История создания виртуальных музеев.
Представители музееведения рассматривают историю виртуальных музеев в той стезе, что виртуальный музей – это эволюционирующая форма реального музея, способ совершенствования его деятельности, явление, производное от традиционного музея и соответственно, более позднее по времени. С такой точки зрения история создания виртуальных музеев выстраивается вдоль линии внедрения информационных технологий в музейную практику.
Так, российский специалист в области музееведения к.т.н. Л.Я. Ноль, говоря об истории информационных технологий в деятельности музеев, отмечает, что ещё в начале 1960-х годов зарубежные музейные специалисты начали использовать компьютеры для обработки данных о музейных коллекциях[5].
Аналогично, по мнению д.иск. А.В. Лебедева, после 1977 года, когда США, в Массачусетском технологическом институте, была разработана первая система виртуальной реальности, появились программы объемной графики, которыми пользуются архитекторы, и эти же программы стали применяться для проектирования музеев»[6].
За рубежом специализированная работа Р. Чинхолла[7] о компьютерной каталогизации музейной деятельности была опубликована в 1975 году, в США.
Другой подход к истории виртуальных музеев, широко распространённый в зарубежных, особенно англо-американских, научных кругах, базируется на позиции, что виртуальный музей - это феномен, существующий в сети Интернет и неразрывно с ним связанный. С этой точки зрения первые виртуальные музеи появились в начале 1990 годов, например, Museum of Computer Art (MOCA), начавший работу в 1993 году.
Специалист в области информационных технологий Д. П. Боуэн[8] в качестве «исторического рекорда» среди виртуальных музеев, открытых частными лицами, упоминает виртуальный музей WebLouvre, созданный французским студентом Николя Пиошем (Nicolas Pioch) в 1994 году. Тогда же, в начале 1990-х годов, появился и сам термин «виртуальный музей». Сначала его начали использовать именно по отношению к таким «нетрадиционным» музейным ресурсам. Особую ценность исследованиям Д. П. Боуэна придаёт тот факт, что он не только изучает виртуальные музеи как исследователь, публикуя единолично и в соавторстве работы на эту тему[9], но и лично создал в 1994 году первый в мире каталог музеев онлайн.
Следует уточнить, что история появления и развития виртуальных музеев как феномена культуры отличается от истории термина «виртуальный музей». Некоторые исследователи относят истоки виртуального музея как феномена культуры к началу XX века и к работам классиков авангарда[10]. Современные учёные называют виртуальными музеями такие культурные явления, в наименованиях которых это словосочетание изначально не использовалось, но, через временную дистанцию, данные явления логично рассматривать именно как прототипы виртуальных музеев.
Так, в статье финского специалиста в области медиа-искусства и цифровых медиа, профессора, имеющего научную степень по истории культуры, Е. Хухтамо «О происхождении музея» одним из первых проектов в области виртуальных музеев упоминается выставка «Музей внутри телефонной сети» («The Museum Inside the Telephone Network»). Эта выставка проходила в Японии в 1991 году[11], и в то время Интернет в этой стране ещё не был «самостоятельным» и напрямую зависел от телефонных сетей.
Одним из пионеров использования термина виртуальный музей применительно к музейным коллекциям был вышедший в 1992 году CD-ROM «The Virtual Museum», выпущенный корпорацией Эппл («Apple Computer»)[12].
В 1992 году была опубликована статья коллектива авторов, состоящего из практикующих специалистов корпорации Эппл и учёных из нью-йоркского и массачусетского университетов, посвящённая виртуальным музеям[13]. В этой публикации под виртуальным музеем понимался «интерактивный электронный музей, где пользователи могут перемещаться из комнаты в комнату и выбирать любой экспонат в комнате для более детального обследования»[14].
Принято считать, что в России первый виртуальный музей, использующий термин вебсайт-музей, появился в 1994 году[15]. Этот виртуальный музей был создан частным лицом.
Если говорить о словоприменительной практике, то исследование лексических данных показывает, что слова виртуальный, компьютерный, мультимедийный, цифровой, электронный музей, веб-музей, гипермузей, кибермузей, интернет-музей, интерактивный музей и музей онлайн часто используются как синонимы. Словоупотребление зависит от особенностей авторского текста. В названиях сайтов традиционных музеев и библиотек термин музеи нередко заменяется терминами выставки, галереи, коллекции, экспозиции. То есть термины виртуальные музеи и виртуальные выставки, коллекции, галереи употребляются синонимично. Однако пользователи Интернета, как показывает статистика «ключевых слов» на Яндексе, наиболее часто применяют в поисковых запросах словесный оборот виртуальные музеи.
В зарубежной практике термин виртуальный музей используется применительно к альтернативным базам данных для хранения информации самого различного профиля, например, медицинских данных о врождённых патологиях сердца (англ. Global Virtual Museum of Congenital Cardiac Pathology)[16].
Таким образом, значение термина виртуальный музей менялось с течением времени. Сначала понимание понятия виртуальный музей было связано с внедрением компьютерных технологий в музеях, в дальнейшем виртуальный музей рассматривался как музей в Интернете. Впоследствии толкование этого термина постепенно перестало ассоциироваться с музеем в классическом смысле этого слова, и виртуальный музей стал расцениваться как форма публикации. В настоящее время виртуальный музей воспринимается, особенно в зарубежной практике, как новая модель взаимодействия, коммуникации, «направленная на улучшение понимания окружающего мира.
Интересно отметить, что виртуальные музеи - современный феномен культуры, - фактически можно рассматривать как мусейон в первоначальном смысле этого слова. Напомним, что слово мусейон (μουσεῖον или Μουσεῖον) в переводе с древнегреческого языка означает место поэтического творчества; хор; философскую школу с книгохранилищем, а также - святилище Муз, покровительниц всех искусств и наук, иными словами - пространство творческого взаимодействия.