Нацеленный на достижение/статус параметр
Статус может приобретаться в результате упорных индивидуальных усилий человека или же в результате его происхождения или принадлежности к определенной социальной группе. Этот параметр развивает предыдущий рассмотренный нами признак. Происхождение или принадлежность к группе указывают на такие моменты, как рождение, родственные и социальные связи, возраст, пол, образование, профессию и т.п.
Так, например, если в ориентированной на успех культуре при приеме на работу у выпускников университетов спрашивают, что они изучали и каковы были их успехи в обучении, то в культурах, ориентированных на статус, прежде всего, поинтересуются местом получения образования.
Не вызывает удивление тот факт, что в неформальной, нацеленной на достижение успеха культуре США принято обращение практически незнакомых людей по имени, независимо от занимаемого поста. Одно применение фамилии для ориентированной на сделку культур, таких как в США или Австралии, может повлиять на партнера по разговору и тем самым несет в себе опасность негативного вмешательства в ситуацию за счет нежелательного для американской культуры воздействия статуса.
Тромпенарс задавал менеджерам различных стран вопросы, призванные пояснить их отношение к статусу и самостоятельно достигнутым успехам, один из которых звучал так: "Уважение к человеку в значительной степени зависит от его происхождения" (см. рис. 25; 17, с. 105).
Рисунок 25. Уважение зависит от происхождения / Процент опрошенных, не согласных с высказыванием
Как видно из таблицы, большое число индустриальных стран отвергают такую установку. Совсем не удивляет то, что эгалитаризм распространен в США, Канаде, Австралии и многих скандинавских странах. Россия также является страной, в которой две трети опрошенных придают большее значение достижениям сотрудников, а не их происхождению, что, впрочем, легко объяснимо влиянием российской традиции. Наивысшее уважение к статусу среди индустриальных стран высказали менеджеры Австрии (51%).
С помощью этого параметра Тромпенарс хорошо обосновывает причины большего значения титула. В наиболее ориентированных на достижение культурах использование титула оказывается значимым лишь в редких случаях, поскольку он весьма незначительно помогает личности в достижении поставленной цели. Единственным имеющим значение условием является успех, которого добиваются, независимо от имеющихся ранее достижений или полученных титулов. Однако надо принимать во внимание тот факт, что широко распространенный в англоязычных странах принцип поощрения достигнутого результата – оплата и продвижение по службе в зависимости от индивидуального вклада в успех – не срабатывает в культурах, ориентированных на статус, где главенствует принцип старшинства.
Принцип, связанный с достижением успеха или значением статуса особенно важен для налаживания деловых отношений между представителями различных культур. Поэтому при проведении переговоров между предпринимателями, придерживающимися противоположных точек зрения на значение статуса, необходимо уважать происхождение и статус партнеров по переговорам и следует позаботится о том, чтобы руководители делегаций обладали равным статусом.
Не меньшее значение для ориентированных на статус культур имеют предметы, которые в сознании людей символизируют социальное положение и место их владельцев на иерархической лестнице, такие как автомобили, сигареты, офисы и их обстановка и т.д.
В этой связи интересен приводимый Тромпенарсом пример с английским менеджером, командированным его фирмой руководить таиландским филиалом (17, с.111). По статусу ему был положен автомобиль "Мерседес", которому менеджер, однако предпочел более удобный для передвижения по оживленным улицам Бангкока маленький японский автомобиль. Однако таиландский сотрудник никак не мог выполнить заказ своего английского начальника, и только после настойчивых вопросов шефа о причине задержки выяснилось, что при выполнении просьбы следующий за англичанином по рангу сотрудник должен был бы передвигаться вместо машины на велосипеде.