Деятельность школьного психолога с подростками девиантного поведения
Школьный психолог в своей работе с подростками использует индивидуальные и групповые формы работы. В индивидуальной коррекционной работе с девиантными подростками используются следующие методы:
· профилактическую индивидуальную беседу;
· интервью;
· психологическое консультирование;
· индивидуальную психотерапию;
· групповую психотерапию.
Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с девиантными подростками является метод психологического консультирования. Особенностями психологического консультирования девиантных подростков в средней школе является:
1) создание адаптационных механизмов, позволяющих приобрести определенную социальную роль в классе;
2) воспитание новых ценностей, соответствующих ценностям группы, класса; идентификация подростка с одноклассниками;
3) мотивация подростка на общение со специалистами;
4) индивидуальный подход, взаимодействие с различными социальными институтами;
5) обозначение социальной роли подростка в сообществе одноклассников для его успешной адаптации;
6) изменение установок и мотивов личностного поведения.
Таким образом, психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с отклонениями в поведении подростка.
В настоящее время школьный психолог в своей практической индивидуальной коррекционной работе может использовать различные методы психотерапевтического воздействия арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др. Рассмотрим некоторые из них.
Метод разговорной психотерапии –логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.
Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.
Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.
Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.
Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.
Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения. (86)
В групповых формах работы школьный психолог использует основные методические средства:
1. Ролевые игры. В работе с подростками чаще используются ролевые образы, основой которых является принятие социальных и семейных ролей (учителя, директора, друзей и недругов, мамы, бабушки и т.п.). Ролевые ситуации позволяют подросткам изменить свои установки, формируют новые, более эффективные коммуникативные навыки.
«Мое поведение в конфликте». Подростки делятся на пары, в которых они принимают роли разных предметов (предъявляются карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал, алая губная помада и синие тени и т.п.). Разыгрываются конфликты. Обсуждается, кто из ребят как себя проявлял в конфликте: наступал или оборонялся?
«Как разрешаются конфликты». Ведущий задает учащимся конфликтные ситуации, а они, разделившись на три команды, придумывают и проигрывают варианты их продолжения: наступление, обсуждение, отступление.
Примеры конкретных ситуаций:
Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание.
Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике.
Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек.
«Как общаться между собой».Выполнение предваряется следующей беседой.
«Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала с родителями, с братьями, сестрами, затем в детском саду, в школе. Вот тут и начинается самое интересное. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, кто — нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем — нет, а к VI—VII классу вы уже точно определяете свои симпатии и антипатии. И чем старше вы становитесь, тем больше возникает вопросов: можно ли дружить мальчикам и девочкам в вашем возрасте, а что скажут окружающие, как реагировать на это, как самому начать дружбу и многие другие вопросы. А чтобы лучше всего понять человека, нужно представит себя на его месте, хотя бы только в игре. Ведь в игре можно проиграть самые невероятные ситуации, придумать всевозможные решения, которые могут помочь в дальнейшем».
Далее подросткам предлагается ролевое проигрывание ситуаций (роль мальчика исполняет девочка, а роль девочки — мальчик).
Ситуации:
Мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее на свой день рождения, где будут и другие ребята и девочки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся.
Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой. Как ему сказать ей об этом?
У девочки есть два билета на концерт популярной группы (варианты) и она хочет пойти на него с понравившимся мальчиком. Как его пригласить?
(При разыгрывании сценок предлагается переодевание, изменение голоса и т.п.)
«Общение с родителями». Подросткам предлагаются ситуации для разыгрывания по ролям. Задача: подростки и родители должны прийти к общему мнению.
Ситуации:
Ты уходишь к другу смотреть новый фильм или играть в новую игру и рассчитываешь прийти домой не раньше 21.00. Но при выходе натыкаешься на отца или на маму, и они говорят, что ты должен быть дома не позже 18.00, иначе не видать тебе компьютера на день рождения.
Родители говорят, что ты ничего не делаешь по дому, и они решили, что ты отныне по выходным будешь мыть посуду. А ты этого терпеть не можешь.
Родители заставляют убирать в комнате каждый день.
«Взросление — это новые роли».Упражнение начинается с рассказа ведущего о том, что период взросления очень важен (многие ученые разрабатывали теории взросления), и задача сегодняшнего дня — поговорить о взрослении как о периоде овладения новыми ролями.
Затем подросткам предлагается собрать «корзинки» известных им семейных, социальных, половых ролей.
Далее подросткам предлагается побыть в некоторых ситуациях в различных ролях.
Ситуации:
Войди в кабинет директора в роли ученика, учителя, родителя и т.п.
Сказать: «Как ты хорошо выглядишь» из роли директора школы, куратора, сверстника.
