Подача таможенной декларации
Регулирует отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Заменил собой таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза.
Для осуществления таможенного оформления при экспорте товаров Таможенный кодекс РФ (ст. 98 - 99) устанавливает следующие требования:
1) уплата вывозных таможенных пошлин, а так же осуществление иных таможенных платежей;
2) соблюдение установленных критериев экономической политики;
3) вывоз товаров, выпущенных в соответствии с процедурой экспорта, за пределы территории РФ в том же состоянии, в каком эти товары были в момент принятия таможенной декларации, за исключением изменений состояния таких товаров по причине износа или убыли в нормальных условиях транспортировки и хранения;
4) исполнение иных требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу.
Подача таможенной декларации:
1) Документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию, которые подтверждаются следующими документами:
- паспортом или иным документом, удостоверяющим личность подающего таможенную декларацию;- документом, подтверждающим, что лицо, подающее таможенную декларацию, является работником декларанта (трудовой договор, приказ о назначении на должность);
- доверенностью на совершение действий от имени декларанта, если таможенная декларация подается работником декларанта, либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, полномочия руководителя декларанта, если декларация подается руководителем декларанта;
2) Документы подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки.
В большинстве случаев эти документы включают в первую очередь внешнеторговый контракт (приложение №3) со всеми изменениями и дополнениями, действующими на момент подачи декларации. Также прикладываются сопутствующие контракту документы на конкретную поставку, полный перечень которых определяется условиями контракта. Чаще всего это спецификации, проформы-инвойсы, счета-фактуры (инвойсы), документы по оплате товара, декларации и сертификаты, выданные в стране отправления товаров.
При экспорте большую важность имеют также документы, подтверждающие право распоряжения товарами – это закупочные документы на товары на территории Евразийского экономического сообщества, либо бухгалтерские документы на товар при реализации товаров с производства.
3) Документы подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки Разрешительные документы (разрешительный документ №45) (Приложение №1):
а) коммерческие документы контракт (Приложение №3), инвойс (Приложение №4), счет-фактура (Приложение №5) бланк сертификата происхождения товара общей формы (Приложение 6);
б) транспортные документы товарная накладная (Приложение№7), книжки МДП (международные дорожные перевозки, документы СМR (Приложение №8) (международная транспортная накладная и пр.);
в) банковские документы.
4) Документы, на основании которых был заявлен код ТНВЭД. Классификационный код товара присваивается на основании информации о назначении товаров, материалах изготовления, выполняемых функциях, области применения, конкретных технических показателях. Соответственно документами, подтверждающими заявленный код, являются техническая документация, информация на сайте производителя, данные экспертиз, фотографии маркировки и внешнего вида товара, результаты фактических измерений товара, общедоступные принципиальные схемы для данного типа товаров.
5) Документы, подтверждающие уплату и обеспечение уплаты таможенных платежей: платежные поручения или чеки, в случае уплаты, а также письма в случае обеспечения уплаты.
6) Паспорт сделки (далее – ПС) (Приложение№9) – документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств – членов таможенного союза. Уже название группы указывает на то, что этот документ всего один, и является им паспорт сделки. Правда, оформление документа не требуется, в случае, если сумма сделки не превышает в эквиваленте 5000 долларов США согласно официальному курсу валюты на дату заключения договора.
Паспорт сделки
Определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации (ст. 3-11), полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями (ст. 14, 22, 23, 24), ответственность за нарушение валютного законодательства.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (Форма 1).
Документы, требующиеся для оформления паспорта сделки для всех внешнеторговых контрактов и кредитных договоров:
один экземпляр заполненного паспорта сделки;
заверенные копии документов, являющиеся основанием для проведения валютных операций (контракт договор, соглашение);
заверенные копии иных документов, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (могут быть запрошены валютным контролером дополнительно).
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета, отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и счет, через который осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Для справки
Нарушение правил оформления ПС грозит штрафом от 4 тыс. руб. до 50 тыс. руб. Нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок (часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ):
- для должностных лиц (руководителя или главного бухгалтера) - в размере от 4 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
- для самой организации - от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.
Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 4, отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами.
Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам валютного контроля в срок не более трех рабочих дней с момента оформления.
Справочник
Важно!
1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неуказанные услуги, непреданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
2. Культурные ценности.Объекты документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется на основании лицензий (разрешений), выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель. В России таким органом является Федеральная служба Росохранкультуры и ее территориальные органы.
Cт. 333.33 п .34З за право вывоза:
культурных ценностей, созданных более 50 лет назад, - 10 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
культурных ценностей, созданных более 100 лет назад и ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2009 года, - 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей, но не более 1 000 000 рублей;
культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее, - 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;
предметов коллекционирования по палеонтологии - 10 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;
предметов коллекционирования по минералогии – 5 процентов стоимости вывозимых культурных ценностей;
за право временного вывоза культурных ценностей - 0,01 процента страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей;
культурных ценностей, созданных менее 50 лет назад, налогом не облагается.
