Индивидуализация учебной программы предмета и освобождение от обучения
Обучение должно быть организовано в соответствии со способностями каждого обучающегося, и оно может быть основано на учебных программах разного объема и содержания [77] . Основной задачей является поддержка обучающегося в области обучения таким образом, чтобы цели, согласованные с общей учебной программой, могли быть достигнуты по всем предметам.
Возникновение трудностей при изучении различных предметов может быть предотвращено, и в области обучения может быть оказана поддержка при помощи различных методов дифференцирования и форм поддержки, установленных Законом о базовом образовании. Если для обучающегося установлены приоритетные области изучения того или иного предмета, он может сконцентрироваться на ключевом содержании этого предмета. В этом случае, обучающийся продолжает изучать предмет в соответствии с общими целями, и его успехи оцениваются в соответствии с общей учебной программой. Если, независимо от оказываемой поддержки, обучающийся не может достичь приемлемого уровня достижения целей в отношении ключевого содержания какого-либо предмета, учебная программа этого предмета может быть индивидуализирована. Такие аспекты, как языковая подготовка или культурное происхождение, пропуски занятий, недостаток мотивации, недостаточное овладение техниками обучения или проблемы с поведением, не могут быть расценены в качестве основания для индивидуализации учебной программы, и обучающемуся должна быть оказана помощь в преодолении этих трудностей.
Индивидуализация учебной программы предмета означает, что критерии оценки уровня успеваемости корректируются таким образом, чтобы соответствовать способностям обучающегося. Тем не менее, достижение целей должно быть в достаточной мере доступным, но требующим усилий от обучающегося. Индивидуализация учебной программы регламентируется решением об оказании особой поддержки. В педагогическом заключении содержатся отдельные основания для индивидуализации учебной программы каждого предмета. Решение о том, может ли обучающийся обучаться по общей учебной программе, или учебная программа какого-либо предмета должна быть индивидуализирована, принимается отдельно для каждого предмета по результатам оценки. Если в дальнейшем возникает необходимость в увеличении или уменьшении числа предметов, изучаемых по индивидуальной программе, составляется новое педагогическое заключение, и на этом основании выносится новое решение об оказании особой поддержки.
Цели и содержание индивидуальной учебной программы определяются на основе общих целей и содержания предмета для соответствующего класса. Также могут быть использованы цели и содержание для предшествующих классов. Индивидуальный план образования должен включать в достаточной степени ясное и подробное описание этих целей и содержания. Это абсолютно необходимо, так как преподавание и оценивание по соответствующему предмету будет основываться на сведениях, указанных в этом плане. Результативность обучения оценивается в соответствии с целями, установленными специально для обучающегося в его индивидуальном плане образования. Кроме того, обучающийся получает помощь в обучении в виде различных средств педагогического сопровождения и, при необходимости, различных форм поддержки. Вышеупомянутое содержание индивидуального плана образования определяется учителем, ответственным за преподавание каждого предмета, или учителями совместно, если таких учителей несколько.
Если обучающийся проходит обучение по индивидуальной учебной программе, балльная и словесная оценка по соответствующим предметам указывается как в ведомостях текущей успеваемости в ходе обучения, так и в аттестате об основном общем образовании с пометкой «звездочка» (*). В разделе «Дополнительные сведения» ведомости или аттестата упоминается, что помеченные таким образом предметы изучались по индивидуальной учебной программе. Словесная оценка может быть использована вместо оценки по балльной системе во всех классах и также в аттестате об основном общем образовании.
Индивидуализация учебной программы является основной и более предпочтительной альтернативой освобождению обучающегося от освоения учебной программы. Обучающийся может быть освобожден от освоения учебной программы исключительно на основе особо веских оснований, и такое решение может быть принято в каждом индивидуальном случае только при наличии особых полномочий. Административное решение об освобождении обучающегося от изучения предмета должно быть принято в соответствии со Статьей 18 Закона о базовом образовании. Если в отношении обучающегося было принято решение об оказании особой поддержки, решение об освобождении включается в это решение. Положения об освобождении обучающихся от изучения каких-либо предметов в рамках пролонгированного обязательного образования содержатся в специальных законодательных актах[78]. Для обучающегося, который был освобожден от изучения какого-либо предмета не на временной основе, будет в соответствующей степени организована другая форма обучения или контролируемая деятельность[79].