После этого ведущий рассказывает о типичных ролевых нарушениях: неумении принимать различные по содержанию и статусу роли, неумении продуцировать новые роли, слиянии человека с ролью. Приводятся и обсуждаются примеры. Затем подростки получают карточки с типичными ролями школьников («Классный шут», «Рубаха-парень», «Козел-отпущения
2. Психогимнастические игры.Эти игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Такие изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а также в состояниях и характеристиках отдельных ее участников. Поскольку важнейшие изменения — это формирование самопринятия и принятия других людей, то для их упорядочивания нами была выбрана структура самосознания личности, согласно которой в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (ее права и обязанности) (В.С.Мухина, 1998). Таким образом, в психогимнастических играх у подростков формируются следующие составляющие самосознания:
— принятие своего имени;
— принятие качеств своего характера;
— принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
— принятие своих прав и обязанностей.
Приведем примеры упражнений из этой группы.
«Ласковое имя».Участники должны вспомнить, как их ласково зовут дома. Затем они бросают друг другу мячик. Тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, нужно запоминать, кто кому бросил мячик. Когда все подростки назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя.
«Имя превратилось...» Участники представляют себе Страну имен, в которой все имена превратились в названия животных (растений), и придумывают, в какое название животного (растения) могло бы превратиться их собственное имя.
«Рисунок имени». Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писателем. И уже при жизни решено за большие заслуги перед людьми поставить ему памятник, а на нем написать имя и украсить его интересными рисунками. Подростки придумывают рисунки к своим именам, а затем в альбомах выполняют их рядом с красиво написанным именем.
«Я горжусь...»Подростки закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь, что я...» После того как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мысленно «дописать» это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.
«Мы — родители».Подростки должны представить, что превратились в родителей, которые очень любят своего ребенка, хотят, чтобы он был хорошим, и поэтому дают ему советы, каким ему следует быть. Каждый последующий «родитель» отрицает совет предыдущего и дает свой совет.
Примеры:
1. Будь всегда честной.
2. Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой.
Далее выбирают одного из ребят на роль воспитуемого, его сажают в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства подростков в обеих ролях.
«Я в будущем». Один из участников выходит к доске, а ведущий, обращаясь к нему по имени и отчеству, берет у него интервью, спрашивает, кем он работает, что делает, как ему удалось добиться такой интересной работы, легко ли было ему учиться и т.п.
«Я в настоящем, я в будущем». Лист бумаги делится на две части, подросткам предлагается изобразить себя в настоящем и будущем.
«Хочу в будущем — делаю сейчас». Ведущий говорит о том, что будущее начинается на самом деле в настоящем. Чтобы получить что-то в будущем, надо действовать уже сейчас. Затем он бросает ребятам мячик, называет тот или иной элемент будущего, они придумывают, что для этого нужно делать прямо сейчас. Например, «В будущем я — директор фирмы», «Сейчас я стараюсь хорошо учиться, не отступать перед трудностями» и т. п.
3. Коммуникативные игры делятся на три группы: 1) направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать. Приведем примеры упражнений.
«Мне в тебе нравится...»Ведущий задумывает какое-то качество, которое ему нравится в подростке и прикасается к нему, пытаясь таким образом передать задуманное качество. Подросток должен угадать, какие качества задуманы (можно привлечь к угадыванию всю группу). Затем водящими становятся сами подростки. При последующих выполнениях задуманные качества можно передавать взглядом.
«Волшебное зеркало». Подросткам нужно представить, что в классе появилось волшебное зеркало, в котором все ранее не заметные достоинства человека становятся видимыми и яркими. Затем предлагается посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.
«Строим автомобиль».Группе предлагается построить автомобиль, в котором каждый из подростков будет какой-либо его частью (мотором, тормозом и т.д.). После этого автомобиль изображается в движении.
«Кто может быть другом».Подростки обсуждают пословицу: «для того чтобы иметь друзей, надо уметь самому быть другом». Делается вывод: друзья сами не появляются, сохранить дружбу — огромный труд. Затем каждый участник записывает три качества, которыми должен обладать друг. Все эти выводы пишутся на большом листе, определяется наиболее предпочитаемое (почему?) качество. Подросткам предлагается определить, какими качествами обладают они, каких недостает (вслух можно не говорить).
«Трудности в дружбе». Проводится коллективное обсуждение рассказов подростков, ищутся выходы из этих ситуаций.
Ситуации:
1. «У меня много друзей. Я легко схожусь с ребятами и девчонками, умею их слушать и сопереживать, могу дать дельный совет, я веселая, шучу и это очень многим нравится — они ко мне тянутся. Но ведь я тоже человек и мне тоже надо кому-то иногда «поплакаться в жилетку», но, к сожалению, нет такой подруги рядом, а я не могу рассказывать, как некоторые, направо и налево о своих проблемах. И иногда я чувствую себя ужасно одинокой, даже плачу. Как же мне быть?»
