Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
Место в системе социально-гуманитарных наук.Философская антропология (философия человека).
План
1. Проблема человека в философии.
2. Теории антропогенеза
2.1. Религиозная
2.2. Эволюционная
2.3. Трудовая
2.4. Внешнего вмешательства
2.5. Катастрофизм
3. Биологические признаки человека
3.1. Признаки, естественные для природы
3.2. Уникальные признаки человека
4. Социальные признаки человека
4.1. Творческая деятельность
4.2. Создание орудий труда
4.3. Коллективный труд
4.4. Общение
5. Сложность человеческой сущности:
5.1. человек как индивид;
5.2. человек как индивидуальность;
5.3. человек как личность.
6. Природные задатки – основа формирования способностей.
Схема
Понятия
Человек - биосоциальное существо.
Индивид - представитель человеческого рода.
Индивидуальность - своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей.
Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.
Антропогенез – процесс происхождения и развития человека.
Социогенез – процесс становления общества.
Антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.
Эволюция - естественный процесс развития жизни на Земле.
Гомониды-семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее людей и больших человекообразных обезьян.
Религиозная теория происхождения человека (божественная; теологическая) подразумевает божественное происхождение человека.
Теория эволюции Чарльза Дарвина (эволюционная) аключается в том, что человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (трудовая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Теория палеовизита (внешнего вмешательства) состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
Катастрофизм - система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов (изменение климата; трещина в земной коре (радиоактивное излучение); смена магнитных полюсов; взрыв сверхновой звезды)
Практикум
1. Индивидуальность – это
1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму
2) темперамент человека, его характер
3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке
4) совокупность человеческих потребностей и способностей
2. Что свойственно человеку в отличие от животного?
1) инстинкты
2) эмоции
3) потребности
4) сознание
3. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
1) социальной сущности
2) биологической природы
3) физиологических особенностей
4) психологических качеств
4. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает
1) знания и умения
2) чувства и волю
3) физическое развитие
4) возрастные особенности
5. Человека от животного отличает
1) использование природных объектов
2) стремление понять окружающий мир
3) приспособление к условиям среды
4) инстинкт самосохранения
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.
7. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристики человека
ПОНЯТИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
… | Отдельно взятый представитель человеческого рода |
Личность | Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении |
8. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристики человека
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Индивид | Отдельно взятый представитель человеческого рода |
... | Человек как субъект социальных отношений |
9. Екатерине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного характеризует её как личность?
1) У Екатерины зелёные глаза.
2) У Екатерины тёмные волосы.
3) Екатерина трудолюбивая и ответственная.
4) По темпераменту Екатерина – флегматик.
10. Человек представляет собой единство биологической и социальной составляющих. Что из перечисленного относится к биологической составляющей?
1) наличие органов чувств
2) свобода выбора целей
3) мировоззренческая картина
4) преобразовательная деятельность
Эссе
«Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)
«Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев).
«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне).
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).
«Личность – это человек как носитель сознания»
(К. К. Платонов).
«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится» (Д. Дидро).
«Свойства личности никак не сводятся к её индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное». (С.Л. Рубинштейн)
«Человек – это нечаянная, прекрасная попытка природы осознать самоё себя». (В. Шукшин)
«Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)
«Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)
«Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития». (Э. Фромм)
«Знания, представления о себе накапливаются
уже в раннем детстве.… Другое дело – самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности». (А.Н. Леонтьев)
«Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» (Ю.М. Лотман).
План
- Понятие мировоззрения
- Структура мировоззрения
2.1. идеи
2.2. идеалы
2.3. убеждения
2.4. духовные ценности
2.5. принципы
2.6. знания
- Виды мировоззрения
3.1. Обыденное (повседневное)
3.2. Мифологическое
3.3. Религиозное
3.4. Художественное
3.5. Научное
3.6. Философское
- Основные этапы формирования мировоззрения
4.1. Мироощущение
4.2. Мировосприятие
4.3. Миропонимание
- Роль мировоззрения в деятельности людей
5.1. Определяет морально-нравственные ориентиры человека
5.2. Определяет цели деятельности человека и способы их достижения
5.3. Определяет особенности характера и поведения человека
Схема
Понятия
Мировоззрение - система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Философия - форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и на место человека в этом мире.
Мифологическое мировоззрение– это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным.
Убеждение - это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения.
Религиозное мировоззрение - особый взгляд на мир, основанный на вере в существование сверхъестественных сил, в присутствие божественного начала в реальном мире.
Менталитет - определенный образ мыслей, совокупность духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народности или нации.