3. Статистическая форма (декларация на товары) осуществляется для учета перемещения товаров при взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза. Заполняется и подается в таможенные органы Российской Федерации на товары, перемещаемые между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Армения, Российской Федерацией и Республикой Киргизия.
Реализация работ (услуг) указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению при представлении в налоговые органы следующих документов:
справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России;
справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
4. В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуально собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидента товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
5. Включенные в состав архивного фонда РФ, музейного фонда РФ, а также в национальный библиотечный фонд, в том числе находящиеся в частной собственности археологические предметы в соответствии с ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ об объектах культурного наследия (Памятниках истории и культуры) народов РФ, так же культурные ценности, созданные более 100 лет назад вывозу не подлежат.
6. Внутренняя программа экспортного контроля – мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые российскими участниками внешнеэкономической деятельности в целях соблюдения правил экспортного контроля.
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, объяснения в письменной и устной формах и иную информацию, необходимую для выполнения указанными органами задач и функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области экспортного контроля.
Российские участники внешнеэкономической деятельности несу ответственность за достоверность информации, предоставляемой для целей экспортного контроля федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля.
Нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:
неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;
необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой федеральными органами законодательной и исполнительной власти для целей экспортного контроля, ее умышленные искажение или сокрытие;
нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля.
7. Методы нетарифного регулирования культурных ценностей. Таможенное оформление культурных ценностей, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с таможенной территории РФ, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и таможенным законодательством РФ.
Под вывозом и ввозом культурных ценностей понимаются следующие действия:
вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории РФ, без обязательства их обратного ввоза;
ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза;
временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории РФ, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок;
временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.
Вывоз культурных ценностей за пределы РФ возможен при одновременном соблюдении нескольких условий:
культурные ценности не запрещены к вывозу из РФ;
в таможенный орган представлено разрешение Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Минкульта).
Культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 322), по результатам проведения которой и принимается решение о выдаче свидетельства на право вывоза культурных ценностей.
На заявленные к вывозу с территории РФ предметы культурного назначения, в отношении которых государственной экспертизой установлено, что они не подпадают под действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», оформляется справка, подтверждающая, что названные предметы на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами:
для организации выставок;
для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
в иных необходимых случаях.
Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается в порядке, предусмотренном для выдачи разрешений на вывоз культурных ценностей. В свидетельстве на право временного вывоза культурных ценностей указываются цель и срок временного вывоза.
Свидетельство на право вывоза или временного вывоза культурных ценностей является основанием для выпуска таможенными органами культурных ценностей за пределы РФ. Вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке. При вывозе культурных ценностей юридическими лицами необходимо документальное подтверждение их права собственности на вывозимые предметы.
Ввозимые культурные ценности подлежат таможенному оформлению и специальной регистрации (Федеральный закон от 29ноября 2007 г. № 283-ФЗ).
Ответственность организаций за нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, в случае правонарушения предусмотренного абзацами вторым – четвертым статьи 30 настоящего Федерального закона, повлекшего за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства либо совершенного повторно, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 нельзя вывозить культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных и муниципальных учреждениях РФ, осуществляющих постоянное хранение культурных ценностей.Образцы документов
Приложение № 1
к Решению Коллегии Евразийской
экономической комиссии
от 16 мая 2012 г. N 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(разрешительный документ)
N __________/201 /______
___________________________________________________________________________
(Наименование органа государственной власти государства - члена Таможенного
союза, выдавшего заключение)
Выдано ____________________________________________________________________
(Название организации, юридический адрес, страна/для физических
___________________________________________________________________________
лиц Ф.И.О.)
Вид перемещения ___________________________________________________________
(Вид перемещения)
________________________________│ │_____________________________
(Раздел Единого перечня товаров) (Код ТН ВЭД ТС<*>)
Наименование товара | Количество | Единица измерения |
Получатель/отправитель <*> ________________________________________________
(Название, юридический адрес, страна)
___________________________________________________________________________
Страна назначения/отправления <*> _________________________________________
Цель ввоза (вывоза) _______________________________________________________
Срок временного ввоза (вывоза) ____________________________________________
Основание: ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дополнительная информация _________________________________________________
___________________________________________________________________________
Страна транзита <*> _______________________________________________________
(Транзит по территории)
___________________________________________________________________________
Подпись ____________ Дата _____________
Заключение действительно по __________
Приложение № 2
(форма заявления на вывоз культурных ценностей