2. «До V класса у меня было много друзей, у нас был очень большой и дружный класс. А потом наша семья переехала в другой город. Все лето я переживал, как же я пойду в новую школу? Когда я пришел в новый класс, ребята приняли меня хорошо, в классе были еще новенькие. Я немного успокоился. Но чувствую себя одиноко, так как не нашел себе настоящего друга, хотя прошел уже целый год».
«Крутой подросток». Подростки выполняют рисунок на тему «Крутой подросток». Затем обсуждают эту тему.
При обсуждении используются следующие вопросы:
1. Что такое «крутость»?
2. Почему многим подросткам хочется быть и выглядеть «крутыми»?
3. Можно ли быть «крутым», если ты не пьешь и не куришь?
4. Задания на формирование «эмоциональной грамотности».Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу; умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.
Для того чтобы понять, как необходимы данные умения, обратимся к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылке психосоматических расстройств. Сегодня алекситимия понимается в первую очередь как неспособность человека к выражению и описанию в словах своих внутренних переживаний, неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений, недостаточность воображения, ригидность. Приведем примеры упражнений из этой группы.
«Незаконченные предложения».Подросткам предлагается закончить следующие предложения:
— Я чувствую напряжение, когда...
— Я чувствую раздражение, когда...
— Мне спокойно...
— Мне стыдно...
— Мне страшно...
— Мне радостно...
— Мне приятно...
— Мне грустно...
«Отгадай чувство».Подросткам предлагается продемонстрировать и распознать следующие эмоции и чувства: радость, огорчение, восторг, страх, отвага, скука, негодование, восхищение, скорбь, любовь, ненависть, ужас, стыд, волнение (дети предлагают свои варианты чувств и эмоций). Каждый выбирает и показывает с помощью мимики, жестов какое-нибудь чувство или эмоцию. Остальные отгадывают, а затем называют и показывают противоположную пару (радость —горе, страх—отвага и т.д.).
«Копилка эмоциональных реакций».Учащимся предлагается вспомнить любые провоцирующие фразы, например: «Выйди вон», - «Ты — дурак бестолковый»; необходимо указать всевозможные ответные реакции: крик, слезы, смех и т.д. Таким образом, набирается «копилка» эмоциональных реакций.
«Что чувствует Катя».Ведущий предъявляет ситуацию: «Денис и Катя договорились встретиться после школы и пойти на дискотеку. Катя пришла домой, сообщила о предстоящем вечере родителям, на что мама сказала: «Никуда ты не пойдешь. Я запрещаю!» Разыгрываются типы реагирования из «копилки», и затем предлагается выбрать наиболее успешный вариант, в котором отсутствуют чувства обиды, вины, жалости к себе и т.п.
«Как справиться со стрессом». Упражнение начинается с сообщения ведущего о том, что 2/3 населения промышленно развитых урбанизированных стран умирает от последствий стресса. Предлагается подумать, что такое стресс (подростки приводят собственные примеры). Вводятся понятия о стадиях стресса: адаптация, истощение жизненной энергии, а также о стрессорах внешних (холод, шум и т.д.) и внутренних (эмоциональные внутренние состояния: гнев, страх). Далее подросткам предлагается придумать и разыграть этюд: «Мышки на уроке у учителя-кота», затем поделиться чувствами.
После этого учащиеся коллективно собирают «копилку» типичных стрессовых ситуаций школьников. После обсуждения де лается вывод, что учеба в школе сопровождается болвшим количеством стрессовых ситуаций, поэтому необходимо научиться справляться со стрессом.
В конце предлагается придумать эмблему «Осторожно, стресс!».
«Учимся справляться со стрессом».Учащиеся делятся на три команды и получают задание придумать и разыграть яркую стрессовую ситуацию в школе, дома, на улице. Далее они сочиняют сказку про антистрессовую палочку: «повернешь ее налево три раза — жизнь пойдет как по маслу, стрессов не будет».
Обсудив результаты первого и второго упражнений, учащиеся делают вывод, что стресс не всегда приводит к отрицательным последствиям и полная свобода от стресса означает смерть.
5. Когнитивные методы. «Педсовет».Подросткам предлагается представить педсовет учеников: они сидят и обсуждают, каким должен быть и каким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Участники игры должны описать поведение учителей по схеме «должен — не должен».
Примеры описаний:
1. Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать.
2. Учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, потому что дети не будут его слушаться. Учитель должен быть веселым.
6. Дискуссионные методы.Одним из ведущих методов, используемых в социально-психологическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
«Кто я: ребенок или взрослый». На доске чертится таблица (на три колонки: Ребенок — Подросток — Взрослый), и подросткам предлагается в течение 3 —- 5 минут заполнить колонки Ребенок-Взрослый, т.е. определить, что отличает взрослого от ребенка? Что характерно для ребенка и для взрослого?
1.Далее заполняется средняя колонка и делается вывод о том, что многие черты ребенка и взрослого характерны для подростка.
2.Делается вывод о том, что подросток находится на переходном этапе от детства к взрослости. (81)