Практикум
1. Совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение
человека к окружающему миру, называется:
1) деятельность
2) общение
3) мировоззрение
4) сознание
2. Объяснение действительности с позиции жизненного опыта дает:
обыденное мировоззрение
1) научное мировоззрение
2) мифологическое мировоззрение
3) религиозное мировоззрение
3. На самой ранней стадии развития человеческого общества первой
1) попыткой объяснения окружающего мира была:
2) философия
3) религия
4) мифология
5) наука
4. Твердая уверенность человека в чем-либо, это:
1) вера
2) долг
3) убеждение
4) совесть
5. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке обоснованной картины мира, это:
1) обыденное
2) религиозное
3) научное
4) мифологическое
6. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМАОСВОЕНИЯ МИРА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Религия | Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное |
… | Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
7. Верны ли следующие суждения о мировоззрении человека?
А.Мировоззрение включает знания, ценности и идеалы человека.
Б.Мировоззрение определяет принципы поведения и деятельности человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.
Б. Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) взгляды; 2) идеалы; 3) представления; 4) мировоззрение; 5) ценностные установки.
10. Верны ли следующие суждения о мировоззрении человека?
А. Религиозное мировоззрение опирается на веру в возможность влияния сверхъестественных сил на судьбу человека, развитие общества.
Б. Научное мировоззрение представлено абсолютными истинами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Эссе
«Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)
«Общественное мнение, будучи состоянием массового сознания, далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма». (В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко)
Виды знаний.
Место в системе социально-гуманитарных наук:гносеология (философия)
План:
1. 1 Понятие и структура процесса познания.
1.1. Понятие познания
1.2. Субъект познания
1.3. Объект познания
1.4. Результат познания
2. Основные виды познания.
2.1. Чувственное познание
2.2. Рациональное познание
2.3. Интуиция
3. Виды знаний.
3.1. Заблуждение
3.2. Житейское
3.3. Практическое
3.4. Художественное
3.5. Научное
3.6. Рациональное
3.7. Иррациональное
4. Формы познания.
4.1. Эмпирический уровень
4.2. Теоретический уровень
Схемы
Формы познания
Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень методы: – наблюдение; – эксперимент; – описание. | теоретический уровень методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части) – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) |
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности |
Понятия
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства.
Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Практикум
1. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А.Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Выводы учёных об изменении климата на планете основываются в первую очередь на
1) предсказаниях мыслителей прошлого
2) обобщении житейского опыта
3) анализе исторической литературы
4) обобщении научных данных
3. Запишите слово, пропущенное в схеме.
4. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?
А.Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.
Б.Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Запишите слово, пропущенное в схеме.
6. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний.
Б.Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЭТАПЫ (СТУПЕНИ) ПОЗНАНИЯ | ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
Чувственное познание | Ощущение, восприятие, представление |
Рациональное познание | ..., суждение, умозаключение |
8. Запишите слово, пропущенное в схеме.
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях. |
Выдвижение гипотез | Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории. |
9. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.
10. Верны ли следующие суждения о познании?
А.Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного
в информации о предмете.
Б.Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Эссе
«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н.Г. Чернышевский).
«Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)
«Познание и жизнь неотделимы» (Л. Фейхтвангер).
«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений» (Г. Лихтенберг).
«Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика». (Т. Фуллер)
«Знание – орудие, а не цель». (Л. Толстой)
«Познавать – значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает» (И. Кеплер).
План
1. Понятие истины
2. Виды истины:
2.1. Абсолютная истина
2.2. Относительная истина
3. Критерии истины:
3.1. Чувственный опыт (эмпирики)
3.2. Разум (рационалисты)
3.3. Научное знание (конвенционалисткие теории)
3.4. Практика (прагматические теории)
4. Концепция истины:
4.1. Классическая
4.2. Когерентная
4.3. Прагматическая
4.4. Конвенциональная
5. Трактовка истины:
5.1. Объективна (не зависит от желаний и настроений человека)
5.2. Конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий)
5.3. Процессуальна (находится в процессе постоянного развития)
Схема
Критерии | Аргументы «за» | Аргументы «против» |
Чувственный опыт | Наши ощущения являются единственным источником и основанием знаний. Мышление – производное от ощущений. | Наш чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности. На уровне восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний. Вывод: чувственный опыт – это результат понимания, интерпретации. |
Разум | С помощью разума можно логически вывести новое знание из существующих частей. | Необоснованность претензий на исключительную роль разума в деятельности человека. |
Общая значимость | Удобны, т.к. неразумно доискиваться, истинны или ложны математические и другие знания. | Тогда вообще неактуален вопрос об истинности ил ложности наших знаний. |
Практика | Если есть сомнения в правильности знания, нужно попробовать поставить эксперимент, понаблюдать, как взаимодействуют друг с другом рассматриваемые объекты, явления и т.д. | Не может рассматриваться как универсальный критерий, т.к. целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности. Это относится в первую очередь к духовным ценностям, формам культурного творчества. |
Понятия
§ Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.
