Педагогика, 1991. – 144с.
18. Васильев, В.П. Юридическая психология [Текст] / В.П. Васильев. - СПб., 1997. – 235с.
19. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6т. – М., 1983. - Т. 3. – 368с.
20. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
21. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский // - М. : Лань, 2003.- 656с.
22. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды [Текст] / П.Б. Ганнушкин; под ред. Кербикова О.В. – Ротов н/Д. : Феникс, 1998. – 416с.
23. Герасимов, В.Н. Основы превентивной педагогики [Текст] / В.Н. Герасимов. - М., 1995. – 198с.
24. Гернет, М.И. Социальные факторы преступности [Текст] / М.И. Гернет. - М., 1905. - 203 с.
25. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гиденс. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 707 с.
26. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида [Текст] / Я.И. Гилинский // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1971. - Вып. 9. - С. 44 - 52.
27. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля [Текст] / Я.И. Гилинский // Мир России. – 1997. – № 1. – С. 163-165.
28. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст] / Я.И. Гилинский, В.А. Афанасьев. - СПб, 1993. – 140с.
29. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория [Текст] / Я.И. Гилинский // Социс. – 1991. – № 4. – С. 31-38.
30. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999. – 280с.
31. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты [Текст] / под общ. ред. Ю.А. Клейберга. - М., 1998. – 190с.
32. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения [Текст] / Под ред. В.А. Никитина. - М., 1996. – 230с.
33. Девиантность и социальный контроль в России (ХІХ-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление [Текст] : Научное издание. - СПб.: Алетейя, 2000. - 384 с.
34. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних [Текст] / А.И. Долгова. - М.: Юрид. лит., 1981. – 161с.
35. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социальный этюд [Текст] / Э. Дюркгейм – М., 1994. – 252с.
36. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Еникополов // Прикладная психология. – 2001. - № 1. - С 60 - 71.
37. Заика, Е.В. Психолого-педагогическая характеристика личности проростков с отклоняющимся поведением [Текст] / Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 35 - 38.
38. Запесоцкий, А. С., Фаин А. П. Эта непонятная молодежь [Текст] / А. С. Запесоцкий, А. П. Фаин - М: Профиздат, 1990. - 224 с.
39. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А.И. Захаров - 3-е изд., испр. - Серия Психология ребенка. - СПб.: Лениздат. – 2000. – 128с.
40. Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б.В. Зейгарник - М. : МГУ, 1981. – 154с.
41. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися [Текст] / Л.М. Зюбин – М., 1982.
42. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы (социологический анализ) [Текст] / В.Н. Иванов // Соц.- полит. журнал. – 1995. – № 2. – С. 47-49.
43. Иванова, Ж.Е. Социология девиантного поведения [Текст] : учебно-метод. материал / Ж.Е. Иванова - М., 1998. - 22 с.
44. Игошев, К. Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк [Текст] / К.Е. Игошев - Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.
45. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В.П. Кащенко – 2-е изд. – М. : Академия, 2000. – 304с.
46. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг - М. : ТЦ Сфера, "Юрайт-М", 2001. – 160с.
47. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонения [Текст] / А.И. Ковалева - М.,1996.
48. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] : кн. для учителя / И.С. Кон - М. : Просвещение, 1989. – 255с.
49. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон - М.: Политиздат, 1967. – 384с.
50. Кондрашенко, В.Г. Девиантное поведение у подростов: социально-психологический и психиатрический аспекты [Текст] / В.Г. Кондрашенко - Минск, 1988.
51. Кочетов, А. И. Перевоспитание подростка [Текст] / А.И. Кочетов - М.: Педагогика, 1972. – 120с.
52. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл - СПб., 1997. – 188с.
53. Липник, В.Н. Взрослые за детей в ответе [Текст] / В.Н. Липник – Л., 1979.
54. Личко, А.Е. Подростковая наркология [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский - Л., 1991. – 394с.
55. Личко, А.Е. Психология и акцентуация характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко - Л., 1977. – 256с.
56. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) [Текст] / К. Лоренц - М.,1994. – 480с.
57. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] : учебн. пособ / В.Д. Менделевич - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.
58. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия [Текст] / Р.К. Мертон // Социология преступности. - М., 1966.
59. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студентов пед. Вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина – изд. 2-е. - М. : «Академия», 1997. – 192с.
60. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина – М., Издательский центр “Академия”, 1997. – 432с.
61. Натанзон. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив [Текст] : пособие для учителя / Э.Ш. Натанзон - М.: Просвещение, 1984. – 96с.
62. Осипова, Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма [Текст] / Е.В. Осипова – М.: 1977.
63. Парыгин. Б. Д. Социальная психология как наука [Текст] / Б.Д. Парыгин - 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1967. – 261с.
64. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999. - 181с.
65. Полонский, И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей [Текст] / И.С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1983. - С. 52 - 69
66. Радугин, А.А. Социология. Курс лекций [Текст] : для студентов и преп. вузов / А.А. Радугин, К.А. Радугин - М.: Владос, 1995. – 192с.
67. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер - М. : Апрель-Пресс, 1999. – 432с.
68. Ратинов, А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход [Текст] / А.Р. Ратинов // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. – С. 3-33.
69. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан - СПб., 1996. – 232с.
70. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт – М., 1994.
71. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2002.
72. Руденский, Е.В. Психология ненормативного развития личности [Текст] / Е.В. Руденский Новосибирск, 2000. – 224с.
73. Смелзер, Н. Социология [Текст] : учебное пособие для студ. вузов : пер. с англ. / Н. Смелзер - М. : Феникс, 1994. – 688с.
74. Смотри по жизни вперед: руководство по работе с подростками [Текст] / Г.В. Латышев, М.В. Орлова, С.М. Яцышин, О.А. Титова, Д.Д. Речнов. – СПб. : Издательский дом «Ars Longa», 2002. – 114с.
75. Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.А. Никитина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 272с.
76. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн - М., 1996. – 367с.
77. Фрейд, 3. Лекции по введению в психоанализ [Текст] / З. Фрейд // Соч. :в 2-х т. - М. : Госиздат, 1922. - Т.1. 255с.
78. Фролов, С.С. Социология [Текст] : учеб. для студ. вузов / С.С. Фролов. - М.: Логос, 1996. – 344с.
79. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э.Фромм - М. : Республика, 1994. – 447с.
80. Фурманов, И. А. Детская агрессивность [Текст] / И.А. Фурманов - Минск. - 1996.
81. Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
82. Яковлев, A.M. Преступность и социальная психология [Текст] / А.М. Яковлев - М.: Юрид. лит., 1971. - 288с.
83. Погосян, Л.А. Профилактика девиантного поведения Дона и Юга [Электронный ресурс] / Л.А. Погосян, С.В. Бондаренко, В.В. Черноус. - http://ippk.rsu.ru/csrip/elibrary/elibrary/appendix/a1/
84. Добреньков, В.И. Социология: Социальные институты и процессы [Электронный ресурс] / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - http://lib.socio.msu.ru/l/
85. Музей молодежных субкультур Московского гуманитарного педагогического института [Электронный ресурс] / http://www.mhpi.ru/student/museum/other/bikers/
86. Бахметьева, Е.Л. Организация, содержание и методы коррекционной работы с подростками девиантного поведения в школе [Электронный ресурс] / Е.Л. Бахметьева /http:// festival.1september.ru/subjects/25/