Индивидуализация учебной программы какого-либо предмета и освобождение обучающегося от изучения предмета осуществляется в условиях взаимодействия с обучающимся и законным представителем. Им должно быть разъяснено влияние этих мер на дальнейшее обучение.
7.4.5 Пролонгированное обязательное образование
Если цели, установленные для базового образования очевидно не могут быть достигнуты за девятилетний срок по причине инвалидности или заболевания ребенка, получение обязательного образования начнется на один год раньше возраста, установленного Законом о базовом образовании [80] . Обязательное образование считается завершенным, когда освоена его программа, или, для обучающегося в рамках пролонгированного обязательного образования, через одиннадцать лет после начала получения обязательного образования [81] . Продолжительность периода получения дошкольного образования для обучающихся по программе пролонгированного обязательного образования может составлять один или два года[82]. Целью является постепенное наращивание способностей обучающихся, что позволит им справиться с обучением по программе базового образования максимально успешно.
Дети с тяжелой формой инвалидности обучаются по программе пролонгированного обязательного образования. Причиной для обучения по такой программе также может послужить серьезное заболевание [83] . Решение о пролонгированном обязательном образовании, как правило, принимается до начала получения обязательного образования. Решение об оказании ребенку особой поддержки принимается в это же время. Индивидуальный план образования разрабатывается для ребенка в начале получения дошкольного образования. Ребенок имеет право на получение дошкольного образования в течение года до начала обязательного образования99. Для ребенка, обучающегося в рамках пролонгированного обязательного образования, это право может быть реализовано с началом осеннего семестра в год, когда ему исполняется пять лет. Для того чтобы ребенок мог воспользоваться правом на получение пролонгированного обязательного образования, соответствующее решение должно быть принято до начала получения дошкольного образования.
Совместная работа представителей различных административных органов необходима для того, чтобы указать на необходимость поддержки для ребенка в достаточно раннем возрасте. Законный представитель ребенка должен быть своевременно проинформирован о различных опциях пролонгированного обязательного образования и последствий выбора в пользу того или иного варианта. Законный представитель принимает решение о получении ребенком дошкольного образования, предшествующего обязательному образованию. Продолжительность дошкольного образования и начало получения базового образования планируется в зависимости от успехов ребенка, его потребности в поддержке и общей ситуации.
Обучение по программе пролонгированного обязательного образования может быть организовано тремя способами:
• Ребенок начинает получать дошкольное образование, предшествующее обязательному образованию, в тот год, когда ему исполняется пять лет, получает дошкольное образование, которое является частью обязательного образования в течение еще одного года, и затем начинает получать базовое образование.
• Ребенок начинает получать дошкольное образование, которое является частью пролонгированного обязательного образования, в тот год, когда ему исполняется шесть лет, получает дошкольное образование в течение одного года, и затем переходит к получению базового образования.
• Ребенок начинает получать дошкольное образование, которое является частью обязательного образования, в тот год, когда ему исполняется шесть лет, и получает дошкольное образование в течение двух лет. В этом случае, ребенок приступает к получению базового образования на год позже положенного, то есть в год, когда ему исполняется восемь лет. Относительно отсроченного начала получения базового образования должно быть принято отдельное административное решение100.
Потребность обучающегося в пролонгированном обязательном образовании оценивается в ходе пересмотра решения об оказании особой поддержки. Если считается, что ребенок больше не нуждается в пролонгированном обязательном
100 27
образовании, принимается решение о прекращении пролонгированного обязательного образования, после чего обучающийся продолжает обучение в рамках общего обязательного образования. При необходимости, оказание обучающемуся особой поддержки может быть продолжено.