§ Относительная истина - знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдение или измерение, эксперимент)
§ Абсолютная истина - полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки
§ Классическая концепция истины - истина есть соответствие мыслей и высказываний действительности (чувственный опыт и/или ясность и отчетливость)
§ Когерентная концепция истины - истина есть согласованность знаний (согласованность с общей системой знаний)
§ Прагматическая концепция истины - истина есть практически полезное знание (эффективность, практика)
§ Конвенциональная концепция истины - истина есть соглашение (всеобщее согласие)
§ Эмпиризм — познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта .
§ Рационализм– философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей.
§ Сенсуализм – направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником и главной формой достоверного познания.
Практикум
1. Какая из перечисленных истин опирается на научные знания?
1) «в конце апреля лисы переселяются из старых нор в новые»
2) «сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду»
3) «пока лиственница иголки не осыплет, снега не будет»
4) «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»
2. Критерий истины для рационалистов
1) Опыт
2) Разум
3) Эксперимент
4) Практика
3. Знание, которое не зависит от воли и желания субъекта, называется
1) объективной идеей
2) объективной истиной
3) абсолютной истиной
4) относительной истиной
4. Полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем, называется
1) объективной идеей
2) объективной истиной
3) абсолютной истиной
4) относительной истиной
5. Научные истины, не создающие полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которые в процессе познания будут изменяться уточняться, углубляться новыми, называются
1) объективными
2) абсолютными
3) относительными
4) абстрактными
6. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СВОЙСТВА ИСТИНЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Относительный характер | Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений |
_____________ характер | Независимость от познающего субъекта и его сознания |
7. Верны ли следующие суждения об относительной истине?
А. Относительной истиной называют знание, с которым не все согласны.
Б. Относительной истиной называют неполное знание, верное лишь в определенных условиях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Объективный характер истинного знания означает, что оно
1) добывается только учёными в ходе научных исследований
2) является знанием, не зависящим от субъекта познания
3) всегда проверяется экспериментально
4) является знанием о внешнем мире по отношению к человеку, который познаёт этот мир
9. На уроке обществознания учитель попросил учащихся определить понятие «истина». Он услышал несколько разных ответов. Какой из приведённых ответов учеников является правильным?
1) Истина – это суждение, которое разделяется большинством людей.
2) Истина – это знание, которое всегда находит практическое применение.
3) Истина – это знание, которое получено с помощью экспериментальных методов.
4) Истина – это знание, которое соответствует познаваемой реальности.
10. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины,
1) определяет сущность общественных и природных явлений
2) может измениться с течением времени
3) содержит достоверную информацию об объекте
4) является результатом познавательной деятельности субъекта
Эссе
«Величайшие истины — самые простые» (Л. Толстой).
«Истина имеет неодолимую силу живучести». (Д. Писарев).
«Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине только один» (Ж.Ж. Руссо).
«Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение чувства ориентирования» Альберт Швейцер
« Надо беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?» Ф.М.Достоевский
« Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» А. Поуп.
«В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л.Н. Толстой).
«Заблуждение всегда противоречит себе, истина – никогда» (К. Гельвеций).
Мышление и деятельность.
Место в системе социально-гуманитарных наук.Философская антропология (философия человека).
План
1. Мышление и деятельность – категории, выделяющие человека из животного мира.
2. Виды, формы и способы мышления
2.1. Типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое
2.2. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключение.
2.3. Способы мышления (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция).
2.4. Этапы процесса мышления: формулировка задачи (вопроса), решение поставленной задачи (анализ и синтез), достижение нового знания
3. Понятие деятельность как единственный способ бытия человека
4. Отличия деятельности человека от активности животного
4.1. Деятельность человека
4.1.1. Масштабное преобразование природы
4.1.2. Целеполагание в деятельности
4.1.3. Сознательная постановка целей, умение анализировать
4.1.4. Изготовление орудий труда
4.1.5. Творческий, созидательный характер
4.2. Активность животного
4.2.1. Приспособление к условиям среды
4.2.2. Целесообразность в поведении
4.2.3. Подчинение инстинкту
4.2.4. Воздействие на среду органами тела
4.2.5. Потребительский характер деятельности
5. Структура деятельности:
5.1. Субъект и объект деятельности
5.2. Мотивы деятельности
5.3. Цель, средства и результат деятельности
6. Виды деятельности и их отличительные черты
6.1. Игра
6.1.1. творческий характер;
6.1.2. наличие воображаемой обстановки;
6.1.3. освоение новых социальных ролей;
6.1.4. наличие определенных правил.
6.2. Общение
6.3. Труд
6.3.1. практический характер (удовлетворение материальных потребностей);
6.3.2. преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);
6.3.3. творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).
6.4. Познание
7. Классификация деятельности
7.1. По субъектам
7.1.1. Индивидуальная
7.1.2. Коллективная
7.2. По характеру деятельности
7.2.1. Репродуктивная
7.2.2. Творческая
7.3. В соответствии с правовыми нормами
7.3.1. Законная
7.3.2. Незаконная
7.4. В соответствии с моральными нормами
7.4.1. Моральная
7.4.2. Аморальная
7.5. По общественному прогрессу
7.5.1. Прогрессивная
7.5.2. Реакционная
7.6. Зависимость от сфер общественной жизни
7.6.1. Экономическая
7.6.2. Политическая
7.6.3. Социальная
7.6.4. Духовная
7.7. По особенностям проявления человеческой активности
7.7.1. Внешняя
7.7.2. Внутренняя
7.8. По направленности
7.8.1. Материальная
7.8.1.1. Материально-производственная
7.8.1.2. Социально-преобразовательная
7.8.2. Духовная
7.8.2.1. Познавательная
7.8.2.2. Ценностно-ориентировочная
7.8.2.3. Прогностическая
8. Роль деятельности в жизни человека
Понятия
Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности.
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.
Абстрагирование— это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира
Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
Дедукция - способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём от общих положений к частным выводам.
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Субъект - источник активности, действующее лицо.
Объект - пассивная, страдательная, инертная сторона взаимоотношений, над которой производится деятельность
Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность.
Традиции - социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение
Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).
Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности.
Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего.
Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п.
Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу.
Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).
Схема
Иерархическая пирамида потребностей
(по А. Маслоу)
Практикум
1. Запишите слово, пропущенное в схеме:
2. Запишите слово, пропущенное в схеме:
3. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.
Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Установите соответствие между особенностями и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ
А) создание необходимых людям благ
Б) наличие воображаемой обстановки
В) обязательное использование языка
Г) необходимость специальной подготовки
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) игра
2) общение
3) труд
5. Запишите слово, пропущенное в схеме.
………
Духовная Практическая
6. Признаком понятия «деятельность» является
1) доминирование биологических потребностей
2) приспособительный характер
3) целенаправленность
4) обязательное использование инструментов
7. Установите соответствие между характеристиками и элементами структуры деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) различные способы достижения желаемого
Б) осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность
В) побуждение к деятельности
Г) продукт деятельности человека
Д) используемые в ходе деятельности предметы
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) мотив
2) цель
3) средства
4) результат
8. Установите соответствие между примерами и видами потребностей:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) отдых и сон
Б) общение
В) достижение определённого положения
в обществе
Г) познание мира
Д) осознание человеком смысла своего существования
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) духовные
3) биологические
9. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Труд, учение, общение, игра, деятельность.
10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) потребность в признании со стороны других людей; 2) стремление достичь высокого социального статуса; 3) социальная потребность; 4) потребность в общении;5) потребность в уважении со стороны своих коллег.
Эссе. «Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности». (Л. Фейербах)
«Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А. Н. Леонтьев).
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» (И.В. Гёте).
«Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью». (А. Эйнштейн)
«Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». (У. Филлипс)
«Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе». (П.С. Гуревич)
1.6. Потребности и интересы
Место в системе социально-гуманитарных наук: Социология и философия
План
1. Понятие потребности
2. Виды потребностей человека
2.1. Биологические
2.2. Экзистенциальные
2.3. Духовные (идеальные, познавательные)
2.4. Социальные
2.5. Престижные
3. Классификации потребностей А.Маслоу:
3.1. Первичные (врожденные)
3.2. Вторичные (приобретенные)
4. Понятие интереса.
5. Классификация интересов:
5.1. - по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества
5.2. - по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
Схема
Первычные (врожденные) потребности | Вторичные (приобретенные) потребности |
ü Физиологические; в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе. ü Экзистенциальные; В безопастности своего существования, конфорте, гарантии занятости, страхование от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне. | ü Социальные; в социальных связях, общении, привязаности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участие в совмесной деятельности. ü Престижные; в самоуважении, уважение с стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценке, служебном росте. ü Духовные; в самоактуализации, самовыражении, самореализации. |
Понятия
Потребность— это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Врожденные потребности: материальные (чистый воздух, продукты питания) и физиологические потребности (определённый температурный режим, режим питания, сна), без которых человек как организм не может существовать.
Приобретенные потребности: Социальные потребности, Престижные (самоутверждение), и Духовные потребности; без них формирование личности невозможно.
Склонность - предрасположенность, способность, талант к чему-либо.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям.
Практикум